устройство тушения пожара в багажно-грузовых отсеках летательных аппаратов
Классы МПК: | A62C3/08 на летательных аппаратах (самолетах) |
Автор(ы): | Аверина Н.А., Голюганов И.В., Левшунова Н.Н., Тырнов А.С., Хохлов А.М. |
Патентообладатель(и): | Авиационный научно-технический комплекс им.А.Н.Туполева |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-03-28 публикация патента:
20.04.1995 |
Использование: на летательных аппаратах с системой водоснабжения для ликвидации пожаров в багажно-грузовых отсеках. Сущность изобретения: в багажно-грузовой отсек входят распределительный коллектор и огнетушители с запорными устройствами, исполнительный блок, датчики пожарной сигнализации, бак системы водоснабжения, запорный кран, трубопровод, закрытый клапан и открытый клапан трубопровода системы водоснабжения, установленный перед запорным краном, вытеснительное устройство, пульт управления. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В БАГАЖНО-ГРУЗОВЫХ ОТСЕКАХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, включающих систему водоснабжения с баком и запорным краном, содержащее распределительный коллектор, огнетушители с запорными устройствами, датчики пожарной сигнализации, электрически связанные через исполнительный блок с запорными устройствами, пульт управления, одним входом подключенным к исполнительному блоку, а вторым и третьим входами связанного с запорными устройствами, отличающееся тем, что, с целью сокращения количества огнегасительного вещества и поддержания флегматизирующей среды в объеме багажно-грузовых отсеков при сохранении выживаемости аппарата, бак системы водоснабжения дополнительно содержит вытеснительное устройство, связанное с распределительным коллектором через введенный трубопровод с первым клапаном и с запорным краном через введенный второй клапан в трубопроводе системы водоснабжения, а выходы пульта управления связаны соответственно с вытеснительным устройством бака системы водоснабжения, первым и вторым клапанами трубопроводов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для ликвидации повторных пожаров в багажно-грузовых отсеках летательных аппаратов. Известны системы пожаротушения, в состав которых входят распределительный коллектор, огнетушители с запорными устройствами, датчики пожарной сигнализации, электрически связанные с исполнительным блоком, подключенным к запорным устройствам огнетушителей, пульт управления, предназначенные для подавления пожара в багажно-грузовых отсеках самолета. Такие системы позволяют подавить возгорание грузов, но не всегда ликвидируют источник воспламенения, так как он обычно находится в труднодоступной для огнегасительного состава зоне, например в багажном контейнере. Поэтому сохранившийся источник воспламенения может привести к повторному поджигу груза, для тушения которого требуется дополнительное количество огнегасящего вещества. Цель изобретения снижение количества огнегасящего вещества и поддержание флегматизирующей среды в объеме багажно-грузовых отсеков при сохранении выживаемости летательного аппарата. Для достижении этой цели бак бортовой системы водоснабжения содержит вытеснительное устройство, связанное с распределительным коллектором через дополнительно введенный трубопровод с первым клапаном с запорным клапаном системы водоснабжения через введенный второй клапан в трубопроводе системы водоснабжения. Пульт управления электрически связан первым входом с третьим выходом исполнительного блока, вторым и третьим входами с запорными устройствами огнетушителей, а выходами соответственно с вытеснительным устройством бака системы водоснабжения, первым и вторым клапанами трубопровдов. На чертеже изображена схема аварийного устройства тушения пожара в багажно-грузовых отсеках летательных аппаратов. В состав устройства тушения пожара в багажно-грузовом отсеке 1 входят распределительный коллектор 2 и огнетушители 3 с запорными устройствами 4, приводящимися в действие исполнительным блоком 5 по сигналу датчиков пожарной сигнализации 6, бак 7 бортовой системы водоснабжения с запорным клапаном 8, дополнительный трубопровод 9, соединяющий распределительный коллектор с баком, нормально закрытый первый клапан 10 дополнительного трубопровода и нормально открытый второй клапан 11 трубопровода системы водоснабжения, вытеснительное устройство 12 бака и пульт 13 управления. Устройство работает следующим образом. При возникновении пожара в багажно-грузовом отсеке 1 от датчиков пожарной сигнализации 6 на вход исполнительного блока 5 поступает электрический сигнал. Исполнительный блок вырабатывает сигналы управления на своих первом и втором выходах на открытие запорных устройств 4 огнетушителей 3 системы пожаротушения, а на третьем выходе информационный сигнал, поступающий на первый вход пульта управления 13. Огнегасительный состав из огнетушителей по распределительному коллектору 2 поступает в багажно-грузовой отсек 1, проводя тушение пожара, после чего пропадает электрический сигнал от датчиков пожарной сигнализации 6, поступавший на вход исполнительного блока 5, который снимает информационный сигнал о пожаре в отсеке, поступившийся на первый вход пульта управления 13. Открытые запорные устройства 4 вырабатывают информационные сигналы, поступающие на второй и третий входы пульта управления, о разрядке огнетушителей. При неполном подавлении очага пожара и повторном воспламенении груза электрический сигнал от датчиков 6 поступает на вход исполнительного блока, после чего с его третьего выхода на первый вход пульта управления поступает информационный сигнал о повторном пожаре в отсеке. При одновременном наличии сигналов на первом и втором или на первом и третьем входе, пульт управления вырабатывает сигналы на своих первых выходе на закрытие нормально открытого клапана 11, на втором выходе на открытие нормально закрытого клапана 10 и на третьем выходе на приведение в действие вытеснительного устройства 12 (например насоса или баллона с сжатым газом), размещенного в баке 7 системы водоснабжения. Вода из бака 7 по дополнительному трубопроводу 9 и распределительному коллектору 2 поступает в багажно-грузовой отсек 1, орошая его объем и производя тушение пожара. Сигнализация с прекращении пожара в отсеке от датчиков 6 поступает в исполнительный блок 5, который снимает информационный сигнал с первого входа пульта управления 13, после чего пульт управления снимает все сигналы на своих выходах. При этом прекращает свою работу вытеснительное устройство 12, закрывается клапан 10 и открывается клапан 11.Класс A62C3/08 на летательных аппаратах (самолетах)