B60B25/14 запирающие приспособления для ребордных или опорных колец
Автор(ы):
Найденов Георгий Федорович[UZ]
Патентообладатель(и):
Найденов Георгий Федорович (UZ)
Приоритеты:
подача заявки: 1989-12-29
публикация патента: 25.07.1995
Использование: изобретение относится к конструкциям бездисковых колес грузовых автомобилей. Сущность изобретения: по наружной поверхности ступицы 1 выполнена кольцевая канавка с конусными поясками 11 и 12, наружный 12 поясок канавки выполнен со шлицами. Обод 2 и запорное кольцо 7 установлены на ступицу 1 с возможностью поворота по кольцевой канавке до совпадения выступов ступицы 1, обода 2 и запорного кольца 7. На диаметрально расположенных впадинах шлицев ступицы 1 выполнены продольные пазы на всю ее ширину, в которых установлены фиксаторы проворота. 6 ил.
БЕЗДИСКОВОЕ КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее ступицу с канавкой, имеющей конические боковые пояски, один из которых выполнен со сквозными чередующимися радиальными выступами и впадинами, установленные внутри канавки с натягом основание с посадочным конусом быстросъемного обода, пневматическую шину, подвижное кольцо с элементами фиксации, при этом посадочный конус обода выполнен с ответными впадинами и выступами и снабжен фиксатором от проворота, отличающееся тем, что ступица выполнена с двумя диаметрально противоположно размещенными в ее впадинах сквозными пазами, глубина каждого из которых превышает глубину канавки ступицы, фиксаторы проворота выполнены в виде Т-образных в сечении вкладышей и установлены своими нижними выступами в упомянутых пазах ступицы, а элементы фиксации выполнены в виде Г-образного в сечении запорного кольца, охватывающего основание обода и имеющего на своей внутренней поверхности выступы и впадины, соответствующие выступам и впадинам посадочного конуса обода, при этом запорное кольцо установлено своими торцами между подвижным кольцом и боковой стенкой канавки ступицы.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к конструкции бездисковых колес грузовых автомобилей. Известно бездисковое колесо автомобиля, содержащее ступицу, обод, объемное бортовое и замочное кольца, шину и прижимы с болтами крепления колеса к ступице (Высоцкий М.С. и др. Автомобили МАЗ-64227, МАЗ-54322. Устройство, техническое обслуживание, ремонт. М. Транспорт, 1987, с. 104, рис. 72). Известно бездисковое колесо автомобиля, включающее ступицу, обод, бортовые кольца, подвижное и неподвижное посадочные кольца, шину, замочное кольцо, прижимы и шпильки с гайками крепления колеса к ступице (Сироткин З.Л. и др. Автомобили-самосвалы и автомобили-тягачи БелАЗ. М. Транспорт, 1973, с. 158, рис. 110). Однако для данных конструкций колес характерны недостаточная надежность крепления колеса к ступице, высокая трудоемкость шиномонтажных работ и необходимость систематической дозатяжки гаек прижимов крепления колеса в процессе эксплуатации автомобиля. Известно бездисковое колесо транспортного средства, содержащее ступицу с канавкой, имеющей конические боковые пояски, один из которых выполнен со сквозными чередующимися радиальными выступами и впадинами, установленные внутри канавки с натягом основание с посадочным конусом быстросъемного обода, пневматическую шину и подвижное кольцо с элементами фиксации, при этом посадочный конус обода выполнен с ответными впадинами и выступами и снабжен фиксатором от проворота (патент Швейцарии N 341396, кл. 63 d 4, 1959). Однако данная конструкция колеса обладает недостаточной надежностью крепления обода на ступице, так как при потере давления воздуха в шине происходит самопроизвольное раскрепление колеса. Для исключения этих недостатков ступица снабжена двумя диаметрально противоположно размещенными в ее впадинах сквозными пазами, глубина каждого из которых превышает глубину канавки ступицы. Фиксаторы проворота выполнены в виде Т-образных в сечении вкладышей и установлены своими нижними выступами в пазах ступицы. Фиксация положения подвижного кольца обода производится Г-образным в сечении запорным кольцом, охватывающим основание обода и имеющим на своей внутренней поверхности выступы и впадины, соответствующие выступам и впадинам посадочного конуса обода, при этом запорное кольцо установлено своими торцами между подвижным кольцом и боковой стенкой канавки ступицы. На фиг. 1 показана конструкция колеса, общий вид; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 фиксатор проворота; на фиг. 5 сечение В-В на фиг. 4; на фиг. 6 вид по стрелке Г на фиг. 4. Колесо (фиг. 1) содержит ступицу 1, обод 2, бортовые кольца 3 и 4, неподвижное 5 и подвижное 6 посадочные кольца, запорное кольцо 7, шину 8, фиксатор 9 и крепящую его планку (условно не показана). Ступица 1 колеса имеет кольцевую канавку 10 с внутренним 11 и наружным 12 конусными поясками. Наружный пояс кольцевой канавки ступицы образован (фиг. 2) выступами 13 и впадинами 14 шлицев. Аналогичные выступы и впадины выполнены на основании 15 обода 2 (фиг. 1) и по внутренней поверхности запорного кольца 7. На диаметрально противоположных впадинах 14 (фиг. 2) шлицев ступицы выполнены продольные пазы (фиг. 2 и 3) на всю ширину ступицы 1. Пазы предназначены для последующей установки в них фигурных фиксаторов 9 (фиг. 1 и 4). При сборке колеса обод 2 установленными на нем неподвижным 5 и подвижным 6 посадочными кольцами, бортовыми кольцами 3 и 4 и шиной 8 устанавливается на ступицу 1 через шлицы наружного пояска 12 до упора конусной поверхности основания 15 обода во внутренний поясок 11 кольцевой канавки 10. Затем через шлицы наружного пояска 12 на ступицу устанавливается упорное кольцо 7 до совмещения своими шлицами с кольцевой канавкой 10, при этом запорное кольцо 7 своим буртиком упирается в подвижное посадочное кольцо 6. Обод и запорное кольцо проворачиваются относительно ступицы до взаимного совмещения выступов шлицев обода, запорного кольца и ступицы. В этом положении в вентильные продольные пазы 16 вставляются фигурные фиксаторы 9, предотвращающие перемещение обода и запорного кольца относительно ступицы. От выпадания фиксаторы закрепляются планками при помощи резьбового соединения. При накачивании шины ее борта, раздвигаясь, действуют на подвижное и неподвижное посадочные кольца. Неподвижное посадочное кольцо 5 прижимает конусную поверхность основания 15 обода 2 к внутреннему конусному пояску 11 кольцевой канавки 10 ступицы, а подвижное посадочное кольцо 6 прижимает конусную поверхность выступов шлицев запорного кольца 7 к конусной поверхности выступов шлицев наружного пояска 12 кольцевой канавки ступицы, тем самым закрепляя обода на ступице. Таким образом, предлагаемая конструкция колеса позволяет снизить в 1,4-1,6 раз трудозатраты на монтаж-демонтаж колес, увеличить производительность автотранспорта из-за исключения периодической дозатяжки гаек прижимов в существующих конструкциях колес и устранить возможность проворота обода относительно ступицы колеса, повышая тем самым безопасность эксплуатации автотранспорта. К тому же, невозможность демонтажа колеса без стравливания воздуха из шин позволит повысить безопасность шиномонтажных работ.