способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей внутреннего сгорания с наддувом

Классы МПК:G01M15/00 Испытание машин и двигателей
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства
Приоритеты:
подача заявки:
1991-01-24
публикация патента:

Сущность: проводят предварительные испытания двигателя по серии нагрузочных характеристик, по которым определяют численные значения информативных параметров в поле допускаемых для длительной эксплуатации режимов, строят инвариантный относительно характеристик потребителя энергии эталон в виде степенного комплекса, который преобразуют в прямую-эталон, измеряют в процессе эксплуатации двигателя информативные параметры на произвольных режимах, принадлежащих названному полю, определяют численные величины левой и правой частей степенного комплекса и строят линию, по отношению которой от эталона судят о фактическом состоянии воздушно-газового тракта, при этом степенной комплекс строят в виде способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725= 1,0способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 (x1 ба1+ x2 ба2+x3 ба3+ ... +xn баn), где способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 - относительные значения информативных параметров; ба1; ба2; ба3 ... баn - относительные погрешности измерения информативных параметров, а преобразование эталонного комплекса в прямую-эталон осуществляют посредством его представления в виде способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 . Способ позволяет повысить достоверность диагностирования. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНО-ГАЗОВОГО ТРАКТА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С НАДДУВОМ, заключающийся в определении диагностических параметров и сопоставлении их текущих значений с эталонами, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности диагностирования, проводят предварительные испытания нового двигателя по серии нагрузочных характеристик, по которым определяют численные значения информативных параметров в поле допустимых для длительной эксплуатации режимов, строят инвариантный относительно характеристик потребителя энергии эталон в виде степенного комплекса, который преобразуют в прямую-эталон, измеряют в процессе эксплуатации двигателя информативные параметры на произвольных режимах, принадлежащих названному полю, определяют численные величины левой и правой частей степенного комплекса и строят линию, по отклонению которой от эталона судят о фактическом состоянии воздушно-газового тракта, при этом степенной комплекс строят в виде

способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 ,

где способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 - относительные значения информативных параметров;

способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725a1, способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725a2, способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725a3 ... способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725an - относительные погрешности измерения информативных параметров,

а преобразование степенного комплекса в прямую-эталон осуществляют посредством его представления в виде

способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 .

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам диагностирования качества функционирования воздушно-газового тракта двигателей с наддувом.

Известен способ диагностирования качества функционирования воздушно-газового тракта дизелей с наддувом, при котором измеряют текущие значения частоты вращения ротора туpбокомпрессора, давления наддува, температуры газов перед турбиной, температуры газов за турбиной и на основе сравнения измеренных значений параметров со значениями, полученными при стендовых испытаниях на соответствующем режиме, судят о состоянии проточных частей тракта.

Недостатком описанного способа диагностирования является его недостаточно высокая достоверность.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ диагностирования качества функционирования воздушно-газового тракта двигателей с наддувом, при котором за эталон принимаются зависимости

способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725к = f (Gпр.ai.r) и способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725к.ад= f (Gпр.ai.r), где способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725к - степень повышения давления в компрессоре.

Gaпрi.r - приведенный к стандартным условиям расход воздуха через компрессор;

способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 к.ад - адиабатный КПД компрессора.

Недостатком данного способа является низкая достоверность диагноза в тех случаях, когда двигатель работает на потребителя с нестабильными характеристиками, так как численные значения диагностических параметров зависят от качества функционирования воздушно-газового тракта и режима работы.

Целью изобретения является повышение достоверности диагностирования качества функционирования воздушно-газового тракта и, в конечном счете, эксплуатационной экономичности и надежности двигателей внутреннего сгорания с наддувом.

Указанная цель достигается тем, что в способе диагностирования качества функционирования воздушно-газового тракта двигателя внутреннего сгорания с наддувом используется новый эталон и новый диагностический параметр.

За эталон принимается поле допустимых для длительной работы режимов нового двигателя. В координатной плоскости Ре - n названное поле ограничено сверху верхней ограничительной характеристикой, снизу - нижней ограничительной характеристикой или координатной осью n, слева и справа - вертикалями nmin = cоnst и nн = const. Ограниченное таким образом поле включает всю совокупность режимов, которыми определяются условия протекания термодинамических процессов в элементах воздушно-газового тракта ДВС с наддувом. Положение границ поля не зависит от того, какую характеристику имеет потребитель энергии.

Диагностическим параметром является численное значение правой части комплекса

aспособ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 aспособ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 aспособ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 ... aспособ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 = С0, (1) который строится на основе параметров аi, характеризующих термодинамические процессы, протекающие в элементах воздушно-газового тракта ДВС с наддувом.

Рациональное значение постоянной С0 определяется посредством перехода от абсолютных значений параметров к относительным

способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 = способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 ; способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725= способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 ; способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725= способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 ... способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725= способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 , (2) где индексом "н" обозначены значения параметров, соответствующие номинальному режиму работы нового двигателя.

Тогда способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 ... способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 = 1,0 (3) поскольку номинал принадлежит полю допустимых для длительной работы режимов и при любых показателях степени значение комплекса на этом режиме может быть равно только единице.

Если выражение (3) представить в виде

x1способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725ln способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 + x2способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 ln способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 + x3ln способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 + ... + xnln способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725= 0

(4) то становится ясно, что комплекс типа (3) может быть образован только из линейно зависимых параметров, а их минимальное количество должно быть равно трем, поскольку следует задать положение плоской поверхности.

Заявляемый способ отличается от известных тем, что за эталон принимается поле допустимых для длительной эксплуатации режимов нового двигателя и диагностический параметр не зависит от режима работы двигателя, т.е. обладает свойством инвариантности относительно характеристик потребителя энергии.

Именно благодаря свойству инвариантности относительно характеристик потребителя энергии предлагаемый способ позволяет обнаружить возникающие неисправности на ранней стадии, а следовательно, повысить экономичность и надежность двигателя.

Предлагаемый способ поясняется графическими материалами.

На фиг.1 показаны результаты стендовых испытаний двигателя 6 ЧН 25/34-3 по серии нагрузочных характеристик; на фиг. 2 - изменение собственных чисел способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 и способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 матриц АтА и способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 в зависимости от степени переопределенности матрицы А; на фиг. 3 - изменение решений системы способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725х = f в зависимости от степени переопределенности матрицы А; на фиг. 4 - результаты практического диагностирования воздушно-газового тракта двигателя 6ЧН 25/34-3.

Реализация заявляемого способа поясняется на конкретном примере.

На фиг. 1 приведены результаты стендовых испытаний нового двигателя 6ЧН 25/34-3 по серии нагрузочных характеристик. В данном примере замеры параметров произведены не в поле допустимых для длительной эксплуатации режимов, а в определенной области этого поля, которая в координатной плоскости Ре - n ограничена сверху ограничительной характеристикой способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 = способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 н = соnst: справа и слева - вертикалями nн = 500 мин-1 и n = 350 мин-1; снизу - горизонталью Ре = 100 кВт. Примем эту область за эталон и перейдем к количественным оценкам.

Положим, что для построения степенного комплекса отобраны следующие параметры: tg1 - температура отработавших газов перед турбиной; n - частоты вращения двигателя; Рb - давление воздуха за компрессором. На основе замеров этих параметров в области, принятой за эталон, образуем по выражению (4) систему условных однородных уравнений Ах = 0 и эквивалентную ей систему нормальных уравнений АтАх = 0. Переопределенность условной системы последовательно увеличивается, начиная с m = 5. Следовательно, на первом шаге вычислений условная система будет содержать пять уравнений, на втором - десять и т.д. На каждом шаге вычислений для количественной оценки свойств матрицы АтА используется спектр ее собственных чисел. Результаты вычислений собственных чисел матрицы АтА по описанной схеме приведены на фиг. 2.

Если расстояния до ближайшей вырожденной матрицы оценивать величиной собственных чисел, то в диапазоне 10 способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 m способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 20 матрица АтА по своим свойствам близка к вырожденной, так как способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 20307251 и способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 20307252 заведомо больше предполагаемого максимального уровня погрешностей в ее элементах, а способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 20307253заведомо меньше этого уровня.

Из однородного характера системы АтАспособ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725х = 0 следует, что вектор х можно целесообразно нормировать. Например, полагая х = -1,0, запишем ее в неоднородной форме способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 x = f.

Зависимости способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 = f(m) = f (m) собственных чисел матрицы способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 приведены, наряду с собственными числами способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725, на фиг. 2. Видно, что в диапазоне 10 способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 m способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 20 матрица способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 является невырожденной, так как способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 и способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 заведомо больше максимального уровня погрешностей в ее элементах.

Изложенный анализ показывает, что на основе параметров tg1, Pb,n может быть построен комплекс типа (3), т.е. определены устойчивые значения показателей степени х.

Действительно, как следует из фиг. 3, при m > 10 изменения Х1 и Х2сопоставимы с погрешностями исходных данных, поэтому их можно считать достаточно хорошим приближением к решению системы уравнений способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725x = f. Например, при m = 20 получаем: Х1 = 0,32; Х2 = -0,42; Х3 = -1,0.

С учетом относительных погрешностей измерения параметров tg1, Pb и n, величина предельной невязки между левой и правой частями комплекса составит

способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 -0,42способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725= 1,0 способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 (0,32 способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725Pb + 0,42 способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725n + способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725tg1), (6) где способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 Рb, способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 n, способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 tg1 - относительные погрешности измерения параметров.

Посредством комплекса (6) диагностирование качества функционирования воздушно-газового тракта производится по следующему алгоритму:

1) посредством представления способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725 -0,42 = f(способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725) область, принятая за эталон, преобразуется в прямую - эталон;

2) в произвольный период эксплуатации регистрируются значения параметров Рb, tg1, а на 3-4 режимах в диапазоне изменения (0,5-1,0)способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725и по (2) определяются их относительные величины;

3) с учетом реальных отклонений линий от эталона и относительных погрешностей измерения параметров делается заключение о качестве функционирования воздушно-газового тракта.

Результаты практического диагностирования воздушно-газового тракта двигателя 6ЧН 25/34 приведены на фиг. 4, где эталону соответствует прямая 1. Если значения параметров Рbn, nн, tg1н, посредством которых осуществляется переход от абсолютных величин к относительным, зафиксировать, то при увеличении противодавления за турбиной до 0,05 бар режимы укладываются на прямую 2, смещенную вниз от эталона (на фиг. 4 эти режимы обозначены способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей   внутреннего сгорания с наддувом, патент № 2030725). Такое же смещение от эталона вызывает уменьшение проходного сечения воздушного фильтра компрессора, примерно, на 65% (на фиг. 4 (прямая 2) эти режимы обозначены х ).

Приведенные результаты практического диагностирования свидетельствуют о том, что посредством заявляемого способа может быть дана общая оценка качества функционирования воздушно-газового тракта дизелей с наддувом независимо от того, на какой потребитель энергии работает двигатель. Другими словами, заявляемый способ диагностирования воздушно-газового тракта двигателей с наддувом обладает свойством инвариантности относительно характеристик потребителя.

Свойство инвариантности комплекс типа (6) сохраняет только при диагностировании на режимах, расположенных внутри области, принятой за эталон. Если диагностирование производится на режимах, расположенных вне этой области, то неизбежно изменяются показатели степени комплекса и снижается достоверность диагноза. По этой причине наиболее подходящими исходными данными для построения комплексов типа (6) является те, которые соответствуют всему полю допустимых для длительной работы режимов нового двигателя.

Использование заявляемого способа диагностирования позволит обнаруживать возможные изменения структуры проточных частей воздушно-газового тракта на ранней стадии их проявления и повысить эксплуатационные показатели экономичности на 2-3% и надежность двигателей с наддувом.

Класс G01M15/00 Испытание машин и двигателей

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
стенд для испытания сопла -  патент 2528467 (20.09.2014)
способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2527272 (27.08.2014)
способ и устройство для оценки массы свежего воздуха в камере сгорания, способ оценки полного заполнения, блок записи для этих способов и автомобиль, оборудованный устройством для оценки -  патент 2525862 (20.08.2014)
способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины -  патент 2525061 (10.08.2014)
способ испытаний газотурбинного двигателя -  патент 2525057 (10.08.2014)
способ замеров параметров выхлопных газов двс -  патент 2525051 (10.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
способ диагностирования газораспределительного механизма карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2523595 (20.07.2014)
универсальная установка для исследования рабочих процессов двс -  патент 2523594 (20.07.2014)
Наверх