способ андреева о.а. развития интеллектуальных способностей человека и устройство для его осуществления
Классы МПК: | A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов |
Патентообладатель(и): | Кузнецов Олег Андреевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-06-17 публикация патента:
09.07.1995 |
Использование: методические и технические средства развития интеллектуальных способностей человека. Сущность изобретения: для углубления познаний содержания различных учебных текстов и сокращение времени усвоения изучаемого материала в способе развития интеллектуальных способностей человека и в устройстве для его осуществления поочередно предъявляют пользователю аудиовизуальные сигналы образов, символов, наименований и индексов различных фрагментов нескольких религиозных учений и определенной и произвольной последовательностях и с заданными интервалами времени. 2 с.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Способ развития интеллектуальных способностей человека, заключающийся в формировании аудиовизуальных сигналов образов фрагментов изучаемого материала и последовательном их предъявлении пользователю, отличающийся тем, что формируют аудиовизуальные сигналы образов фрагментов заданного события первого религиозного учения в последовательности развития данного события с интервалами 5 15 с, затем через 15 30 с фиксируют с аналогичными интервалами сигналы образов второго религиозного учения в последовательности развития этого события, через 5 15 с формируют для предъявления с интервалами 15 30 с аудиовизульные сигналы образов фрагментов аналогичного события следующего религиозного учения, после чего одновременно предъявляют аудиовизуальные сигналы образов фрагментов данного события разных религиозных учений и по результатам распознавания соответствующих образов фрагментов данного события в разных религиозных учениях судят о степени развития интеллектуальных способностей личности, например, путем сопоставления ответов пользователя с индексами фрагментов каждого религиозного учения и суммирования результатов сопоставления для каждого события в любом религиозном учении. 2. Устройство для развития интеллектуальных способностей человека, содержащее блоки предъявления аудио и видеоинформации, блок ввода реакций пользователя, блок сравнения, соединенный выходом с информационным входом счетчика, отличающийся тем, что оно снабжено элементами ИЛИ и генератором импульсов, соединенным первым и вторым выходами с управляющими входами блока предъявления видеоинформации и блока предъявления аудиоинформации, соединенного информационными выходами с информационными входами блока предъявления видеоинформации и первыми информационными входами блока сравнения, управляющие выходы блока ввода реакций пользователя соединены с первыми входами элементов ИЛИ и входом режима генератора импульсов, связанного третьим выходом с вторым входом первого элемента ИЛИ, подключенного выходом к установочному входу счетчика, соединенного выходом с вторым входом второго элемента ИЛИ, связанного выходом с входом пуска генератора импульсов, причем информационные выходы блока ввода реакций пользователя соединены с вторыми информационными входами блока сравнения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к методическим и техническим средствам развития избранных способностей человека и может быть использовано в тренажерной и медицинской технике, в частности при развитии навыков сверхбыстрого восприятия информации. Известны способ управления предъявлением информации для обучаемых сверхбыстрому чтению и устройство для его осуществления, основанные на предъявлении информации человеку в аудиовизуальном виде и фиксации времени реакций на смысловую часть предъявляемой информации. При этом способ управления формированием тренировочных текстов и заключается в формировании визуальных сигналов синхронно с акустическими сигналами и командами пользователя. Устройство содержит последовательно соединенные блок ввода информации, распределитель импульсов, генератор случайных чисел, таймер и блок предъявления текста, а также счетчик, подключенный к выходам блока ввода реакции и таймера и к входу блока задания времени экспозиции. Однако эти технические решения имеют ограниченные методические возможности и быстродействие восприятия информации из-за однообразности ее фрагментов. Наиболее близкими к изобретению являются способ управления предъявлением текстов для развития навыков сверхбыстрого восприятия информации, заключающийся в формировании визуальных сигналов, соответствующих учебному тексту, синхронно с акустическими сигналами и командами инструктора, и в преобразовании сигнала синхронизации акустических сигналов в оптический сигнал, причем синхронно с визуальными и акустическими сигналами дополнительно формируют сигналы акустического эффекта синтезированного источника звука в сочетании с музыкальными фрагментами музыкальных инструментов и сравнивают их с сигналами эталонных команд, а по результату сравнения формируют аудиовизуальные сигналы воздействия, а также устройство, реализующее этот способ и содержащее счетчик времени, входы которого подключены к выходам блока ввода реакций и блока предъявления визуальной информации, а выход к формирователю импульсов, выходы которого соединены с входами формирователя импульсов и блока предъявления визуальной информации, а вход с выходом блока предъявления визуальной информации, вход которого подключен к первому выходу формирователя импульсов, блок ввода фонограмм, вход которого подключен к второму выходу формирователя импульсов, акустоэлектрический преобразователь, компаратор, входы которого соединены с выходами блока ввода информации, блока ввода фонограмм и акустоэлектрического преобразователя, счетчик адресов, управляющий вход которого подключен к выходу компаратора, и программатор, вход которого соединен с выходом счетчика адресов, а выходы с управляющими входами счетчика адресов, блока предъявления визуальной информации и блока ввода информации. Однако эффективность этих объектов ограничена однообразностью форм предъявляемой информации и ее фрагментов, что снижает глубину познания изучаемых текстов, а следовательно не позволяет получить технический результат данного изобретения. Сущность изобретения основана на разнообразности форм предъявляемой информации в определенной последовательности с заданными интервалами времени, что углубляет познание содержания различных изучаемых текстов и сокращает время усвоения изучаемого материала, чем и характеризуется технический результат. При этом интеллектуальное и духовное развитие личности человека становится наиболее эффективным и оптимальным. Существенными признаками, характеризующими изобретение и достаточными во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны, являются общие с прототипом признаки, основанные на последовательном предъявлении фрагментов изучаемого материала, а также отличные от прототипа признаки, заключающиеся в том, что одновременно формируют аудио- и визуальные сигналы образа фрагмента соответствующего события одного религиозного учения в последовательности развития данного события с интервалами 5-15 с, затем через 15-30 с фиксируют с аналогичными интервалами сигналы образов другого религиозного учения в последовательности развития этого события, после чего через 5-15 с формируют аудиовизуальные сигналы образов фрагмента аналогичного события следующего (очередного) религиозного учения с интервалами 15-30 с, а по результатам распознавания пользователем соответствующих образов в различных религиозных учениях при одновременном их аудиовизуальном формировании судят о степени развития духовных способностей его личности, например, сопоставлением его ответов с индексами фрагмента каждого религиозного учения и суммированием результатов сопоставления для каждого события в любом религиозном учении. Аналогичными признаками являются также общие с прототипом последовательно включенные блоки ввода информации и визуальной информации, выходы которых являются соответствующими сигнальными выходами устройства, блок ввода реакций и счетчик и отличные от прототипа блок сравнения, входы первой и второй групп которого соединены с выходами блоков ввода информации и реакций соответственно, а выход с информационным входом счетчика, первый элемент ИЛИ, один вход которого подключен к выходу счетчика, а другой к выходу запуска блока ввода реакций, генератор, пусковой вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, режимный вход с соответствующим выходом блока ввода реакций, а первый и второй выходы с управляющими входами блоков ввода информации и визуальной информации соответственно, и второй элемент ИЛИ, один вход которого подключен к выходу сброса блока ввода реакций, другой вход к третьему выходу генератора, а выход к установочному входу счетчика. Признаки, характеризующие изобретения лишь в частных случаях, конкретных формах выполнения и при особых условиях его использования, не рассматриваются. Между совокупностью признаков заявляемых объектов и получаемым техническим результатом существует причинно-следственная связь, поскольку отличительные от прототипа признака не выявлены ни в одном из аналогов, а положительные качества повышенная эффективность использования, достигаются лишь совместным использованием всех без исключения признаков способа и устройства. Именно заявляемые соотношения признаков способа поочередное предъявление пользователю аудиовизуальных сигналов образов различных фрагментов нескольких религиозных учений в определенной последовательности и с заданным интервалами времени, обусловленных результатами статанализа множества экспериментов с группами пользователей различного уровня подготовки и разной способности, обеспечивают посредством данного устройства высокую эффективность развития духовных способностей человека, а тем самым получение технического результата. Это позволяет сделать вывод о том, что данные способ и устройство связаны единым изобретательским замыслом. Суть изобретения поясняется чертежом, на котором изображена структура устройства для развития духовных способностей человека, содержащего последовательно включенные блок 1 ввода информации и блок 2 ввода визуальной информации, выходы которых являются сигнальными выходами устройства, и последовательно включенные блок 3 ввода реакции, блок 4 сравнения, счетчик 5, элемент 6 ИЛИ, генератор 7 и элемент 8 ИЛИ. Устройство в статике характеризуется лишь совокупностью взаимосвязей, описанных выше и в формуле изобретения (взаимосвязи между узлами и блоками устройства). Данный способ реализуется рассматриваемым устройством следующим образом. После включения питания счетчик 5 и генератор 7 соответственно через элементы 8 и 6 с блока 3 (вручную или автоматически) устанавливаются в исходное состояние (нулевые потенциалы на их выходах). Далее запускают генератор 7 с блока 3, инициируя блоку 1 предъявление акустической информации и управление предъявлением визуальной информации блоком 2 в соответствии с тактами генератора 7 и с условиями данного способа. Пользователь (обучаемый) посредством блока 3 реагирует на предъявляемую ему аудиовизуальную информацию. Его ответ в блоке 4 сравнивается с эталоном блока 1 и в случае их совпадения счетчик 5 накапливает результаты до переполнения. После этого сигналом через элемент 6 генератор 7 останавливается, а на его счетчике времени, выполненном, например, из последовательно включенных счетчика тактов, дешифратора и цифрового индикатора, высвечивается показатель длительности цикла набора заданного в счетчике 5 количества правильных ответов. По этому показателю судят о степени развития интеллектуальных способностей личности пользователя (обучаемого, исследуемого, испытуемого и т.п.).Класс A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов