стопорное резьбовое соединение

Классы МПК:F16B39/20 стальной проволокой и тп
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Москалев Анатолий Михайлович[BY],
Чернышов Иван Иванович[BY]
Приоритеты:
подача заявки:
1990-10-01
публикация патента:

Сущность изобретения: соединение содержит резьбовой стержень с навинченной на него гайкой и винтовую пружину из двух частей. Части пружины имеют одинаковое направление и жестко связаны между собой С-образной перемычкой. Часть пружины со стороны гайки выполнен со скосом. Угол наклона скоса равен углу наклона фаски в отверстии гайки и больше половины угла при вершине. Свободный конец второй части пружины заведен за С-образную перемычку. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. СТОПОРНОЕ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содержащее резьбовой стержень, навинченную на него гайку и размещенную на его резьбе в контакте с гайкой винтовую пружину, шаг и диаметр которой в рабочем состоянии равен шагу и диаметру резьбы стержня, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности стопорения, винтовая пружина выполнена из двух частей с одинаковым направлением спирали, жестко соединенных между собой С-образной перемычкой, гайка со стороны винтовой пружины выполнена с внутренней фаской, а часть пружины, обращенная к гайке, выполнена со скосом, угол наклона которого больше половины угла при вершине резьбы и равен углу наклона фаски в гайке.

2. Соединение по п.1, отличающееся тем, что свободный конец второй части пружины отогнут вдоль оси пружины и заведен за С-образную перемычку.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для предупреждения самопроизвольного развинчивания резьбовых соединений.

Известны конструкции различных стопорных устройств по принципу деформации для стопорения, устройства стопорений с помощью вспомогательных элементов, устройства для крепления гаек к поверхности контргайками, стопорение за счет особой формы резьбы и т.д. (Г.Б.Иосилевич. Затяжка и стопорение резьбовых соединений. М.: Машиностроение, 1971).

Известно стопорное резьбовое соединение, содержащее резьбовой стержень, навинченную на него гайку и размещенную на его резьбе в контакте с гайкой винтовую пружину, шаг и диаметр которой в рабочем состоянии равен шагу и диаметру резьбы стержня [1].

Причем винтовая пружина выполнена в виде одинарного витка со скрученными друг с другом концами (патент ФРГ), а стопорное соединение обеспечено двумя сквозными пазами, образующими Т-образную форму относительного расположения и размещенной в нем винтовой пружины [2].

Однако ненадежность конструкции и сложность применения в массовом производстве, а также ненадежность ввиду возможности разгибания конца пружины, отогнутого вдоль продольного паза, не могут гарантировать работоспособности стопорения на серийных конструкциях.

Цель предложения - повышение надежности стопорения.

Для этого винтовая пружина выполнена из двух частей с одинаковым направлением спирали, жестко соединенных между собой С-образной перемычкой, гайка со стороны винтовой пружины выполнена с внутренней фаской, а часть пружины, обращенная к гайке, выполнена со скосом, угол наклона которого больше половины угла при вершине резьбы и равен углу наклона фаски в гайке, при этом как вариант соединение выполнено так, что свободный конец второй части пружины отогнут вдоль оси пружины и заведен за С-образную перемычку.

На фиг. 1 показано стопорное резьбовое соединение, продольный разрез; на фиг. 2 - винтовая пружина; на фиг. 3 - винтовая пружина, план; на фиг. 4 - узел I на фиг. 1 (увеличенное сечение); на фиг. 5 - винтовая пружина, второй вариант; на фиг. 6 - то же, план.

Стопорное резьбовое соединение содержит резьбовой стержень 1, навинченную на него гайку 2 и размещенную на его резьбе 3 в контакте с гайкой винтовую пружину 4, шаг и диаметр которой в рабочем состоянии равен шагу и диаметру резьбы 3 стержня. При этом винтовая пружина выполнена из двух частей 5 и 6 с одинаковым направлением спирали, жестко соединенных между собой С-образной перемычкой 7. Гайка 2 со стороны винтовой пружины 4 выполнена с внутренней фаской 8, а часть пружины 4, обращенная к гайке 2, выполнена со скосом 9, угол наклона 10 которого больше половины угла 11 при вершине резьбы 3 и равен углу 12 наклона фаски 8 в гайке 2. Кроме того, для более надежного фиксирования пружины 4 на резьбовом стержне, свободный конец 13 части 6 отогнут вдоль оси 14 пружины 4 и заведен за С-образную перемычку 7. Для удобства демонтажа пружины 4 конец 15 части 6 отогнут наружу.

Монтаж пружины 4 осуществляется завинчиванием ее на резьбовой стержень 1 до упора в гайку 2.

Усилие при завинчивании прикладывается к перемычке 7 в направлении стрелки 16. Часть 5 пружины 4 удерживает гайку от свинчивания, а часть 6 - пружину 4 от свинчивания. Это осуществляется за счет того, что момент от части 5 передается на противоположный конец части 6 и она работает на скручивание, т.е. надежно охватывает двумя своими витками резьбовой стержень.

Для демонтажа пружины 4 необходимо приложить усилие к концу 13 или 15 в направлении стрелки 17, при необходимости свернув гайку 4 с места в направлении ее завинчивания.

Применение предложенной конструкции при простоте ее осуществления позволило повысить надежность стопорения резьбовых соединений.

Класс F16B39/20 стальной проволокой и тп

резьбовое соединение -  патент 2270377 (20.02.2006)
устройство для стопорения резьбового соединения -  патент 2146780 (20.03.2000)
узел крепления -  патент 2052678 (20.01.1996)
устройство для соединения деталей -  патент 2042863 (27.08.1995)
стопорное устройство -  патент 2031263 (20.03.1995)
Наверх