оконечность складной лодки

Классы МПК:B63B7/02 содержащие только жесткие элементы 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Центральный научно-исследовательский институт им.акад.А.Н.Крылова
Приоритеты:
подача заявки:
1991-06-19
публикация патента:

Использование: в судостроении. Сущность изобретения: оконечность состоит из складываемых шести бортовых треугольных, двух бортовых четырехугольных и двух четырехугольных днищевых упругих листовых секций, соединенных между собой по кромкам и расположенных симметрично относительно диаметральной плоскости. 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

Формула изобретения

ОКОНЕЧНОСТЬ СКЛАДНОЙ ЛОДКИ, содержащая жесткие силовые связи и упругие листовые секции обшивки, соединенные между собой посредством гибких герметичных шарниров, отличающаяся тем, что четыре секции обшивки борта выполнены по форме треугольными, а две секции - четырехугольными и расположены симметрично относительно диаметральной плоскости, причем секции обшивки днища выполнены по форме четырехугольными, при этом все секции соединены между собой по прямолинейным кромкам, а вершины четырех треугольных секций соединены в одной точке, причем противоположные этим вершинам стороны секций соединены с сопрягаемыми носовыми или кормовыми кромками соответствующих четырехугольных секций, а углы двух соответствующих треугольных и двух днищевых четырехугольных секций, которые соединены в точке, расположенный в диаметральной плоскости, равны между собой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, а именно к быстрособираемым складным лодкам, предназначенным для прибрежного плавания на спокойных водоемах, туризма, охоты, рыболовства и других целей.

Известны оконечности складных лодок, выполненные из упругого листового материала, соединенного гибкими герметичными элементами, расположенными в местах соединения частей корпуса, складываемых в пакет, и содержащие силовые жесткие связи. Известны оконечности, по форме близкие к плоскодонной без выраженного форштевня. Лодки с такими оконечностями компактно складываются, однако имеют невысокие мореходные качества и ограниченную обитаемость. Носовые оконечности с форштевнем, образованным пластинами с выступами и спадинами, стянутыми тросом, и загерметизированным надувной эластичной емкостью (N 984920, СССР), применяются лишь для малых лодок вследствие невозможности складывания в компактный пакет и из-за значительной деформации листов обшивки.

Известна также носовая оконечность складной лодки, выполненная в виде пластин из упругого листового материала, соединенных между собой гибкими герметичными элементами, складывающаяся в пакет и содержащая поперечную жесткую связь - банку.

Вследствие плоскодонных обводов собранной носовой оконечности лодка обладает невысокими мореходными качествами, имеет значительное сопротивление движению, что приводит к повышенному удельному расходу топлива и движению с небольшой скоростью. Кроме того, из-за крутого подъема днища носовая часть имеет ограниченную обитаемость.

Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств складной лодки путем создания оконечности, складывающейся в компактный пакет и имеющей хорошую обитаемость и повышенную мореходность.

Цель достигается за счет применения упругих листовых элементов как треугольной, так и четырехугольной формы, соединенных между собой гибкими герметичными шарнирами.

По сравнению с прототипом заявляемое изобретение имеет следующие отличительные признаки: наличие четырех треугольных и четырех четырехугольных упругих листовых элементов, сопрягаемых по прямолинейным кромкам, причем сопрягаемые углы днищевых треугольных и четырехугольных элементов равны, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "новизна". Из техники известно применение треугольных и четырехугольных упругих листовых элементов, сопряженных между собой с помощью гибких шарниров. Наличие в заявляемом изобретении симметричных относительно диаметральной плоскости четырех треугольных и четырех четырехугольных упругих листовых элементов, сопрягаемых по прямолинейным кромкам таким образом, что в одной точке соединены четыре вершины треугольных элементов, противоположные этим вершинам стороны присоединены к носовым (кормовым) кромкам соответствующих четырехугольных элементов, а сопрягаемые углы оконечность складной лодки, патент № 2029706 (фиг.1) днищевых треугольных и четырехугольных элементов равны, позволяет получить мореходные обводы оконечности, пониженное сопротивление движению и улучшенную обитаемость при минимальных размерах сложенного пакета.

На фиг. 1 дана развертка обшивки оконечности; на фиг. 2 - собранная оконечность, вид сбоку; на фиг. 3 - проекция корпуса. на фиг. 4 - сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 5 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 6 - исходное состояние оконечности лодки; на фиг. 7 - схема складывания форштевня; на фиг. 8 - оконечность лодки, сложенная в плоскую фигуру; на фиг. 9 - оконечность в сложенном состоянии.

Упругие листовые элементы треугольной формы: 1, 2 правого борта и 3 и 4 левого борта и элементы четырехугольной формы: 5, 6 правого и 7 и 8 левого бортов соединены гибкими шарнирами 9. Для успешного складывания и получения компактного пакета углы оконечность складной лодки, патент № 2029706 и оконечность складной лодки, патент № 2029706 должны быть попарно равны. Элемент 1 правого борта соединяется через гибкий шарнир с элементом 3 левого борта по кромке А. Образуется линия форштевня. Аналогичным образом соединены элементы 1, 2 (3 и 4) по кромкам Б (В) и элементы 5, 6 (7 и 8) по кромкам Г (D).

Собранная оконечность и проекция корпуса изображены на (фиг.2 и 3). Пунктирными линиями показаны направления, по которым происходит складывание. С целью достижения необходимой жесткости конструкции и получения мореходных обводов листовым элементам за счет устанавливаемых шпангоутов 9 и 10, привального бруса 11, банок 12, 13 и пайола 14 придаются небольшие погиби по коническим поверхностям в пределах упругой области работы материала.

Складывание оконечности происходит следующим образом.

Из исходного состояния (фиг.6) форштевень укладывается на линию киля по стрелке (фиг. 7). При этом все листовые элементы, имевшие упругую погибь, распрямляются, борта "автоматически" ложатся на днище, образуется плоская фигура, которая складывается в диаметральной плоскости (по стрелкам на фиг. 8). В результате получается компактный пакет, размеры которого не превышают размеров упругого листа 6 (фиг.1).

В случае конкретного выполнения элементы из упругого листового материала, например дюраля, соединяются между собой через гибкие шарниры - полосы из прорезиненной ткани при помощи заклепок. Разборные шпангоуты 9 и 10 (фиг. 2) из легкого сплава, состоящие из прямолинейных участков, крепятся к обшивке с помощью винтов-барашков, ввинчиваемых в гайки, закрепленные на упругих листах (не показаны). Верхние ветви шпангоутов соединены с привальным брусом также при помощи винтов-барашков. Банки 12, 13 и пайол 14 являются формообразующими элементами оконечности. Пайол 14 и носовая (кормовая) банка в местах установки фиксируются относительно листов обшивки штифтами, запрессованными одной стороной в пайол 14 (банку) и устанавливаемыми другой стороной в гнезда на листах обшивки (не показаны). Такой способ установки пайола делает его несущим элементом, участвующим в общем изгибе оконечности и играющим роль киля. Штевневая распорка 15 является поперечной связью, которая замыкает контур: привальный брус 11 - шпангоут 9 - носовая (кормовая) банка 12 - пайол 14, что увеличивает жесткость конструкции.

Сборка оконечности производится в следующем порядке: пакет (фиг.9) разворачивают относительно осевой линии, проходящей вдоль длинной стороны (фиг. 8), после этого форштевень поднимают (в направлении, обратном показанному стрелками на фиг.7) до полного развертывания (фиг.6). После этого производят установку шпангоутов 9, 10 (фиг.2) привального бруса 11, штевневой распорки 15, пайола 14, банок 12 и 13. Разборка осуществляется в обратном порядке: снимаются банки 12 и 13 (фиг.2), пайол 14, штевневая распорка 15, привальный брус 11, вынимаются шпангоуты 9 и 12, производится складывание обшивки в компактный пакет в соответствии с фиг.9.

Наверх