вал электрической машины
Классы МПК: | H02K5/124 уплотнение вала |
Патентообладатель(и): | Максимов Виталий Сергеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-12-11 публикация патента:
27.02.1995 |
Использование: в электротехнике, в конструкциях частей электрических машин. Сущность изобретения: вал электрической машины содержит фланец 5 в виде поковки дисковой формы, которая смонтирована на фланцевом конце 3 вала с помощью установочных штифтов 11 и выступа 6, который размещен в пазу 7 фланцевого конца вала. Дополнительно места стыков фланцевого конца вала и фланца соединены сварными швами 12 и 13. Вал предлагаемой конструкции характеризуется высокими прочностными свойствами в силу возможности обеспечения хорошей прокованности его частей и снижением расхода материала, что уменьшает стоимость вала. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
ВАЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий цилиндрическую рабочую часть, фланцевый конец и фланец в виде поковок, отличающийся тем, что поковка фланца выполнена дисковой формы с выступом, а фланцевый конец - с аксиальным пазом, поковка фланца смонтирована на фланцевом конце с помощью установочных штифтов, при этом выступ фланца размещен в аксиальном пазу, а места стыков фланца и фланцевой части вала по торцевой поверхности и в месте установки шейки подшипников соединены сварными швами.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к электромашиностроению. Известен вал мощной вертикальной электрической машины - гидрогенератора, состоящий из рабочей части, на которой закрепляется остов ротора, подшипниковых шеек и фланца, изготовленного как одно целое с валом, имеющего отверстия под болты и торцовые контактные поверхности, которые обработаны с высокой степенью чистоты поверхности и высокой точностью. Недостаток вала заключается в том, что цельнокованный вал с фланцем значительно увеличивает трудоемкость ковки за счет усложнения конфигурации поковки, что увеличивает стоимость вала. Целью изобретения является уменьшение трудоемкости изготовления поковки за счет раздельного изготовления фланца и рабочей части вала. На чертеже представлена часть вала. Вал состоит из рабочей части 1, подшипниковых шеек 2 и фланцевой части 3, которая выполнена с заточкой 4, на которую надевается частично обработанная по посадочным местам дисковая поковка фланца 5. Выступ 6 фланца заходит в паз 7 во фланцевой части 3 вала. По торцовой поверхности 8 фланца 5 выполнены аксиальные отверстия 9 под болты и отверстия 10, в которые при монтаже фланца 5 вставляются установочные штифты 11. После монтажа фланца 5 на фланцевой части 3 вала производится приварка швов 12 и 13, соединяющих вал и фланце 5 в цельную конструкцию. Описываемый вал работает следующим образом. При вращении вала центробежные силы фланца 5 воспринимают швы 12 и 13 и заточка паза 7 от выступа 6 фланца, а тангенциальные усилия воспринимаются швами 12 и 13 и штифтами 11. Предлагаемое изобретение по сравнению с прототипом имеет следующие преимущества. Раздельное изготовление диска фланца и вала позволяет снизить трудоемкость ковочных работ и расход металла при ковке, что удешевляет поковку вала. Хорошая прокованность цилиндрического вала и дискового фланца улучшают прочностные свойства фланцевого соединения вала. Изобретение может быть использовано для крупных электрических машин, особенно для вертикальных, а также для энергетических турбомашин.Класс H02K5/124 уплотнение вала