погрузочный манипулятор
Классы МПК: | B66C23/64 крановые стрелы |
Патентообладатель(и): | Спирин Геннадий Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-03-26 публикация патента:
27.06.1995 |
Использование: в подъемно-транспортной технике. Сущность изобретения: ведущий 4 и ведомый 8 рычаги установлены с образованием угла между продольной осью рычага 8 и кратчайшей прямой между осью 6 шарнира звеньев стрелы и осью 5 шарнира связи рычага 4 с предыдущим звеном стрелы, большего нуля, но меньшего угла g между упомянутой кратчайшей прямой и продольной осью ведущего рычага, с обеспечением, при всех возможных положениях звеньев стрелы, превышения величиной плеча hзв последующего звена 7 величины плеча hp рычага 4 и превышения величины lзв кратчайшего расстояния между осью 6 и осью 11 шарнира связи ведомого рычага 8 с последующим звеном стрелы величины катчайшего расстояния lp между осью 5 шарнира связи рычага 8 с рычагом 4. Из-за того, что на всех текущих углах 1 поворота звеньев стрелы соблюдается соотношение hзв> hp, а при максимальном грузовом моменте Mгр.макс это отношение может быть равным hзв/hp= 2, в два раза уменьшается площадь поршня Fn гидроцилиндра 1. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
ПОГРУЗОЧНЫЙ МАНИПУЛЯТОР, содержащий стрелу с шарнирно сочлененными предыдущим и последующим звеньями, гидроцилиндр, шарнирно закрепленный на предыдущем звене стрелы, ведущий рычаг, шарнирно связанный с предыдущим звеном и со штоком гидроцилиндра, и ведомый рычаг, шарнирно связанный с ведущим рычагом и последующим звеном стрелы, отличающийся тем, что рычаги и гидроцилиндр установлены с образованием угла между продольной осью ведомого рычага и кратчайшей прямой между осью шарнирного сочленения звеньев стрелы и осью шарнира связи ведущего рычага с предыдущим звеном стрелы, большего нуля, но меньшего угла между упомянутой кратчайшей прямой и продольной осью ведущего рычага, соединяющей оси шарниров его связи с предыдущим звеном стрелы и с ведомым рычагом, с обеспечением при всех возможных положениях звеньев стрелы превышения величиной плеча последующего звена стрелы величина плеча ведущего рычага и обеспечением превышения величины кратчайшего расстояния между осью шарнира сочленения звеньев и осью шарнира связи ведомого рычага с последующим звеном стрелы величины кратчайшего расстояния между осью шарнира связи ведущего рычага с предыдущим звеном и осью шарнира связи ведомого рычага с ведущим.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к подъемно-транспортной технике и может быть использовано, например, для погрузки деревьев. Известен погрузочный манипулятор, содержащий стрелу с шарнирно сочлененными предыдущим и последующим звеньями, гидроцилиндр, шарнирно закрепленный на предыдущем звене стрелы, ведущий рычаг, шарнирно связанный с ведущим рычагом и последующим звеном и со штоком гидроцилиндра, ведомый рычаг, шарнирно связанный с ведущим рычагом и последующим звеном стрелы [1]В таких манипуляторах перестановочные моменты на звеньях не превышают момента, развиваемого гидроцилиндром на ведущем рычаге, что приводит к завышению параметров гидроцилиндра диаметра поршня или его хода. В предлагаемом манипуляторе ведущий и ведомый рычаги и гидроцилиндр установлены с образованием угла между продольной осью ведомого рычага и кратчайшей прямой между осью шарнирного сочленения звеньев стрелы и осью шарнира связи ведущего рычага с предыдущем звеном стрелы большего нуля, но меньшего угла между упомянутой кратчайшей прямой и продольной осью ведущего рычага, соединяющей оси шарниров его связи с предыдущим звеном стрелы и с ведомым рычагом с обеспечением при всех возможных положениях звеньев стрелы превышения величиной плеча последующего звена стрелы величины плеча ведущего рычага и обеспечения превышения величины кратчайшего расстояния между осью шарнира сочленения звеньев и осью шарнира связи ведомого рычага с последующим звеном стрелы величины кратчайшего расстояния между осью шарнира связи ведущего рычага с предыдущим звеном и осью шарнира связи ведомого рычага с ведущим. Hа фиг. 1 представлена конструктивная схема манипулятора с двухзвенной стрелой; на фиг. 2 изображена конструктивная схема одной пары звеньев манипулятора. Погрузочный манипулятор состоит из двух одинаковых по конструктивной схеме пар звеньев и содержит гидроцилиндр 1 поворота каждой пары, предыдущее звено 2, являющееся одним из элементов стрелы 3, ведущий рычаг 4, шарнирно сочлененный осью 5 с предыдущим звеном 2. Ось 6 соединяет каждое предыдущее звено 2 с последующим звеном 7. Ведущие рычаги 4 соединены шарнирно со штоками гидроцилиндров 1. Позицией 8 показаны ведомые рычаги манипулятора, а позицией 9 захват для груза. Ось 10 связывает ведомый рычаг 8 с ведущим рычагом 4. Осью 11 ведомый рычаг 8 связан с последующим звеном 7. Размеры рычагов 4 и 8, а также параметры закрепления их на звеньях определяют следующим образом. Исходя из зоны обслуживания, выбирают кинематическую схему манипулятора, размеры его звеньев и углы поворота относительно друг друга. После этого находят действующие на звеньях максимальные (Mгр.макс.) и минимальные (Mгр. мин) грузовые моменты. Например, для последующего звена 7 максимальный грузовой момент имеет место при максимальном угле поворота звена на максимальном вылете манипулятора и на текущем угле i при горизонтальном положении звена 7, когда вектор силы от груза является касательной к окружности точки крепления захвата 9. Зная начальное и конечное положения последующего звена 7 относительно звена 3 (фиг. 2), задаются местом положения и размером (lзв.) точки крепления ведомого рычага 8 на звене 7, точка А1. Из точки (0) крепления оси 6 проводят окружность радиусом lзв. Делят lзв.пополам, точка К на последующем звене 7 в положении минимального угла между звеньями (ОАз). Через точки К и А1 проводят прямую до пересечения с окружностью точка N. На линиях ON и NA1 находят точки С и В1 крепления осей 5 и 10, ОС=A1B1= . Расстояние между точками CB1есть длина ведущего рычага 4 (lp), которая меньше радиуса окружности. Из точки О радиусом lp проводят окружность и на ней находят точку Bз, которая определяет положение ведущего рычага 4 при минимальном угле и угол поворота этого рычага. Описанный прием используют, когда требуется, чтобы плечо (hзв) последующего звена было в два раза больше плеча (hp) ведущего рычага 4 при максимальном грузовом моменте (Mгр.макc) на последующем звене стрелы. Это позволяет в два раза уменьшить площадь поршня (Fn) гидроцилиндра 1, обеспечив сохранение нагрузочных характеристик на всех текущих углах 1 поворота последующего звена стрелы, так как при всех возможных положениях звеньев соблюдаются условия
0 < < hзв > hp где угол между продольной осью ведомого рычага 8 и кратчайшей прямой между осью 6 шарнирного сочленения звеньев стрелы и осью 5 шарнира связи ведущего рычага 4 с предыдущим звеном стрелы;
угол между кратчайшей прямой между осью 6 шарнирного сочленения звеньев стрелы и осью 5 шарнира связи ведущего рычага 4 с предыдущим звеном стрелы и продольной осью ведущего рычага 4, соединяющей оси шарниров его связи с предыдущим звеном стрелы и с ведомым рычагом 8. Установку гидроцилиндра 1 на звеньях стрелы производят, определив плечи hу макс и hу мин при Mгр макс и Mгр мин по формуле
hц где Pн давление источника питания гидроцилиндра;
Fn площадь поршня гидроцилиндра, выбираемая из соотношения
Fп
Ход поршня (S) гидроцилиндра 1 увязывается с размером ведущего рычага lp и углом его поворота по формуле
S=2lрcos
Устройство работает следующим образом. Для подъема или опускания захвата с грузом 9 подают рабочую жидкость в полости гидроцилиндра 1, поворачивая ведущий рычаг 4 в ту или другую стороны, который через ведомый рычаг 8 поворачивает последующее звено стрелы. При этом из-за того, что на всем диапазоне поворота звеньев обеспечивается условие hзв>hp, уменьшается необходимое усилие гидроцилиндра на величину их отношения = 2, что в два раза уменьшает площадь поршня и позволяет, например, вместо двух гидроцилиндров использовать один, снизив конструктивную массу манипулятора.
Класс B66C23/64 крановые стрелы