способ динамической балансировки воздушно-винтового агрегата силовой установки на самолете

Классы МПК:G01M1/28 со специальными приспособлениями для определения дисбаланса изделий на месте, например колес транспортных средств 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Летно-исследовательский институт им.М.М.Громова
Приоритеты:
подача заявки:
1992-08-27
публикация патента:

Изобретение относится к балансировочной технике и может применяться для воздушно-винтовых агрегатов силовой установки на самолетах в режиме аэродромной стоянки самолета. Предлагаемый способ позволяет повысить точность динамической балансировки. Сущность изобретения заключается в том, что в способе динамической балансировки воздушно-винтового агрегата, содержащего измерение вибрации на корпусе двигателя при пусках с начальной неуравновешенностью и пробным узлом, установленным на конструкции в плоскости вращения винта, дополнительно проводят пуск с пробным грузом, смещенным на заданный угол, при этом на всех запусках на корпусе двигателя измеряют резонансную частоту и виброускорения на основной частоте вращения и определяют величину уравновешивающего груза и место его установки по приведенным в описании формулам: 1 ил. 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ ВОЗДУШНО-ВИНТОВОГО АГРЕГАТА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ НА САМОЛЕТЕ, заключающийся в том, что производят запуск агрегата с установленным в плоскости вращения винта компенсирующим грузом, уравновешивающим динамический дисбаланс агрегата, осуществляют повторный запуск с установленным на агрегате пробным грузом и на обоих запусках регистрируют вибрацию на рабочей частоте вращения, отличающийся тем, что производят третий запуск агрегата с пробным грузом, смещенным на произвольный угол относительно первоначального положения, на всех запусках измеряют резонансную частоту и виброускорения на рабочей частоте вращения, а величину уравновешивающего груза и место его установки определяют по формулам

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958

где m масса пробного груза;

M масса уравновешивающего груза;

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 угол перестановки груза в плоскость винта относительно первоначального положения;

v угол между оптимальным положением пробного груза, при котором была наименьшая вибрация и искомым местом установки уравновешивающего груза;

n коэффициент изменения величины пробного груза;

A0 Ai амплитуды вибрации, измеренные при начальном дисбалансе и при i-м запуске двигателя;

fр резонансная частота колебаний;

fi частота основной винтовой гармоники;

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 виброускорения, измеренные при начальном дисбалансе на i-м пуске частоты основной винтовой гармоники.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к балансировочной технике и может применяться для воздушно-винтовых агрегатов силовой установки на самолетах в режиме аэродромной стоянки самолета.

Известен способ уравновешивания динамического момента неуравновешенного винта [1] путем задания первоначального угла способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958iустановки лопастей, центры тяжести которых не лежат в одной плоскости вращения, перпендикулярной оси винта, затем при испытаниях осуществляют перестановку лопастей винта на угол способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 20399582 и находят способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 20399582 способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 20399581, а затем определяют величину А, на которую отойдет от оси вращения винта центр тяжести лопасти при перестановкe на угол способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958. Уравновешивающий динамический момент определяют по формуле

Mmmспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 где m масса одной лопасти;

R расстояние центра тяжести каждой из лопастей от оси винта;

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 угловая скорость вращения винта.

Для реализации этого способа используются балансировочные станки с роликовыми или ножевыми опорами. Винт, насаженный на вал, заставляют свободно кататься по двум горизонтальным направлениям.

При качении винта определяют величину уравновешивающего динамического момента Mm неуравновешенного винта.

Недостатком указанного способа является то, что уравновешивающий динамический момент определяется этим способом только на балансировочном станке. Этим способом не удается устранить, в частности, остаточный дисбаланс, возникающий вследствие неточного уравновешивания по грузу и направлению. Можно установить, что остаточный дисбаланс способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 находится к естественному дисбалансу Pw2 в отношении:

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958= способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958+4способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 20399581способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958sinспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958; где способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958Р погрешность установки уравновешенного груза;

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 погрешность размещения по углу в противоположном направлении естественному дисбалансу.

Так, если удалось добиться в данном случае уравновешенности с остатком способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958Р0,001 кгм, то в летных условиях при способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958(2способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958fв)2=4способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 203995810способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958625=25000способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 дисбаланс составляет Р способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958Р способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 20399582 25 н2,5 кгс и является неприемлемой величиной.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ динамической балансировки воздушных винтов [2] заключающийся в том, что величину неуравновешенности вращающего агрегата находят по размаху колебаний на корпусе этого агрегата путем установки пробного груза, создающего центробежную силу, изменяющего размах и фазу колебаний корпуса по отношению к колебаниям при первоначальном запуске без пробного груза. По этому способу для уравновешивaния требуется два пуска: пуск с начальной неуравновешенностью и пуск с пробным грузом.

Во время пусков измеряют в реперных точках на корпусе двигателя амплитуды вибрации на частоте основной винтовой гармоники и относительное изменение фазы вибрации. В итоге балансировки агрегата после установки уравновешивающего груза определяют ожидаемый размах колебаний по формуле:

C=способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 где А, В размах колебаний без и с пробным грузом;

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 угол сдвига фаз между этими колебаниями.

Величины А,В и способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 регистрируются с помощью стробоскопа со световым ориентиром. Величину уравновешенного груза Py находят относительно пробного груза Рр по формуле: Рy Pp способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958. Угол способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 для размещения уравновешивающего груза определяют по формуле:

sinспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 sinспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958

Недостатком способа является то, что этот способ выполним при соблюдении жестких требований на линейность внешней вибрации двигателя от величины установленной массы груза, не допускается флюктуация частоты колебаний агрегата.

В реальных условиях на самолете обороты винта заметно изменяются, а применение способа не сопровождают точными показателями в определении выходных параметров динамической балансировки. Способ не учитывает влияние амплитудно-фазовой характеристики упругой подвески (включающей раму с упругими подкосами для крепления двигателя, шасси) на амплитудные уровни и фазу колебаний корпуса двигателя при балансировке агрегата, а это снижает точность определения местоположения и величины уравновешивающего груза на агрегате при балансировкe.

Кроме того, по требованиям безопасности применение стробоскопа со световым ориентиром недопустимо.

Предлагаемый способ позволяет повысить точность за счет учета погрешности влияния параметров амплитудно-фазовой характеристики упругой подвески на динамическую балансировку агрегата. Сущность изобретения заключается в том, что динамическую балансировку воздушно-винтового агрегата силовой установки на самолете осуществляют путем запуска агрегата с установленным в плоскости вращения винта компенсирующим грузом, уравновешивающим динамический дисбаланс агрегата, повторного запуска с установленным на агрегате пробным грузом и регистрации на обоих запусках вибрации на основной винтовой частоте вращения.

Согласно изобретению третий запуск агрегата с пробным грузом, смещенным на произвольный угол относительно первоначального положения, на всех запусках измеряют резонансную частоту и виброускорения на рабочей частоте вращения, а величину уравновешивающего груза и место его установки определяют по формуле:

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 20399581+способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958-2способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958cosспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958

(1)

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958=1+способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958nспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958-2nспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 cos(способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958-способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958)

При fp < fi в формулы (I) вводят корректирующую поправку на величины виброускорений согласно соотношению

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 при fp < fi(2) где m масса пробного груза;

М масса уравновешивающего груза;

Аоi амплитуды вибронагрузок, измеренные при начальном дисбалансе и при i-том запуске;

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 угол перестановки груза в плоскости коррекции винта относительно первоначального положения;

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 угол между оптимальным положением пробного груза, при котором была наименьшая вибрация, и искомым местом установки уравновешивающего груза;

n коэффициент изменения величины пробного груза, при маленьких амплитудах вибрации изменяют массу груза n раз;

fp резонансная частота колебаний;

fi частота основной винтовой гармоники;

способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958(fo)способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958(fi) виброускорения, измеренные при начальном дисбалансе, на i-ом пуске на частотах (fo), (fi) сканирующей основной винтовой гармоники.

Таким образом, повышение точности динамической балансировки воздушно-винтового агрегата на самолете достигается за счет введения поправки на амплитуды виброускорений, измеренных при начальном дисбалансе, на i-м пуске на частотах (fo), (fi) основной винтовой гармоники. Участок кривой АЧХ, измеренной на воздушно-винтовом агрегате, сохраняется практически постоянным при fp>fi, поэтому геометрическая форма АЧХ упругой подвески силовой установки мало сказывается на ухудшении точности регистрации виброускорений, а при fp<f амплитуда виброускорения изменяется в зависимости от изменения частоты основной винтовой гармоники.

Заявленный способ выполняется в следующей последовательности.

На рабочей частоте вращения с помощью виброизмерительной аппаратуры записывают вибрацию. В произвольном по углу месте устанавливают пробный груз и повторяют указанные измерения. Затем переставляют груз на угол способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 или увеличивают его массу, например, в два раза, повторяют измерения уровня вибрации.

При каждом пуске по амплитудно-частотной характеристике определяют резонансную частоту на корпусе двигателя подвески и частоту основной винтовой гармоники, сравнивают их.

При fp < fi вводят поправку способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 на виброускорения, что соответствует определению вибросмещений.

П р и м е р 1. При n 2, способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 > 1, способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958= 0 определяют величину угла отсчета способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 и величину уравновешивающего груза по формулам:

cosспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958

M=mспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958

В таблице приведены расчетные данные, сопровождаемые реальными виброзаписями на самолете (см.чертеж), на которых приведены типовые осциллограммы (реальные) виброзаписей, полученные в полевых условиях в ходе динамической балансировки винтового агрегата поршневого самолета Ту-85, выполненной с помощью заявленного способа: а) вибрация до балансировки; б) после балансировки (по схеме и соотношениям для примера 1).

П р и м е р 2. Если n способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958, способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958= 0, m, тогда

cosспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958nспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958-способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958+способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 20399581-nспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958

M=mспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958

П р и м е р 3. Если n 1,2,3, способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958= 180о, m, тогда

cosспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958

M=mспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958

При способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 >1 n 2

cosспособ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958 = способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958

M=способ динамической балансировки воздушно-винтового   агрегата силовой установки на самолете, патент № 2039958

Наверх