шлицевое соединение

Классы МПК:F16B3/00 Шпоночные соединения; шпонки
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Ульяновский автомобильный завод
Приоритеты:
подача заявки:
1992-01-27
публикация патента:

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: шлицы выполнены с разными наружными или внутренними центрирующими диаметрами и объединены в группы с одинаковым центрирующим диаметром. Шлицы каждой группы расположены рвномерно по окружности с чередованием по меньшей мере через шлицу. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ вала и шестерни с центрированием по наружному или внутреннему диаметру шлицев, отличающееся тем, что шлицы выполнены с разными наружными или внутренними центрирующими диаметрами и объединены в группы с одинаковым центрирующим диаметром, шлицы каждой группы расположены равномерно по окружности с чередованием по меньшей мере через шлиц, а разница между величинами наружных или внутренних центрирующих диаметров одной и следующей за ней другой группы шлиц регламентирована полем допусков соответствующих посадок.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к конструкции шлицевых соединений и может быть использовано в машиностроении.

Известны шлицевые соединения вала и шестерни с центрированием по наружному или внутреннему диаметру (Ящерицын П.И. Основы технологии механической обработки и сборки в машиностроении. Минск: Высшая школа, 1974, с. 575).

Известные шлицевые соединения, наиболее близкие к изобретению.

Посадки на эти шлицевые соединения установлены ГОСТ 1139-80.

Для создания различных посадок у известных конструкций шлицевых соединений необходимо выполнять центрирующие диаметры с различными исполнительными размерами для каждой детали соединения.

Так, например, если на валу должны быть установлены две шестерни, условия работы которых различны, то исполнительные размеры шеек вала для каждой шестерни будут разными.

При эксплуатационном износе шлицевого соединения требуется ремонт посадочных поверхностей или замена деталей.

При совместной термообработке вала и шестерни зазор по центрирующему диаметру обычно выходит за пределы допуска заданной посадки, поэтому приходится производить дополнительную обработку шестерни или вала по центрирующему диаметру.

Техническим результатом изобретения является расширение конструктивных возможностей шлицевого соединения получения различных посадок у деталей с одинаковыми исполнительными размерами; повышение срока службы шлицевого соединения; снижение трудоемкости изготовления шлицевых соединений, исключая, например, механическую обработку валов или шестерен после термообработки.

На фиг. 1 изображено шлицевое соединение с центрированием по наружным диаметрам; на фиг.2 шлицевое соединение с центрированием по внутренним диаметрам.

Шлицевое соединение вала 1 с шестерней 2 выполнено с центрированием по диаметру 3, объединяющему группу равномерно расположенных шлиц, повторяющемуся по меньшей мере через шлиц. Центрирование может быть проведено по другому диаметру 4, объединяющему следующую группу равномерно расположенных шлиц. Разница размеров 5 между центрирующим диаметром 3 и центрирующим диаметром 4 регламентирована полями допусков соответствующих посадок.

При сборке четные зубья устанавливались в четные впадины. После эксплуатационного суммарного износа посадочных поверхностей первоначальная точность сопряжения легко восстанавливается переустановкой шестерни: нечетная впадина в четный зуб.

Таким образом, изменение посадки можно осуществить изменением взаимного углового положения сопрягаемых деталей.

Класс F16B3/00 Шпоночные соединения; шпонки

Наверх