противоскатное устройство транспортного средства
Классы МПК: | B60T1/14 непосредственно на дорогу |
Автор(ы): | Шкрабак В.С., Шкрабак В.В., Улитовский Б.А., Копылов Г.Н., Шкрабак Р.В. |
Патентообладатель(и): | Ленинградский государственный аграрный университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-06-22 публикация патента:
27.06.1995 |
Использование: применяется в устройствах, препятствующих скатыванию под уклон транспортного средства при заглохшем двигателе и неисправных тормозах. Сущность изобретения: устройство содержит механизм продольного противоопрокидывания, размещенный под капотом транспортного средства между передними и задними осями колес, и снабжено нормально открытыми и нормально закрытыми электромагнитными клапанами, установленными в пневматических линиях подвода и отвода воздуха, при этом в промежутке между поршнем и стенкой со стороны каждого штока в корпусе пневмоцилиндров размещена пружина с возможностью ее сжатия при перемещении штока, каждый балластный груз которого неподвижно соединен рычагом со своим тормозным противоскатным упором с возможностью его перемещения и охватывания верхней части периметра шины колеса транспортного средства. При этом внутренняя криволинейная поверхность тормозного противоскатного упора снабжена углублением (выемкой), форма рисунка которого зеркально соответствует выпуклому рисунку протектора шины колеса транспортного средства причем нормально открытые электромагнитные клапаны правого и левого пневмоцилиндров соединены с нормально замкнутым контактом второго реле, нормально разомкнутому контакту второго реле, а нормально разомкнутый контакт первого реле через сигнальную лампочку и выключатель присоединен к нормально закрытому электромагнитному клапану, установленному на входе пневмосистемы перед противоопрокидывающим механизмом. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
ПРОТИВОСКАТНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее тормозные элементы в виде противоскатных упоров, взаимодействующие с поверхностью колеса транспортного средства, привод тормозных элементов и блок управления приводом, включающий в себя электрический датчик продольного крена транспортного средства, датчик частоты вращения вала двигателя транспортного средства, датчик частоты выполнен в виде генератора постоянного тока, первое реле с нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми контактами, при этом электрический датчик продольного крена и обмотка первого реле последовательно подключены к аккумулятору, а вторая пара контактов первого реле включена последовательно с обмоткой второго реле в цепь генератора постоянного тока, отличающееся тем, что тормозные элементы установлены с возможностью вертикального взаимодействия с верхней частью шины колеса транспортного средства, при этом внутренняя криволинейная поверхность тормозного элемента, взаимодействующая с шиной, снабжена выемкой, форма рисунка которой зеркально соответствует выпуклому рисунку протектора шины колеса транспортного средства, а привод тормозных элементов выполнен в виде механизма продольного противоопрокидывания, размещенного под капотом машины между передней и задней колесными осями и включающим в себя пневмоцилиндры со штоками, снабженными балластными грузами и соединенными с тормозными элементами, в штоковой полости каждого цилиндра размещена пружина, сжимаемая при перемещении штока в транспортное положение, пневматические линии для подвода и отвода воздуха, снабженные нормально открытыми и нормально закрытыми электромагнитными клапанами, причем нормально открытые электромагнитные клапаны обоих цилиндров соединены с нормально замкнутым контактом второго реле, нормально закрытые электромагнитные клапаны левого и правого пневмоцилиндров присоединены к нормально разомкнутому контакту второго реле, а нормально разомкнутый контакт первого реле через сигнальную лампочку и выключатель присоединен к нормально закрытому электромагнитному клапану, установленному на входе пневмосистемы перед противоопрокидывающим механизмом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам, препятствующим скатыванию под уклон транспортного средства при заглохшем двигателе и неисправных тормозах. Известно стояночное тормозное устройство (ав.св. СССР N 1017549, кл; В 06 Т 3/00), содержащее два клина, соединенных между собой пружиной изгиба. Концы пружины связаны с клиньями шарнирно, а средней частью пружины образована петля, которая служит для обхвата верхней части затормаживаемого колеса. Однако это устройство предотвращает скатывание агрегатов не в экстремальных ситуациях, а только тогда, когда агрегат остановлен и устойчиво стоит на подъеме или склоне, т.е. нет угрозы самопроизвольного скатывания. В экстремальных же ситуациях при осуществлении движения на подъем это устройство применить невозможно, так как оператор не может оставить рабочее место (а также руль и ножные тормоза) для установки устройства на колеса транспортного средства. Наиболее близким к предлагаемому является по технической сущности противоскатное устройство транспортного средства (авт.св. СССР N 1291469, кл. В 60 Т 1/14, 1987), которое содержит электрический датчик продольного крена транспортного средства, включенный в цепь управления электродвигателя, кинематически связанного с противоскатными упорами. В цепь управления включен также генератор, связанный с валом двигателя транспортного средства. При глушении двигателя транспортного средства и срабатывании электрического датчика продольного крена генератор выдает сигнал на опускание под колеса транспортных упоров. К недостаткам можно отнести следующее: устройство не может работать с пневмосистемами; при мягком грунте (например, после дождя) упоры, вдавливаясь глубоко в землю, под давлением, создаваемым тяжестью транспортного средства, не в состоянии обеспечить противоскатность транспортного средства, что, как известно, может привести к аварийной ситуации. Целью изобретения является повышение эффективности торможения, препятствующего скатыванию транспортного средства под уклон при заглохшем двигателе и неисправных тормозах, использующих пневмосистему. Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено противоопрокидывающим механизмом в продольной вертикальной плоскости, размещенным над капотом машины между передними и задними осями колес, снабженным нормально открытыми и нормально закрытыми электромагнитными клапанами, установленными в пневматических линиях подвода и отвода воздуха, при этом в промежутке между поршнем и стенкой со стороны каждого штока в корпусе пневмоцилиндра размещена пружина с возможностью ее сжатия при перемещении штока, каждый балластный груз которого неподвижно соединен рычагом со своим тормозным противоскатным упором с возможностью его перемещения и охватывания верхней части периметра шины колеса транспортного средства, при этом внутренняя криволинейная поверхность тормозного противоскатного упора снабжена выемкой, форма рисунка которой зеркально соответствует выпуклому рисунку протектора шины колеса транспортного средства, причем нормально открытые электромагнитные клапаны правого и левого пневмоцилиндров соединены с нормально замкнутым контактом второго реле, нормально закрытые электромагнитные клапаны правого и левого пневмоцилиндров соединены с нормально размокнутым контактом второго реле, а нормально разомкнутый контакт первого реле через сигнальную лампочку и выключатель присоединен к нормально закрытому электромагнитному клапану, установленному на входе пневмосистемы перед противоопрокидывающим механизмом в продольной вертикальной плоскости. Таким образом, применение противоопрокидывающего механизма в продольной вертикальной плоскости и тормозных противоскатных упоров, перемещающих и охватывающих верхнюю часть периметра колеса транспортного средства за счет предусмотренных в них углублений, форма рисунка которого зеркально соответствует выпуклому рисунку протектора шины колеса транспортного средства, дает возможность повысить эффективность торможения, препятствующего скатыванию транспортного средства под уклон при заглохшем двигателе и неисправных тормозах, использующих пневмосистему. Предлагаемое техническое решение является новым, имеет существенные отличия, имеет изобретательский уровень и промышленную применимость, а также неизвестно как в нашей стране, так и за ее пределами. На чертеже представлена схема противоскатного устройства транспортного средства. Предлагаемое устройство содержит электрический датчик 1 продольного крена, снабженный подвижным и неподвижным контактами 2 и 3, датчик частоты вращения вала двигателя транспортного средства, выполненный в виде генератора 4 постоянного тока, первое реле 5 с двумя парами нормально разомкнутых контактов 6 и 61 и второе реле 7 с нормально разомкнутым контактом 8 и нормально замкнутым контактом 9. Электрический датчик 1 продольного крена и обмотка первого реле 5 последовательно подключены к аккумулятору 10, а вторая пара контактов первого реле 5 включена последовательно с обмоткой реле 7 в цепь генератора 4 постоянного тока. Подвижный контакт 2 подключен к минусовой клемме аккумулятора 10, а неподвижный контакт 3 через ключ 11, регулировочное сопротивление 12 и обмотку реле 5 к плюсовой клемме аккумулятора 10. Нормально разомкнутые контакты первого реле 5 включены последовательно с регулировочным сопротивлением 13, обмоткой реле 7 и генератором 4 постоянного тока. Механизм противоопрокидывания в продольной вертикальной плоскости содержит корпус 14 пневмоцилиндра, в котором размещены левый и правый пневмоцилиндры 15 и 16. Устройство снабжено направляющей 17 балластного груза правого пневмоцилиндра 16 и направляющей 18 балластного груза левого пневмоцилиндра 15, а также балластными грузами 19 и 20, соответственно правого и левого пневмоцилиндров 15 и 16. Кроме того, в устройстве предусмотрены нормально открытый электромагнитный клапан 21 правого пневмоцилиндра, нормально закрытый электромагнитный клапан 22 левого пневмоцилиндра, нормально закрытый электромагнитный клапан 23 правого пневмоцилиндра и нормально открытый электромагнитный клапан 24 левого пневмоцилиндра со своими пневмолиниями и линиями электропитания. Возвратные пружины 25 (как слева, так и справа) расположены в штоковом пространстве пневмоцилиндров, находятся в свободном состоянии при исходном положении механизма (т.е. когда агрегат находится в горизонтальном положении) и сжимаются при осуществлении выброса балластного груза в сторону, противоположную опрокидыванию. Каждый балластный груз 19 и 20 левого и правого пневмоцилиндров и неподвижно соединен рычагом 26 со своим тормозным противоскатным упором 27 с возможностью его перемещения и охватывания верхней части периметра шины колеса 28 транспортного средства. При этом внутренняя криволинейная поверхность тормозного противоскатного упора 27 снабжена углублением (выемкой), форма рисунка которой зеркально соответствует выпуклому рисунку протектора шины 28 колеса транспортного средства. Нормально открытые электромагнитные клапаны 21 и 24 правого и левого пневмоцилиндров 15 и 16 соединены с нормально замкнутым контактом 9 второго реле 7, а нормально закрытые электромагнитные клапаны 22 и 23 левого и правого пневмоцилиндров 15 и 16 присоединены к нормальному разомкнутому контакту 8 второго реле 7, а нормально разомкнутый контакт первого реле 5 через сигнальную лампочку 29 и выключатель 30 присоединен к нормальному закрытому электромагнитному клапану 31, установленному на входе пневмосистемы перед противоопрокидывающим механизмом в продольной вертикальной плоскости. В устройстве параллельно контактам 6 включен ключ 32. В предлагаемом устройстве ресивер 33 соединен пневмолиниями через регулятор 34 давления с компрессором 35 и электромагнитным клапаном 31 с управляемым элементом через пневмоклапан 36. Устройство работает следующим образом. При определенном профиле рельефа датчик 1 продольного крена наклоняется и при включенном ключе 11 подает ток на реле 5. При прохождении тока по нему замыкаются две пары нормально разомкнутых контактов 6 и 61. При замыкании контактов 61 ток от генератора 4 через регулируемое сопротивление 13 (при помощи которого регулируют момент размыкания контактов 9) поступает на второе реле 7, которое при этом разомкнет нормально замкнутые контакты 9 и при больших оборотах (большом токе в генераторе 4) замкнет контакты 8. Таким образом, при движении машины по ровной поверхности от аккумулятора 10 подается электропитание на центральный электрод электрического датчика крена 1, а пневмокомпрессором 35 обеспечивается подача воздуха под давлением в пневмосистему и далее в пневмоцилиндры 15 и 16 (через нормально открытые электромагнитные клапаны 21 и 24), управляемые ими балластные грузы 19 и 20 приводятся в исходное состояние, чему способствует состояние пружин 25, находящихся в растянутом положении при выбросе балластных грузов 19 и 20. При снижении скоростного режима двигателя или при заглохшем двигателе ток, вырабатываемый генератором 4 постоянного тока, уменьшается или становится равным нулю. При этом контакты 9 замыкаются (контакты 8 разомкнуты) и через них при замкнутых контактах 6 от аккумулятора 10 поступает ток на нормально открытые электромагнитные клапаны 21 и 24 правого и левого пневмоцилиндров, которые срабатывают при этом, нормально закрытый клапан 31 открывается, а нормально открытые электромагнитные клапаны 21 и 24 закрываются. Через открытый электромагнитный клапан 31 воздух поступает из ресивера 33 в пневмолинию корпуса 14 пневмоцилиндров, которые срабатывают и выбрасывают балластные грузы 19 и 20 правого и левого пневмоцилиндров. Балластные грузы 19 и 20 через рычаг 26 соединены с тормозным противоскатными упорами 27. Тормозные противоскатные упоры 27, снабженные углублением (выемкой), форма рисунка которого зеркально соответствует выпуклому рисунку протектора шины 28 колеса транспортного средства, охватывают верхнюю часть периметра шины 28 колеса машинa стопорится прекращается движение транспортного средства. Когда машина займет горизонтальное положение подвижный контакт 2 разъединяется, контакт 8 замыкается, а контакт 9 размыкается и ток поступает в нормально закрытые клапаны 23 и 22, которые возвращают балластные грузы 19 и 20 в исходное положение, и упор 27 отходит от колеса транспортного средства 28.Класс B60T1/14 непосредственно на дорогу