оптическое устройство для наблюдения за зоной внекабинного пространства, не просматриваемой с рабочего места летчика
Классы МПК: | G09B9/02 для обучения управлению транспортными средствами |
Автор(ы): | Степанов Алексей Иванович, Двоеглазов Валерий Вячеславович |
Патентообладатель(и): | Степанов Алексей Иванович, Двоеглазов Валерий Вячеславович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-02-21 публикация патента:
09.06.1995 |
Использование: в авиационной технике, в частности в устройствах, обеспечивающих возможность наблюдения за зоной внекабинного пространства. Сущность изобретения: в оптическом устройстве для наблюдения за зоной внекабинного пространства, непросмастриваемой с рабочего места летчика, содержащем два оптических канала, каждый из которых выполнен в виде оптически сопряженных между собой объектива 2, установленного на шлеме оператора окуляра 4, и расположенного между ними оптико-волоконного жгута 6, а также установленного перед окуляром 4 светоделителя 5, окуляры 4 установлены с возможностью регулирования под индивидуальное зрение, а объективы 2 расположены с горизонтальным паралаксом, соответствующим радиусу стереоскопического видения. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
ОПТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЗОНОЙ ВНЕКАБИННОГО ПРОСТРАНСТВА, НЕ ПРОСМАТРИВАЕМОЙ С РАБОЧЕГО МЕСТА ЛЕТЧИКА, содержащее два оптических канала, каждый из которых выполнен в виде оптически сопряженных между собой объектива, установленного на шлеме оператора окуляра, и расположенного между ними оптико-волоконного жгута, а также установленного перед окуляром светоделителя, отличающееся тем, что окуляры установлены с возможностью регулирования под индивидуальное зрение, а объективы расположены с горизонтальным паралаксом, соответствующим радиусу стерескопического видения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам, обеспечивающим возможность наблюдения за зоной внекабинного пространства, которая не просматривается с рабочего места летчика. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является оптическое устройство для наблюдения за зоной внекабинного пространства, непросматриваемой с рабочего места летчика, содержащее два оптических канала, каждый из которых выполнен в виде оптически сопряженных между собой объектива, установленного на шлеме оператора окуляра и расположенного между ними оптико-волоконного жгута, а также установленного перед окуляром светоделителя. Недостатком известного устройства являются уменьшенное изображение с искаженной глубиной пространства, невозможность изменения в полете угла обзора, стереобазы, увеличения, зеркальное изображение, которое вызывает обратные реакции летчика, а также для наблюдения за грузом летчику требуется смотреть в сторону от направления полета, что сказывается на безопасности полета. Техническим результатом, достигаемым при использовании изобретения, является улучшение эксплуатационных характеристик устройства, повышение эффективности и безопасности проводимых работ. Технический результат достигается тем, что окуляры установлены с возможностью регулирования под индивидуальное зрение, а объективы расположены с горизонтальным паралаксом, соответствующим радиусу стереоскопического видения. На чертеже изображено оптическое устройство для наблюдения за зоной внекабинного пространства, непросматриваемой с рабочего места летчика. Устройство состоит из основания 1, на котором установлены два объектива 2, устройства крепления на шлеме 3 окуляров 4, установленных перед окулярами светоделителей 5 и соединяющих объективы 2 с окулярами 4 оптико-волоконных жгутов 6. Устройство работает следующим образом. От каждого из объективов 2 изображение поступает в каждый глаз оператора через оптико-волоконный жгут 6, светоделитель 5 и окуляр 4. Установленный между окуляром 4 и глазом оператора светоделитель 5 представляет собой полупрозрачное или непрозрачное зеркало или призму, позволяющие наблюдать окружающую обстановку и наложенное на нее изображение от окуляра 4, либо окружающую обстановку и изображение от объективов 2 под разными углами зрения. Окуляры 4 и светоделитель 5 закреплены на шлеме оператора с возможностью регулировки под индивидуальное межцентровое глазное расстояние и зрение оператора. Объективы 2 устанавливаются с некоторой стереобазой на общем основании 1 в зоне, из которой нужно вести наблюдение. Стереобаза подбирается оптимальной для каждого конкретного расстояния до объекта наблюдения и может регулироваться дистанционно из кабины летчика до достижения максимального стереоэффекта. Использование изобретения позволяет устранить недостатки известного устройства и достичь указанного технического результата.Класс G09B9/02 для обучения управлению транспортными средствами