параллельная задвижка
Классы МПК: | F16K3/14 с приспособлениями для раздвигания уплотняющих поверхностей или их взаимного прижатия |
Автор(ы): | Махмутов С.А., Севастьянихин Г.И. |
Патентообладатель(и): | Центральное конструкторское бюро арматуростроения Научно- производственного объединения арматуростроения "Знамя труда" им.И.И.Лепсе |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-04-09 публикация патента:
19.06.1995 |
Использование: в устройствах, транспортирующих водные суспензии абразивных материалов в виде пульп. Сущность изобретения: в проходном канале корпуса закреплено седло и размещен шибер с уплотнительной поверхностью и скосами. В боковых расточках корпуса расположены эксцентриковые втулки, в каждой из которых размещен стержень. На образующей поверхности каждой расточки выполнены диаметрально расположенные пазы, в которых размещено фиксирующее устройство. Каждый стержень выполнен с кольцевым выступом. Фиксирующее устройство выполнено в виде диаметрально расположенных на выступе с возможностью перемещения в пазах расточки пальцев, оси которых параллельны оси стержня. Пазы расточки корпуса со стороны, обращенной к днищу, выполнены со скосом. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ЗАДВИЖКА, содержащая корпус, в проходном канале которого закреплено седло и размещен шибер с уплотнительной поверхностью и скосами, а в боковых расточках корпуса расположены эксцентриковые втулки, в каждой из которых размещен стержень, причем на образующей поверхности каждой расточки выполнены диаметрально расположенные пазы, в которых размещено фиксирующее устройство, отличающаяся тем, что каждый стержень выполнен с кольцевым выступом, а фиксирующее устройство выполнено в виде диаметрально расположенных на кольцевом выступе с возможностью перемещения в пазах расточки пальцев, оси которых параллельны оси стержня. 2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что пазы расточки корпуса со стороны, обращенной к днищу, выполнены со скосами.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области арматуростроения и может быть использовано в запорных устройствах, транспортирующих водные суспензии абразивных материалов в виде пульп, а также другие загрязненные среды, изнашивающие детали затвора, которые требуется заменить в процессе эксплуатации. Известна параллельная задвижка (Брагин Б.Ф. Трубопроводная арматура для абразивных гидросмесей. М. Машиностроение, 1981, с. 25, рис. 2), недостатками конструкции которой являются сложность и ненадежность в эксплуатации. Это обусловлено тем, что поджатие шибера к седлу в последний момент закрытия осуществляется за счет узла регулирования, снабженного скосами на шибере и контактирующего с ними плоскими поверхностями цилиндрических стержней, перемещение которых производится эксцентриковой втулкой. Фиксация же взаимного положения элементов данного устройства достигается посредством изготовления большого числа полостей и поверхностей сложной конфигурации. Известна также параллельная (шиберная) задвижка, содержащая корпус, в проходном канале которого закреплено седло, а в боковой расточке расположена втулка, в которой эксцентрично размещен стержень, а в пазу бурта расточки установлено фиксирующее устройство, шибер с уплотнительной поверхностью и скосами. Недостаток известной конструкции заключается в сложности выполнения взаимной ориентировки и фиксации элементов узла регулирования и ненадежности в эксплуатации из-за существования большого количества полостей и поверхностей, требующих сопряжения и взаимной ориентировки. Предлагаемое техническое решение решает задачу упрощения выполнения взаимной ориентировки и фиксации элементов узла регулирования и повышения надежности в эксплуатации. Для этого в параллельной задвижке, содержащей корпус, в проходном канале которого закреплено седло, а в боковой расточке расположена втулка, в которой эксцентрично размещен стержень, а в пазу бурта расточки установлено фиксирующее устройство, шибер с уплотнительной поверхностью и скосами, стержень снабжен буртом, а фиксирующее устройство выполнено в виде диаметрально расположенных на бурте с возможностью перемещения в пазах бурта расточки корпуса выступов, оси которых параллельны оси стержня. Кроме этого, паз бурта расточки корпуса, обращенный к днищу, имеет скос. В предлагаемом техническом решении, представляющем из себя параллельную задвижку с односторонним уплотнением, запорным органом в виде плоского шибера со скосами на приливах, расположенных со стороны, противоположной уплотнительной поверхности, и упорами, установленными с возможностью поворота на фиксированный угол и перемещения в направлении седла корпуса, упоры выполнены в виде цилиндрических стержней, имеющих плоскую контактную поверхность и размещенных в эксцентриковых втулках. Стержни с одной стороны ограничены дном втулок, а с другой кольцевым выступом в цилиндрических расточках корпуса задвижки, в которых вращаются эксцентриковые втулки. Для обеспечения взаимного расположения плоских поверхностей стержней и скосов шибера при повороте эксцентриковой втулки на кольцевом бурте стержней установлены выступы, перемещающиеся в пазах расточки корпуса в пределах величины эксцентриситета. Один из пазов, обращенных к днищу, выполнен со скосом, служащим для вытеснения взвешенных частиц. На фиг. 1 изображен продольный разрез параллельной задвижки с глухим шибером; на фиг. 2 взаимное расположение узла регулирования и шибера; на фиг. 3 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 вид по стрелке В на фиг. 3. В проходном канале 1 корпуса 2 закреплено седло 3, контактирующее в закрытом положении задвижки с шибером 4, а последний своими скосами а с плоскими поверхностями б цилиндрических стержней 5, расположенных в отверстии эксцентриковых втулок 6. Стержень 5 имеет кольцевой выступ 7, на котором диаметрально закреплены выступы 8, оси которых параллельны оси стержня. Выступы 8 контактируют с пазами 9 бурта 10 расточки корпуса 2. От продольного перемещения стержни 5 ограничены днищем втулки 6 и буртом 10 расточки корпуса. Последний в пазу, обращенном к днищу, имеет скос в, угол которого соответствует углу конца шибера, служащий для вытеснения взвешенных частиц. Эксцентриковая втулка 6 фиксируется в расточке корпуса 2 посредством нажимного фланца 11. Задвижка работает следующим образом. При перемещении шибера 4 от узла управления задвижки вверх уплотнительная поверхность шибера выходит из контакта с уплотнительной поверхностью седла 3 и проходной канал 1 корпуса открывается для прохождения потока среды. При перемещении шибера 4 вниз уплотнительная поверхность его входит в контакт с уплотнительной поверхностью седла 3. При этом скосы а шибера входят в контакт с обращенными к шиберу плоскими поверхностями б концов стержней 5. При этом происходит расклинивание шибера и седла и образуется герметичный контакт уплотнительных поверхностей. При сборке задвижек в процессе изготовления либо при замене изношенных деталей в процессе эксплуатации возможно в силу отклонения размеров в пределах допусков на изготовление несовпадение по углу и линейному размеру между скосами шибера 4 и поверхностями стержней 5, а также возможен неплотный контакт уплотнительных поверхностей. Для обеспечения герметичного контакта седла 3 и шибера 4 с учетом данных отклонений необходимо ослабить крепление нажимного фланца 11 и, вращая ключом втулку 6 по часовой стрелке либо в противоположном направлении, обеспечить контакт уплотнительных поверхностей седла 3 и шибера 4 за счет изменения величины эксцентриситета и плотно прижать шибер к седлу посредством расклинивания скосов шибера и стержней. При этом выступы 8 не препятствуют перемещению стержня 5 при повороте эксцентриковой втулки 6 и в то же время в пределах паза 9 ограничивают поворот стержня, позволяя постоянно отслеживать взаимное расположение скосов а шибера 4 и поверхности б стержня 5. После этого необходимо жестко зафиксировать взаимное расположение элементов узла регулирования посредством затяжки крепежа нажимного фланца 11.Класс F16K3/14 с приспособлениями для раздвигания уплотняющих поверхностей или их взаимного прижатия
двухдисковая параллельная трубопроводная задвижка с выдвижным шпинделем - патент 2384780 (20.03.2010) | |
самоустанавливающийся затвор двухдисковой клиновой задвижки - патент 2227854 (27.04.2004) | |
задвижка клиновая - патент 2223434 (10.02.2004) | |
распорное устройство для запорной задвижки - патент 2204756 (20.05.2003) | |
запорная задвижка - патент 2204755 (20.05.2003) | |
задвижка - патент 2177093 (20.12.2001) | |
задвижка - патент 2157936 (20.10.2000) | |
шиберная задвижка - патент 2147093 (27.03.2000) | |
способ ремонта задвижек - патент 2122671 (27.11.1998) | |
задвижка клиновая - патент 2076974 (10.04.1997) |