серусодержащие соединения
Классы МПК: | C07C303/32 солей сульфокислот C10L1/24 содержащие серу, селен или теллур |
Автор(ы): | Кеннет Льютас[GB], Эдвин Вилльям Шехманн[GB], Роберт Драйден Тэк[GB], Альберт Росси[US] |
Патентообладатель(и): | Эксон Кемикал Пейтентс Инк. (US) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-02-06 публикация патента:
27.02.1995 |
Использование: в качестве модификаторов в топливах. Сущность изобретения: продукт - серусодержащие соединения формулы A-C(X-R
)=C(Y-R
)-B , где X - R
=CONR
R
, COOR
или -COO(-)(+) H2NR
R
; Y-R
-SO3 (-)(+) HN(R
)2R
SO3(-)(+) H2NR
R
-SO2 (-)(+) H2NR
R
-SO2NR
R
R
и R
-алкил C10-C22 R
- водород, метил или углеводородная группа C10-C22, причем некоторые R
могут быть одинаковые или различными; группа
- часть бензольного или нафталинового кольца. Получают взаимодействием кислоты или ангидрида со вторичным амином. 12 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10






























Формула изобретения
1. СЕРУСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ общей формулы
где X - R1 - -CONR3R1, -COOR1 или -COO(-)(+)H2NR3R1;
Y - R2 - SO3(-)(+)(-)(+)N(R3)R2, - SO3(-)(+)H2NR3R2;- SO2NR3R2;
R1 и R2 - C10 - C22-алкил;
R3 - водород, метил или углеводородная группа C10 - C22,
причем некоторые R3 могут быть одинаковыми или различными, группа

часть бензольного или нафталинового кольца. 2. Соединения по п.1, отличающиеся тем, что R1, R2 и R3 - нормальный C10 - C22-алкил.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к новым химическим соединениям, которые являются полезными в качестве модификаторов кристаллов в топливах, в особенности в дистиллятных топливах, и к применению этих химикатов в качестве присадок к дистиллятивным топливам, а также к топливам, содержащим присадки. Уже были описаны длинноцепочечные н-алкильные производные дифункциональных соединений, а также их использование в качестве присадки, понижающей температуру застывания парафинсодержащих масел, а именно алкенилсукциновой (алкенилянтарная) кислоты, [1] малеиновой кислоты [2] и фталевой кислоты [3]. Описаны [4] аминные соли некоторых алкилированных ароматических сульфоновых кислот, а также их применение в качестве противокоррозионной присадки для турбинных смазочных масел и гидравлических масел. Авторами обнаружено, что некоторые новые соединения являются полезными в качестве модификаторов температуры застывания дистиллятных топлив за счет значительного снижения размеров образующихся кристаллов парафинов ниже 4000 нм, иногда ниже 2000 нм, предпочтительно ниже 1000 нм, при использовании одного модификатора или в сочетании с известными модификаторами кристаллизации парафинов. Таким образом, настоящее изобретение обеспечивает соединение общей формулы
Y-R2-SO3(-)(+)HN(R3)2R2; -SO3(-)(+)H2NR3R2; - SO2NR3R2;
R1 и R2 - нормальный алкил С10-С22;
R3 - водород, метил или углеводородная группа С10-С22, причем некоторые R3 могут быть одинаковыми или различными, группа


(i) Когда 16-20 л топлива пропустили через фильтр, давление капли через фильтр не превышает 50 кПа, предпочтительно 25 кПа, более предпочтительно 10 кПа, еще более предпочтительно 5 кПа. (ii) По крайней мере 60%, предпочтительно, по крайней мере 80%, более предпочтительно по крайней мере 90 мас.%, воска, находящегося в топливе, как определено ДСК-тестом, будет найдено в топливе, прошедшем через фильтр. (iii) При перекачке 18-20 л топлива через фильтр скорость топлива всегда остается равной более 60% от первоначальной скорости, а предпочтительно более 80%. Эти топлива, содержащие соединения настоящего изобретения обладают явными преимуществами, по сравнению с известными дистиллятными топливами, у которых свойства холодного течения улучшены добавлением традиционных присадок. Например, топлива являются эксплуатируемыми при температурах, приближающихся к точке застывания, и не ограничиваются неспособностью пройти CFPP-тест. Следовательно, эти топлива или проходят CFPP-тест при достаточно низких температурах, или устраняется необходимость в проведении этого теста. Топлива также имеют улучшенные свойства для холодного старта при низких температурах, так как они не требуют рециркуляции теплого топлива для растворения нежелательных отложений воска. Топлива также имеют пониженную тенденцию к отложению кристаллов воска в топливе во время хранения, снижая тенденцию воска к агломерации на дне резервуаров для хранения, блокируя таким образом фильтры и т.п. Наиболее значительный эффект обычно получают, когда соединения изобретения используют в сочетании с другими присадками, известными для улучшения свойств холодного течения дистиллятных топлив, хотя они могут быть использованы и самостоятельно. Соединения предпочтительно использовать вместе с другими соединениями, известными как блокполимеры общей формулы





E = H или СН3, или D, или R";
G = H или D;
m = 1.0 (гомополимер) до 0,4 (молярное соотношение);
Y = H, R; арил или гетероцикл, R"CO.OR;
K = H, CO OR" OCO.R", OR", CO2H;
Z = H, R", CO,OR", OCO.R", aрил, СО2Н;
n = 0,0 до 0,6 (молярное соотношение)
R

R"

При необходимости другие мономеры могут быть терполимеризованы. Примерами подходящих блокполимеров являются фумарат/винилацетата, особенно те, что описаны в [8] , и этерифицированные сополимеры олефин/малеиновый ангидрид, и полимеры и сополимеры

R-O(A)-O-R*, где R и R* являются одинаковыми или различными и могут быть
(i) н-алкилом;
(ii) н-алкил -

(iii) н-алкил -O-

(iv) н-алкил -O-










U = H, T или арил;
V = 1,0 до 0,0 (молярное соотношение);
W = 0,0 до 1,0 (молярное соотношение); где R" является алкилом. Эти полимеры могут быть получены непосредственно из этилена ненасыщенных мономеров или непосредственно путем гидрирования полимера, полученного из таких мономеров, как изопрен, бутадиен. Особенно предпочтительным углеводородным полимером является сополимер этилена и пропилена, имеющий содержание этилена предпочтительно 20-60% (мас./мас.) и обычно получаемый с помощью гомогенного катализа. Используемое соотношение присадок будет зависеть от обрабатываемого топлива, но обычно 30-60 мас.% присадок составляет соединение настоящего изобретения. Система присадок, которая образует часть настоящего изобретения, обычно может быть подана в виде концентратов для введения в массу дистиллята топлива. Эти концентраты также могут содержать от 3 до 75 мас.%, более предпочтительно 3-60 мас. % , еще более предпочтительно 10-50 мас.% присадок, предпочтительно в виде раствора в масле. Такие концентраты также входят в область настоящего изобретения. Присадки настоящего изобретения могут быть использованы для широкого набора дистиллятных топлив, кипящих в интервале 120-500оС. Изобретение иллюстрируется следующими примерами. Приготовление. П р и м е р 1. Готовят N,N-диалкиламмониевую соль 2-диалкиламидобензолсульфоната, где алкильные группы являются н-С16-18Н33-37, при взаимодействии 1 моль циклического ангидрида о-сульфобензойной кислоты с 2 моль ди-(гидрированного) таллового амина в растворе ксилола при концентрации 50% (мас. /мас. ). Реакционную смесь перемешивают при температуре между 100оС и температурой кипения с обратным холодильником. Растворитель и химикаты должны быть по возможности сухими, чтобы не вызвать гидролиза ангидрида. Продукт анализируют с помощью ЯМР-спектроскопии при 500 МГц, что соответствует структуре:

П р и м е р 2. Работают по методике примера 1, с тем исключением, что о-сульфобензойную кислоту вводят в реакцию сначала с 1 моль октадекан-1-ола и 1 моль ди-гидрированного таллового амина. Продукт анализируют ЯМР-спектроскопией при 500 МГц и показывают структуру:

Испытание
Эффективность продукта примера 1 и присадочных систем, содержащих продукт, в качестве вещества, улучшающего фильтруемость перегнанных топлив, определяли следующим методом. По одному методу реакцию масла к присадкам измеряли методом холодного фильтрования. Это испытание предназначено для корреляции с холодным потоком среднего дистиллята в автомобильных дизелях. Коротко говоря, 40 мл образца масла, которое подвергается испытанию, охлаждают в бане, которую поддерживают при температуре -34оС, проводя нелинейное охлаждение со скоростью около 1оС/мин. Периодически (через 1оС, начиная с точки помутнения) охлажденное масло испытываю на его способность протекать через тонкую сетку за определенный период времени с использованием испытуемого прибора, который представляет собой пипетку, к нижнему концу которой присоединена перевернутая воронка, которая расположена ниже поверхности испытуемого масла. На входе воронки натянута сетка 350 меш (отверстия 0,04 мм) площадью 12 мм2. Периодически испытания осуществляются путем создания вакуума в верхней части пипетки, тем самым вызывая прохождение масла через сетку в пипетку до отметки 20 мл масла. После каждого успешного отбора масло немедленно возвращается в трубку CFPP. Испытание повторяют через каждый градус падения температуры до тех пор, пока масло не потеряет способность заполнять пипетку в проделах 60 с. Эта температура регистрируется, как температура прекращения холодного фильтрования CFPP. Различие между температурой CFPP для топлива без присадки и топлива с присадкой регистрируется, как депрессии CFPP за счет присадки. Более эффективный депрессант приводит к большей депрессии CFPP при одинаковой концентрации присадки. Другое определение эффективности присадки проводится в условиях испытаний программного охлаждения (РСТ), которое является тестом медленного охлаждения, предназначенного для обнаружения того эффекта, что: будет ли парафиновая фракция топлива проходить через фильтры, работающие в системе нагревания этого топлива. В испытании свойства холодного потока описанных топлив, содержащих присадки, определяли следующим образом. 300 мл топлива линейной охлаждали со скоростью 1оС/ч до температуры испытания и затем температуру поддерживали постоянной. Через 2 ч при -9оС приблизительно 20 мл поверхностного слоя удалили, поскольку большая часть отвержденных парафинов образовалась в течение охлаждения на границе масло/воздух. Парафин, который осаждается в колбе, диспергируют осторожным перемешиванием, и затем в колбу вводят фильтровальное устройство CFPP. Открывают кран пипетки при вакууме 500 мм рт.ст. и закрывают при 200 мм рт.ст. после прохождения топлива через фильтр в градуированный резервуар. Прохождение (PASS) регистрируют, если 200 мл топлива отбираются в течение 10 секунд через фильтр с данным размером отверстия (меш), и регистрируют PAIL, если скорость потока слишком мала, что показывает на блокировку фильтра. Для этого определения использовали фильтровальные устройства CFPP с сетками в 20, 30, 40, 60, 80, 100, 120, 150, 200, 250 и 350 меш (0,84, 0,59, 0,42, 0,25, 0,177, 0,149, 0,125, 0,09, 0,074, 0,058 и 0,04 мм), что позволяет определять тончайшую сетку (с большим числом меш), через которую будет проходить топливо. Чем больше число меш сетки, через которую будет проходить парафиновая фракция, содержащаяся в топливе, тем меньше размер кристаллов парафина и тем больше эффективность присадки для топлива. Следует отметить, что не будет двух топлив, которые покажут одинаковые результаты испытаний для одинакового уровня обработки одной и той же присадкой, улучшающей текучесть топлива. Перед фильтрацией РСТ были также изучены процессы осаждения. Величину осажденного слоя визуально измеряли, как % от общего объема топлива. Это излишнее отложение парафина составляло небольшое число, в то время как остальная часть топлива составляла 100%. В этих случаях следует быть внимательными, так как плохиеа образцы сгущающегося топлива с большими кристаллами парафина почти всегда характеризуются высокими величинами осадка, и эти результаты следует регистрировать, как "гель". Эффективность присадок настоящего изобретения в понижении точки помутнения дистиллированных топлив определяли стандартным испытанием (РP-219) или ASTM= D2500), и другие характеристики кристаллизации, такие как точка загустевания (WAP) тест (ASTM D8117-72) и температуру загустевания (WAT) измеряли дифференциальной сканирующей калориметрией с использованием дифференциального сканирующего калориметра ТА 2000В фирмы "Меттлер". В испытании 25 мкл образца топлива охлаждали со скоростью 2оС/мин от температуры по крайней мере на 30оС выше точки помутнения топлива. Оценивали наблюдаемое начало кристаллизации без коррекции на термическую задержку (приблизительно 2оС), как температуру загустевания, как это фиксировалось дифференциальной сканирующей калориметрией. Способность топлива проходить через фильтр дизельного топлива двигателя, определяли в устройстве, состоящем из типичного фильтра двигателя, вмонтированного в стандартную топливную линию, в качестве автомобиля был использован пассажирский дизельный автомобиль 1980 VM Golf типа Bosch Typi, а в качестве двигателя серии Cummins NTG был использован Cummins FT105. Резервуар и подающую систему, способную поддерживать снабжение половины нормального топливного бака, связанного с бензиновым насосом, как это сделано в VM Golf, использовали для прокачки топлива через фильтр от бака с постоянной скоростью потока, как это осуществляется в автомобиле. Были обеспечены средства измерения падения давления вдоль фильтра, скорости потока от бензинового насоса и температуры системы. Прокачанное топливо регистрировали как "введенное" топливо, так и излишки топлива. В испытании бак заполняли 19 кг топлива и снабжали устройством для испытания на протечку. Температуру стабилизировали на воздухе при температуре на 8оС выше точки загустевания топлива. Затем систему охлаждали со скоростью 3оС/ч до целевой температуры испытания и поддерживали эту температуру по крайней мере 3 ч для стабилизации температуры топлива. Бак энергично встряхивали для полноты диспергирования присутствующего парафина; образец брали из бака и 1 л топлива удаляли через линию питания сразу после бака и возвращали в бак. Затем включали насос с числом оборотов, соответствующим работе насоса при движении автомобиля по улице со скоростью 110 км/ч. В случае VW Golf скорость работы насоса составляла 1900 об/мин, что соответствовало скорость работы двигателя в 3800 об/мин. Падение давления вдоль фильтра и скорость потока топлива из бензонасоса регистрировали до тех пор, пока не выкачивали топливо, обычно в течение 30-35 мин. Если подача топлива к инжекторам могла быть поддержана при уровне 2 мл/с (излишки топлива составят 6,5-7 мл/с), результат регистрировали, как PASS. Падение скорости потока к инжекторам означали, как BORDERLINE нулевой поток означал, как FAIL. Обычно результат PASS может быть связан с увеличением падения давления вдоль фильтра, которое может достигать 60 кПа. При этом значительная часть парафина должна проходить через фильтр для получения такого результата. Оценка GOOD PASS характеризует испытание, когда падение давления вдоль фильтра не превышает 10 кПа, и означает, что наибольшая часть парафина прошла через фильтр, а отличный результат соответствует падению давления ниже 5 кПа. Кроме того, через каждые 4 мин в течение испытания отбирали образцы топлива из "излишков" топлива и топлива подачи к "инжекторам". Эти образцы, вместе с предварительно отобранными образцами из топливного бака, сравнивали по данным ДСК, для установления доли парафина, который прошел через фильтр. Также были взяты образцы перед испытанием топлива и образцы SEM, полученные после испытания, для сравнения типа и размера кристаллов парафина с фактическими характеристиками. Были использованы следующие добавки:
(I) Продукт примера 1. (II) Присадки А
АI означает смесь 1:3 по массе двух этилен-винилацетатных сополимеров; АЗ состоит из этилена и около 38 мас.% винилацетата, и имеет среднюю мол. массу 1800 (VPO) и А2 состоит из этилена и 17 мас.% винилацетата и имеет среднюю мол. массу 3000 (VPO). А4 состоит из смеси 50/50 в процентах А2 и А3. А5 состоит из полимеров, содержащих 13,5 мас.% винилацетата и имеет среднюю мол.массу 3500 (VPO). (III) Присадка В
Полиэтиленгликолевые (PEG) сложные эфиры и полипропиленгликолевые (PPG) сложные эфиры были получены смешением одной мольной доли полиэтилен или полипропиленгликоля с одной или двумя мольными долями карбоновых кислот для получения моно- и ди- сложных эфиров соответственно. Пара-толуолсульфокислоту добавили к реагентной массе (0,5 мас.%) в качестве катализатора. Смесь нагревали при 150оС с перемешиванием и слабым потоком азота для отгонки воды из реакции. После завершения реакции, как это фиксировали ИК-спектроскопией, продукт вылили в расплавленном состоянии и оставили охлаждаться до получения парафинообразного состояния. PEG и PPG обычно называются в сочетании с их молекулярными массами, например PEG 600 означает полиэтиленгликоль со средней мол.массой 600. Эта номенклатура здесь продолжается таким образом, что PEG 600 дибегенат означает сложноэфирный продукт реакции 2 мольных долей бегеновой кислоты с 1 моль PEG 600, что обозначает присадку В, используемую здесь. (IV) Присадка С
Продукт реакции 1 моль фталевого ангидрида с 2 моль дигидрогенированного жирного амина, с образованием поламид/поламинной соли. (V) Присадка D
Сополимер этилена и пропилена, содержащий 50 мас.% этилена и имеющий среднюю мол.массу 60000. (VI) Присадки Е
Е1 получают этерифицированием 1:1 мольного стирол-малеинового ангидридного сополимера с 2 моль 1:1 мольной смеси С12Н25ОН и С14Н29ОН на 1 моль ангидридных групп, которые были использованы в этерификации (используют небольшой избыток, приблизительно 5% спирта) с применением пара-толуолсульфокислоты в качестве катализатора (1/10 моль) в ксилоле (в качестве растворителя). Присадка имела мол.массу (Mn) 50000 и содержала 3 мас.% необработанного спирта. Полимер Е2 был образован с помощью 2 моль С14Н29ОН для этерификации стирол-малеинового ангидридного сополимера, и это привело к средней мол.массе 50000 и содержанию свободного спирта 3,3 мас.%. В дальнейших примерах топлива были обработаны присадками, затем охлаждали до температуры на 10оС ниже точки загустевания (АТ), и размер кристаллов парафина измеряли на электронном сканирующей микроскопе и определяли способность топлива проходить через топливный фильтр Cummins FT105. Результаты были следующие:
П р и м е р 3. Характеристика использованного топлива Точка помутнения, оС 14 CFPP необработанно- го, оС 16
Температура образова- ния парафина, оС 18,6 (загу-
стевание)
Начальная точка кипе- ния, оС 178 20% 230 90% 318 Конечная точка кипения, оС 355
Содержание парафина при -25оС, мас.% 1,1
В топливе были введены добавки, включающие 250 частей на миллион каждого из продукта примера 1, добавок А5 и Е1 и топлива были проверены при -25оС, и, как было определено, размер кристалла парафина составлял 1200 нм в длину, и свыше 90% парафина проходило через фильтр Cummins FT105. В процессе испытания прохождение парафина было зафиксировано наблюдением падения давления вдоль фильтра, которое составило, 2,2 кПа. П р и м е р 4. Повторили пример 3 и нашли размер кристалла парафина 1300 манометров и максимальное падение давления вдоль фильтра составило 3,4 кПа. П р и м е р 5
Характеристики используемого топлива Точка помутнения,оС 0 CFPP необработанного, оС 5
Температура появления парафина, оС 2,5 (загу-
стевание)
Начальная температура кипения, оС 182 20% 220 90% 354 Конечная точка кипения,оС 385
Содержание парафина
при температуре испытания, мас.% 1,6
В топливо ввели сочетание добавок по 250 ч. млн. каждого из продукта примера 1 и присадок А5 и Е2, и размер кристалла парафина составил, как было найдено, 1500 нм, и около 75% парафина прошло через фильтр Bosch 145434106 при температуре испытания - 8,5оС. Максимальное падение давления на фильтре составило 6,5 кПа. П р и м е р 6. Пример 5 повторили и получили значения для размера кристалла парафина 2000 нм, из которого 50% прошло через фильтр с максимальным падением давления на фильтре 35,3 кПа. П р и м е р 7. Топливо, используемое в примере 5, обработали 400 ч/млн. продукта примера 1 и 100 ч/млн. А1, и топливо испытали, как в примере 5, при температуре -8оС, при которой содержание парафина составляло 1,4 мас.%. Максимальный размер кристалла парафина, как было найдено, составил 2500 нм, и 50 мас.% парафина прошло через фильтр с падением давления на фильтре 67,1 кПа. При использовании этого топлива в испытательном устройстве, падение давления увеличивалось довольно быстро, и испытание прекращалось. Заявители полагают, что причиной этому, как показала фотография, было то, что кристаллы были плоскими и пластинчатые кристаллы, которые задерживались на фильтре, покрывали фильтр тонким непроницаемым слоем. С другой стороны, "кубические" (или "комочки") кристаллы, если они не проходили через фильтр, собирались в сравнительно рыхлое кокс-отложение, через которое топливо еще могло проходить до тех пор, пока масса не становилась настолько большой, что фильтр забивался и общая толщина кокса-парафина становилась такой большой, что падение давления снова возрастало. П р и м е р 8 (сравнительный). Топливо, используемое в примере 5, обработали 500 ч/млн. смеси 4 ч присадки С и 1 ч. присадки А5 и испытали при -8оС, при этом размер кристалла парафина, как было найдено, составил 6300 нм, и 13 мас.% парафина прошло через фильтр. Этот пример находился среди лучших примеров прототипа, но без данных по прохождению кристаллов парафина. Данные сканирующей электронной микроскопии кристаллов парафина в топливе примеров 3-8 были получены помещением образцов топлива в две колбы в холодных боксах, температура которых поддерживалась на 8оС выше температуры помутнения в течение 1 ч для стабилизации температуры топлива. Бокс затем охлаждали со скоростью 1оС/ч до температуры испытания, которую затем поддерживали постоянной. Затем соединяют с вакуумом предварительно собранное фильтровальное устройство, состоящее из дренажного круга диаметром 10 мм, окруженного металлическим кольцом 1 мм ширины, которое является суппортом серебряного фильтра с отверстиями 200 нм, закрепленного в этом положении двумя вертикальными шпильками. Применяют вакуум по крайней мере 30 кПа и охлажденное топливо по каплям подают на мембрану из чистой капельной пипетки до тех пор, пока небольшое куполообразное отложение не закроет мембрану фильтра. Топливо медленно прикапывают для подкрепления отложения; после 10-20 капель топлива отложение подсушивают, удаляя тонкий слой топлива, которое увлажняет парафиновый кокс на мембране. Толстый слой парафина нельзя промыть без потерь, и поэтому при промывке может быть удален тонкий слой отложения. Оптимальная толщина слоя является функцией формы кристалла, при этом "лепестковые" кристаллы образуют более тонкий слой, чем "комковатые" кристаллы. Важно, что отложенный парафиновый кокс имеет матовую поверхность. "Блестящий" парафиновый кокс показывает наличие остаточного топлива и кристаллической "смазки" и должен быть удален. Затем парафиновый кокс промывают несколькими каплями метилэтилкетона, после чего его полностью подсушивают. Процесс повторяют несколько раз. После завершения промывки, метилэтилкетон будет исчезать очень быстро, оставляя "бриллиантовую матовую белизну" поверхности, которая будет становиться серой от применения дополнительной капли метилэтилкетона. Промытый образец затем помещают в холодный эксикатор и поддерживают его готовым для анализа на SEM. Необходимо держать образец охлажденным для защиты парафина, поскольку его следует хранить в холодном боксе перед переносом образца (в подходящем для переноса контейнере) на анализ SEM, чтобы избежать образования льда на поверхности образца. (SEM - сканирующая электронная микроскопия). В течение покрытия (оттенения) образец следует держать при максимально возможной минусовой температуре для того, чтобы уменьшить повреждение кристаллов. Плоский электрический контакт является наилучшим, при этом к стенке контакта с помощью винта прижимают кольцо фильтровального устройства, располагая поверхность образца в центре пластины. Может быть также использована электропроводящая краска. Микрофотографии оттененных (покрытых) образцов получены стандартным способом на сканирующем электронном микроскопе. Микрофотографии проанализированы для определения среднего размера кристалла с помощью накладки прозрачной пластины на микрофотографию (прозрачная пластина с 88 точками пересечения 8 горизонтальных и 11 вертикальных линий - шаблон). Величина должна быть такой, что только несколько граней наибольшего кристалла касались более, чем одной метки, и пригодным оказалось увеличение 4000-8000. Если форма кристалла может быть хорошо определена, то по точкам касания кромок кристалла с измерительной сеткой, нанесенной на прозрачной бумаге, можно определить размер кристалла. "Разброс" измерений в виде функции стандартных отклонений Гаусса с учетом коррекции Бесселя также принимается во внимание. Примеры 3-7 показывают, что при использовании соединения изобретения в присадочных композициях, кристаллы могут проходить через фильтр легко, и качественная низкотемпературная характеристика может быть распространена на топлива с повышенным содержанием парафина, по сравнению с практикуемыми, без изменения таких характеристик топливной системы, как способность рециклизации топлива из двигателя для подогрева топливного питания из топливного бака, отношение потока топливного питания к рециркулируемому топливу, отношение площади поверхности основного фильтра к потоку топливного питания и размеру и расположению предфильтров и сеток. Соединение, полученное в примере 1, было испытано на его эффективность в качестве добавки для дистиллированного топлива в следующих топливах, температуры кипения которых измерены в соответствии с ASTM-D86 (см.табл.1). Результаты в испытании с программируемым охлаждением (РСТ), осуществленные при -12оС в топливе-1 были следующими (см.табл.2). Дальнейшие результаты для топлива-1 были следующими (см.табл.3). Результаты для топлива-3 были следующими (см.табл. 4). Дальнейшие результаты для топлива-1 были следующими (см.табл.5)
Результаты по топливу-2 были следующими и представлены в табл.6. П р и м е р 9. Топливо, используемое в этом примере, имело следующие характеристики
(ASTM-D06)
IBP (начальная точка кипения),оС 190 20% 246 90% 346
FBP (конечная точка кипения),оС 374
Температура появления парафина, оС -1,5
Температура помутне- ния, оС +2,0
Топливо было обработано 1000 ч/млн. активного ингредиента из следующих присадок:
(E) Смесь присадки 2 (1 часть по массе) и присадки 4 (9 частей по массе). (F) Промышленная присадка этилен-винилацетатного сополимера, выпускаемого Excon Chemical, как ЕСА 5920
(G) смесь из:
1 ч. присадки 1
1 ч. присадки 3
1 ч. присадки J
1 ч. присадки К
(Н) Промышленная присадка этилен-винилацетатного сополимера, выпускаемого Amoco, как 2042В. (I) Промышленная присадка этилен-винилпропионатного сополимера, выпускаемого BASF, как Keroflux 5460. (J) Без присадки
(К) Продукт реакции 4 моль дигидрогенированного жирного амина и 1 моль пиромелитового ангидрида. Реакцию осуществляют без растворителя при 150оС при перемешивании в атмосфере азота в течение 6 ч. Следующие свойства этих топлив были измерены:
(I) Способность топлива проходить через основной дизельный фильтр при -9оС, и процент парафина, прошедшего через фильтр, со следующими результатами, представленными в табл. 7. (II) Падение давления на основном фильтре от времени характеризует любой парафин, проходящий через фильтр. (III) Отложение парафина в топливе измеряли с помощью охлаждения 100 мл топлива в градуированном мерном цилиндре. Цилиндр охлаждали со скоростью 1оС/ч от температуры, предпочтительно на 10оС выше точки помутнения, но не менее 5оС выше точки помутнения до испытуемой температуры, которую затем поддерживали постоянной. Температура испытания во время выдержки зависит от применяемого топлива, т.е. дизельного топлива и нагретого масла. Предпочтительно, чтобы температура испытания была по крайней мере на 5оС ниже точки помутнения и минимальное время холодной выдержки составляло бы 4 ч. Предпочтительно испытуемая температура должна быть на 10оС или более ниже точки помутнения топлива и период выдержки должен составлять 24 ч или более. После завершения выдержки измерительный цилиндр проверяется и доля отложенного кристаллического парафина визуально измеряется как высота парафинового слоя от дна цилиндра (8 мл) и выражается в процентах к общему объему (100 мл). Чистое топливо можно видеть выше отложенных кристаллов парафина и эта форма измерения часто достаточная для оценки парафинового отложения. Иногда топливо мутнеет выше слоя отложенных кристаллов парафина или кристаллы парафина, как можно видеть, являются более плотными и осаждаются к дну цилиндра. В этом случае используют более количественный метод анализа. Для этого 5% (5 мл) топлива осторожно отбирают из верхней части и хранят для анализа, затем 45% топлива отбирают и отбрасывают, далее следующие 5% отбирают и хранят для анализа, затем следующие 35% топлива отбирают и отбрасывают и, наконец, 10% донной смеси отбирают после нагревания для растворения кристаллов парафина. Эти образцы называют как верхние, средние и донные образцы соответственно. Важно, чтобы вакуум, применяемый для отбора образцов, был не очень глубокий, т.е. 200 мм вод. ст. и чтобы вершина пипетки была помещена непосредственно на поверхность топлива, для того, чтобы избежать потоков жидкости, которые будут нарушать распределение концентрации парафина в различных слоях в цилиндре. Затем образцы нагревают до 60оС в течение 15 мин и проверяют на содержание парафина с помощью дифференциальной сканирующей калориметрии (ДСК), как это описано ранее. В настоящем случае был использован прибор ТА 2000 в DSC фирмы "Меттлер". 25 мкл образцов поместили в рабочую ячейку и в сравнительную ячейку, затем ячейки озлаждали со скоростью 22оС/мин от 60оС до по крайней мере 10оС, но предпочтительно 20оС выше температуры появления парафина (АТ) и затем образец охладили со скоростью 20оС/мин до температуры на 20оС ниже WAT. Сравнением должен быть опыт с неосажденным, неохлажденным обработанным топливом. Степень осажденного парафина затем коррелируется с WAT (или WAT= WAT осажденного образца = WAT оригинала). Отрицательные величины указывают на депарафинизацию топлива, а положительные величины указывают на обогащение парафином в процессе отложения. Содержание парафина также может быть использовано, как мера отложения для этих образцов. Это иллюстрируется с помощью % WAX или

E 4400
F 10400
G 2600
H 10000
I 8400
J Тонкие пластинки,
превышающие 50000
Дополнительные примеры 10-15. П р и м е р 10. Работают по методике примера 2, за исключением того, что вместо октадекан-1-она используют декан-1-ол, а вместо ди-(гидрированного)талгамин-дидециламин. Кроме того, работают по методике примера 2, причем используют спирты и амины с различными длинами алкильных цепей. Таким образом получают С10-, С12-, С14-, С16-, С18-, С20- и С22-производные соединения примера 2. Указанные разные 7 соединений подвергают испытанию программного охлаждения (тесту РСТ, описанному в заявке). При испытании применяют очень тонкие фильтры для определения оптимальной длины алкильных цепей для испытуемого топлива. Соединения настоящего примера добавляют к топливу в концентрации 250 ч/млн. Топливо, кроме того, содержит 250 ч/млн. сополимера стирола и n-C14-малеиновой кислоты и 250 ч/млн. сополимера этилена с пропиленом (56 мас.% действующего начала). Проводят два ряда тестов с использованием двух различных топлив, обозначенных как топливо 191 и топливо 80012/86. В рядах тестов, при которых используют топливо 191, проводят фильтрацию при -8,5оС. Результаты указаны ниже. Соединение Сетка для
пропускания в
тесте РСТ, мкм С10-производное 45 С12-производное 45 С14-производное 45 С16-производное 45 С18-производное 40 С20-производное 35 С22-производное 40
В рядах тестов, при которых используют топливо 80012/86, проводят фильтрацию при -13оС. Результаты указаны ниже. Соединение Сетка для
пропускания в
тесте РСТ, мкм С18-производное 40 С20-производное 25 С22-производное 45
Получают и испытывают соединения с различными длинами алкильных цепей. Настоящий пример показывает, что возможно определить в специфическом топливе оптимальную длину алкильных цепей. В топливах, испытуемых в настоящем примере, оптимальная длина алкильных цепей составляет С20. В более легком топливе оптимальная длина алкильных цепей короче. П р и м е р 11. Работают по методике примера 1 заявки с тем исключением, что вместо ди-(гидрированного) талгамина используют дигексадециламин. Указанное соединение дальше обозначено, как С16/С16-производное. Соединение примера 1 заявки дальше обозначено как С16/С18-производное. Одинаковым образом получают С16/17-, С16/18-, C17/18-, C18/18-, C20/20- и C20/22-производные. Указанные 7 соединений подвергают тесту РСТ. Используемое топливо обозначено как топливо 80226/89. Оно представляет собой промышленное основное топливо, обработанное этиленвинилацетатным сополимером. Фильтрацию при тесте РСТ проводят при -14оС. При такой температуре основное топливо проходит через фильтр с размером отверстий 180 мкм. Кроме типичных фильтров, которые обычно используются в тесте РСТ, используют следующие фильтры (см.табл.12). VW - сетчатый фильтр бака автомобиля Volkswagen;
LTPT - фильтр, который применяется в США при "испытании на фильтруемость при низких температурах" (40-45 мкм);
Получают и испытывают соединения с различными длинами цепей. В настоящем примере определяют соединение С16/18, как производное с оптимальной длиной цепей для испытуемого топлива. П р и м е р 12. Соединение формулы

пропускания при
тесте РСТ
125
250 100
500 75
П р и м е р 13. Испытание, описанное в примере 12, проводят с использованием соединения следующей формулы:

Результаты приведены ниже. Количество, ч/млн. Сеткa, мкм, для
пропускания при
тесте РСТ
125 30
250 VW
500 VW
Проводят другой тест РСТ с использованием топлива 191. Кроме вышеуказанного соединения топливо содержит 250 ч/млн сополимера стирола и С14-эфира фумаровой кислоты, 250 ч/млн. этилен-винилацетатного сополимера с низким содержанием винилацетата и 250 ч/млн промышленного мономерного ингибитора роста. Фильтрацию проводят при -9оС. При этой температуре основное топливо, содержащее вышеназванные присадки, а не испытуемое соединение, проходят через LTPT-фильтр. Тест РСТ проводят с использованием различных количеств испытуемого соединения. Результаты приведены ниже. Количество, ч/млн Сетка, мкм, для
пропускания при
тесте РСТ
50 LTPT
125 15
250 15
500 30
П р и м е р 14. Оба испытания согласно примеру 13 проводят с использованием соединения следующей формулы:

Результаты теста РСТ, полученные в топливе 80226/89, приведены ниже. Количество, ч/млн Сетка, мкм, для
пропускания при
тесте РСТ
125 VW
250 VW
500 125
Результаты, полученные в топливе 191 при одинаковых условиях, что и в примере 3, приведены ниже. Количество, ррm Сетка, мкм, для
пропускания при
тесте РСТ
50 LTPT
125 30
250 30
500 LTPT
П р и м е р 15. Испытание, описанное в примере 12, проводят с использованием соединения следующей формулы:


Результаты приведены ниже. Количество, ч/млн Сетка, мкм, для
пропускания при
тесте РСТ
125 25
250 15
500 15
В формулах, указанных в примерах 12-15, остатки R1, R2,R3представляют смесь из С16- и С18-алкильных остатков. Примерами 12-15 также показано, что соединения, содержащие различные кольцевые системы, применимы в качестве модификатора кристаллов в топливах. Кроме того, показано, что возможно применять несколько функциональных групп в различных комбинациях.
Класс C07C303/32 солей сульфокислот
Класс C10L1/24 содержащие серу, селен или теллур