одноколейное двухколесное транспортное средство с приводом от мускульной энергии

Классы МПК:B62M1/16 с помощью рычага, совершающего возвратно-поступательное движение 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Гонгин Борис Дмитриевич
Приоритеты:
подача заявки:
1991-11-13
публикация патента:

Сущность изобретения: транспортное средство содержит раму с вилками, несущими переднее и заднее колса. Рулевая колонка установлена на раме с возможностью поворота и связана с вилкой переднего колеса. Седло установлено на раме с возможностью продольного перемещения. Передаточный механизм с качающимся рычагом закреплен на опорной вилке, несущей переднее колесо. Плоскость размещения седла не ниже оси колес. Опора для ног жестко связана с рамой. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

ОДНОКОЛЕЙНОЕ ДВУХКОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ПРИВОДОМ ОТ МУСКУЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ, содержащее раму с вилками, несущими переднее и заднее колеса, рулевую колонку, установленную на раме с возможностью поворота и связанную с вилкой переднего колеса, подвижное вдоль рамы седло, передаточный механизм с качающимся рычагом, опору для ног, отличающееся тем, что качающийся рычаг выполнен в виде охватывающей раму вилки с соединительной осью между ее концами, при этом передаточный механизм и соединительная ось вилки качающегося рычага закреплены на вилке, несущей переднее колесо, плоскость установки седла расположена не ниже оси колес, а опора для ног жестко связана с рамой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к легким транспортным средствам на мускульной энергии и предназначено для передвижения одного человека водителя с использованием его физических возможностей по шоссе или пересеченной местности с деловой, туристической или спортивной целью на значительное расстояние с достаточно высокой скоростью, а в режиме статики для эксплуатации в качестве тренажера.

Известно транспортное средство, содержащее раму, в вилках которой установлены переднее и заднее колеса. Рулевая колонка установлена на раме с возможностью поворота, а седло с возможностью продольного перемещения. Передаточный механизм связан с поворотной вилкой при помощи гибких тросов.

Такое транспортное средство имеет следующие недостатки:

поворот переднего рулевого колеса при помощи гибких тросов приводит к сложности конструкции и ненадежности управления транспортным средством;

привод на заднее колесо определяет закрепление оси рычага на неподвижной раме, а с учетом амплитуды колебаний последнего седло водителя, а значит, и центр тяжести расположены близко к оси заднего колеса в продольном направлении и значительно выше (с учетом закрепления на стойке) диаметра колеса, что приводит к опрокидыванию транспортного средства при наезде на препятствие или при резком движении рычага на себя.

На фиг. 1 изображено транспортное средство, вид сбоку; на фиг. 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 эргономическая схема.

На схеме (фиг. 3) видны крайние положения водителя перед вводом в действие передаточного механизма и после его эксплуатации. Амплитуды в движениях водителя могут быть меньше. Он может ехать при помощи одних ног, или при помощи рук, или за счет мышц спины и брюшного пресса, использовать их попеременно или группировать.

Транспортное средство содержит бампер с опорами 1 для ног, подвижное в горизонтальной плоскости (вперед-назад) и регулируемое по высоте сидение 2 седла, качающийся рычаг 3, рукоятки руля, вращающиеся вокруг горизонтальной 4 и вертикальной 5 осей, руль 6, соединенный с рулевой вилкой-рычагом, ось 7 которого совпадает с осью переднего колеса 8 и осями малого и большого зубчатых колес передаточного механизма, с последним он соединен через храповый механизм 9. Большое зубчатое колесо 10 через промежуточные три звездочки 11 соединено с малым внутренним зубчатым колесом 12, ступица которого одновременно является ступицей переднего колеса, ось 7 которого крепится на опорной внутренней вилке 13 переднего колеса. Вертикальная ось 14 вилки совпадает с осью рулевой колонки 15, закрепленной на раме 16.

Для начала движения водитель, сидящий верхом на транспортном средстве, отталкивается ногами от земли, приводя во вращение через муфту свободного хода переднее колесо (заднее колесо, не связанное с механизмом, вращается свободно), затем, установив равновесие и поставив ноги чуть шире плеч на опоры бампера 1 и отталкиваясь ступнями ног от опор, начинает "проводку" (спортивная терминология гребцов), двигаясь на сидении 2 назад, подтягивая наружную рулевую вилку-рычаг на себя. Чтобы при этом кисти рук находились все время в оптимальном положении, рукоятки руля, расположенные на концах горизонтальных рычагов руля 6, вращаются вокруг горизонтальной оси 4, а для осуществления поворота они вращаются вокруг вертикальной оси 5. Ось 7 качающегося рычага свободно совмещена с осью переднего колеса 8, малое плечо качающегося рычага через храповой механизм 9 приводит во вращение большое наружное зубчатое колесо 10, ось которого независимо совмещена с осями качающегося рычага и переднего колеса. Большое зубчатое колесо через промежуточные три звездочки 11 приводит во вращение малое зубчатое колесо 12, жестко связанное со ступицей переднего колеса, которое благодаря этому и является ведущим. Оси промежуточных звездочек 11 и ось 7 неподвижно закреплены на опорной внутренней вилке 13, которая посредством качающегося рычага может проворачиваться вокруг своей вертикальной оси 14 относительно рулевой колонки 15, жестко связанной с рамой 16.

Таким образом, манипулируя качающимся рычагом, водитель осуществляет одновременно передачу энергии на приводной механизм и маневрирование (руль смещен влево колесо поворачивает направо, и наоборот). Особенность заключается в том, что чем больше совпадают в плане следы плоскостей симметрии внутренней вилки и качающегося рычага, тем меньше необходимость выноса руля в стороны, а поворот осуществляется вращением руля вокруг оси внутренней вилки. Завершив "проводку" и двигаясь свободным ходом, водитель благодаря храповику ставит качающийся рычаг в исходное положение (фиг. 3).

Транспортное средство может изготавливаться мелкой, средней или крупной серией на предприятиях, профилированных по выпуску велосипедов, мопедов или мотоциклов, а также на предприятиях, выпускающих более сложную продукцию по более сложным технологиям. Материалы, которые могут использоваться на изготовление предлагаемого транспортного средства, аналогичны применяемым при производстве подобных изделий, не требующих труднодоступных и дорогих технологий.

Наверх