дейдвудное устройство

Классы МПК:B63H23/36 дейдвудные трубы
Патентообладатель(и):Григорьев Алексей Кузьмич
Приоритеты:
подача заявки:
1991-08-15
публикация патента:

Использование: судостроение. Сущность изобретения: дейдвудное устройство содержит дейдвудную трубу 1 с размещенным в ней дейдвудным роликовым подшипником 2. Ролики 4 в подшипнике размещены в полусферических пазах вращающейся обойме-сепараторе 5 в один или несколько рядов. Пазы во вращающейся обойме-сепараторе 5 выполнены полусферическими в радиальном и осевом направлениях и имеют большие радиусы, чем радиусы хвостовиков роликов 4. Ролики в пазах обоймы-сепаратора 5 установлены с зазором в осевом и тангенциальном направлениях. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее дейдвудную трубу с установленным в ней дейдвудным роликовым подшипником, через который проходит гребной вал, отличающееся тем, что ролики выполнены с хвостовиками и размещены последними в полусферических пазах вращающейся обоймы-сепаратора в один или несколько рядов.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что пазы в обойме-сепараторе выполнены полусферическими в радиальном и осевом направлениях с радиусами больше радиусов хвостовиков роликов.

3. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что ролики в пазах обоймы-сепаратора установлены с зазором в осевом и тангенциальном направлениях.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, в частности к дейдвудным устройствам, и предназначено для использования на судах, а также может быть использовано в других областях техники как опора вращающихся валов.

Известно дейдвудное устройство, содержащее втулку с подшипниками скольжения из антифрикционного материала, внутри которой установлен гребной вал в сборе с гребным винтом.

Недостатком указанного дейдвудного устройства является то, что дейдвудный подшипник у него выполнен в виде подшипника скольжения с присущими для него недостатками, а именно:

повышенный износ сопрягаемых поверхностей;

повышенный нагрев зоны контакта, требующий отвода тепла (прокачка дейдвуда);

малая виброустойчивость;

наличие повышенных диаметральных зазоров в соединении вал-втулка из-за набухания антифрикционных материалов (капролон, текстолит и др.), применяемых в дейдвудных подшипниках.

Известно дейдвудное устройство, содержащее дейдвудную трубу с установленным в ней дейдвудным роликовым подшипником, внутри которого размещен гребной вал.

Данное устройство принято за прототип.

Недостатками указанной конструкции являются:

трение круглых тел (роликов) по длине всей наружной поверхности о боковые поверхности пазов или углублений, что приводит к увеличенному износу как роликов, так и гнезд;

увеличение тепловыделения в зоне трения;

увеличенные зазоры между роликами и гнездами, что приводит к перекосам роликов в гнездах и соответственно к снижению надежности опоры;

неудобство монтажа и демонтажа, т.к. ролики выпадают из гнезд, в связи с чем требуется дополнительная технологическая оснастка.

Сущность изобретения заключается в том, что в дейдвудном устройстве, содержащем дейдвудную трубу с установленным в ней дейдвудным роликовым подшипником, внутри которого размещен гребной вал, ролики выполнены с хвостовиками и размещены последними в полусферических пазах вращающейся обоймы-сепаратора в один или несколько рядов.

Кроме того, пазы в обойме-сепараторе выполнены полусферическими в радиальном и осевом направлениях с радиусами больше радиусов хвостовиков роликов.

Кроме того, ролики в пазах обоймы-сепаратора установлены с зазором в осевом и тангенциальном направлениях.

На фиг. 1 изображено дейдвудное устройство с двухрядным подшипником качения; на фиг. 2 тело качения (ролик); на фиг. 3 продольный разрез обоймы двухрядного дейдвудного подшипника; на фиг. 4 разрез А-А на фиг. 3.

Дейдвудное устройство содержит дейдвудную трубу 1 с размещенным в ней дейдвудным (дейдвудными) подшипником (подшипниками) 2, на который опирается гребной вал 3. Количество секций подшипников может быть различным и определяется расчетом.

Каждая секция дейдвудного подшипника состоит из одного или нескольких рядов роликов 4 и вращающейся обоймы-сепаратора 5. Для удобства монтажа гребного вала концы роликов 4 выполнены с конусами 6.

С торцов дейдвудной трубы дейдвудные подшипники закрыты крышками 7, являющимися одновременно упорными буртами для восприятия осевой нагрузки от подшипника.

С целью обеспечения центровки роликов относительно оси гребного вала концы хвостовиков 8 ролика 4 имеют сферическую поверхность, а полусферические пазы 9 во вращающейся обойме-сепараторе 5 имеют большие радиусы кривизны по оси 10 и диаметру паза 11.

Ролики 4 и вращающаяся обойма-сепаратор 5 могут изготавливаться из различных материалов, совместимых по антифрикционным параметрам.

Монтаж дейдвудных подшипников в дейдвудную трубу осуществляется следующим образом.

В пазы обоймы-сепаратора 5 вкладываются ролики 4, которые от выпадания удерживаются съемными кольцами.

Собранные подшипник 2 вставляется в дейдвудную трубу 1. При этом съемные кольца удаляются.

Устанавливаются и закрепляются крышки 7, затем заводится гребной вал 3. По мере продвижения гребного вала 3 в подшипнике 2 ненагруженные ролики 4 перемещаются в радиальном направлении и центрируются по оси гребного вала 3.

Дейдвудное устройство работает следующим образом.

При вращении гребного вала 3 нагруженные ролики 4, взаимодействуя с телом вала, вращаются вокруг своей оси, одновременно обкатываются внутри дейдвудной трубы 1, увлекая за собой обойму-сепаратор 5.

В случае перемещения гребного вала 3 в радиальных направляющих, например при взаимодействии со льдом, вместе с ним перемещается и роликовый подшипник.

Класс B63H23/36 дейдвудные трубы

дейдвудное устройство -  патент 2397106 (20.08.2010)
подшипник гребного вала крупнотоннажных морских судов -  патент 2385256 (27.03.2010)
судовой подшипник гребного вала -  патент 2382717 (27.02.2010)
сепаратор роликового подшипника -  патент 2374515 (27.11.2009)
подшипниковая опора для вертикального вала и способ ее установки -  патент 2308621 (20.10.2007)
дейдвудная труба -  патент 2246424 (20.02.2005)
способ изготовления вкладышей дейдвудных подшипников -  патент 2241872 (10.12.2004)
способ установки дейдвудной трубы -  патент 2238215 (20.10.2004)
предохранительное устройство в системах уплотнения гребных валов судов -  патент 2143986 (10.01.2000)
уплотнение вала -  патент 2121096 (27.10.1998)
Наверх