способ получения бензина
Классы МПК: | C10G11/16 по способу подвижного слоя |
Автор(ы): | Вотлохин Ю.З., Александрова И.Л., Топоркова И.В., Литвинов В.Н. |
Патентообладатель(и): | Грозненский нефтяной научно-исследовательский институт |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-07-08 публикация патента:
10.03.1995 |
Использование: нефтехимия. Сущность: утяжеленную бензиловую фракцию термических процессов, имеющую температуру конца кипения 260°С, вводят в верхнюю часть реакционной зоны при объемной скорости подачи сырья 0,75-1,5 ч-1 и проводят контактирование с движущимся слоем катализатора при его температуре 450-470°С. Катализат разделяют. Полученную фракцию 195°С - КК подают в среднюю часть реакционной зоны в слой катализатора. 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА путем контактирования низкосортных бензиновых фракций термических процессов с движущимся слоем катализатора в реакционной зоне с образованием катализата, последующего разделения его на бензин и побочные продукты, отличающийся тем, что в качестве сырья используют утяжеленную бензиновую фракцию термических процессов, имеющую температуру конца кипения 260oС, которую вводят в верхнюю часть реакционной зоны при объемной скорости подачи сырья 0,75 - 1,5 ч-1, контактирование проводят при температуре слоя катализатора 450-470oС, при разделении катализата получают фракцию 195o С-КК, которую при объемной скорости подачи сырья 0,15-0,3 ч-1 подают в среднюю часть реакционной зоны в слой катализатора.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам получения бензина и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Известен способ получения бензина путем каталитической очистки моторных бензинов с концом кипения 230-240оС в движущемся слое цеолитсодержащего катализатора. В результате получается бензин с октановым числом в чистом виде моторным методом 81-83 п. и повышенной устойчивостью к окислению [1]. Недостатком способа является резкое ухудшение показателей процесса при переходе к использованию бензинов термического крекинга. Известен способ получения бензина путем переработки продуктов термической деструкции нефтяного сырья в реакторе с движущимся слоем шарикового цеолитсодержащего катализатора [2], принятой за прототип. В качестве исходного сырья используют смесь бензиновых фракций процессов термического крекинга и коксования в соотношении 0,5:1-4:1. Из этой смеси выделяют головную фракцию с температурой конца кипения не выше 85оС. Полученную при этом остаточную фракцию смешивают с керосиновой фракцией процессов термического крекинга и коксования в соотношении 1:0,1-1:1 и подают в верхнюю часть реакционной зоны под слой катализатора. Головную фракцию подают в нижнюю часть реакционной зоны в слой катализатора с проведением контактирования в верхней части слоя при температуре 450-475оС, в нижней части реакционной зоны при температуре 430-440оС и последующим разделением продуктов контактирования на целевые продукты. В результате получают бензин с октановым числом 72,2 моторным методом, с содержанием ароматических углеводородов 26,1 мас.% и выходом 74,2%. Недостатком способа является необходимость вовлечения в сырье ценной керосиновой фракции 195-305оС, которая могла бы рационально использоваться для получения дизельного и реактивного топлив. Кроме того, бензин обладает незначительным содержанием ароматических углеводородов, что не позволяет вовлекать его в процесс каталитического риформинга и выделять ароматику; конец кипения бензина термического крекинга не превышает 205оС, что значительно снижает ресурсы сырья. Целью изобретения является разработка такого способа получения бензина, который позволил бы расширить ресурсы сырья, повысить октановое число бензина и содержание в нем ароматических углеводородов. Поставленная цель достигается путем использования в качестве сырья утяжеленной бензиновой фракции с концом кипения 260оС, которую вводят в верхнюю часть реакционной зоны с объемной скоростью 0,75-1,5 ч-1 при температуре слоя катализатора 450-470оС, затем от полученного катализата отделяют фракцию выше 195оС и подают с объемной скоростью 0,15-0,3 ч-1 в среднюю часть реакционной зоны в слой катализатора. Сущность предлагаемого способа состоит в следующем. Сырье - сернистый бензин термического крекинга с концом кипения 260оС предварительно подогревают до 450-470оС, с объемной скоростью 0,75-1,5 ч-1 подают в реактор каталитического крекинга, где оно контактирует с движущимся слоем катализатора, на котором происходит реакция изомеризации и ароматизации н-парафинов и непредельных углеводородов. Полученный катализат из реактора направляют в ректификационную колонну, где происходит разделение катализата на целевую бензиновую фракцию НК-195оС и фракцию 195-КК. Фракцию 195КК возвращают в реактор в среднюю часть реакционной зоны в слой катализатора с объемной скоростью 0,15-0,3 ч-1. Повышение октанового числа бензина и содержания ароматических углеводородов в нем достигается путем проведения процесса в оптимальном температурном режиме (450-470оС) за счет возврата фракции 195-КК в реактор со скоростью 0,15-0,3 ч-1 при использовании в качестве сырья утяжеленной бензиновой фракции. Предлагаемый способ был проверен в пилотных условиях ГрозНИИ и подтверждается следующими примерами. П р и м е р 1. Сырье, представляющее собой смесь бензинов термического крекинга с установок термического крекинга Ново-Уфимского и Грозненского НПЗ в соотношении 1:1, подают в реактор каталитического крекинга, где при температуре tр - 450оС, с объемной скоростью подачи сырья (![способ получения бензина, патент № 2030442](/images/patents/443/2030081/969.gif)
![способ получения бензина, патент № 2030442](/images/patents/443/2030081/969.gif)
![способ получения бензина, патент № 2030442](/images/patents/443/2030081/969.gif)
![способ получения бензина, патент № 2030442](/images/patents/443/2030081/969.gif)
![способ получения бензина, патент № 2030442](/images/patents/443/2030081/969.gif)
![способ получения бензина, патент № 2030442](/images/patents/443/2030081/969.gif)
![способ получения бензина, патент № 2030442](/images/patents/443/2030081/969.gif)
![способ получения бензина, патент № 2030442](/images/patents/443/2030081/969.gif)
![способ получения бензина, патент № 2030442](/images/patents/443/2030081/969.gif)
![способ получения бензина, патент № 2030442](/images/patents/443/2030081/969.gif)
Класс C10G11/16 по способу подвижного слоя