полоз спортивных саней
Классы МПК: | B62B17/02 полозья |
Патентообладатель(и): | Сенновский Валерий Андреевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-01-15 публикация патента:
25.07.1995 |
Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к спортивным саням. Цель изобретения повышение эффективности использования спортивных саней путем обеспечения быстрой смены накладок. Полоз спортивных саней состоит из собственно полоза 1 и шины 3, на которую накладывается плоская накладка 4 из материала с низким коэффициентом трения по льду. Накладка 4 своими окнами, расположенными по концам, надевается на неподвижный 5 и подвижный 6 крючки. Натяжение и закрепление накладки производится винтом 7. Отличительной особенностью является то, что в накладках выполнены окна с поперечно ориентированными рабочими поверхностями для взаимодействия со средствами фиксации и крепления, размещенными в шине, при этом в концевых зонах шины выполнены сквозные отверстия для установки соответственно с возможностью поворота средства для фиксации и с возможностью поворота и продольного перемещения средства для крепления, имеющих фасонные выступы, конфигурация рабочих поверхностей которых соответствует конфигурации упомянутых рабочих поверхностей окон накладки. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
ПОЛОЗ СПОРТИВНЫХ САНЕЙ, содержащий основание, шину с накладкой и средства для их взаимной фиксации и крепления, имеющие рабочие поверхности, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности использования спортивных саней путем обеспечения быстрой смены накладки, в накладке выполнены продольные окна с поперечно ориентированными рабочими поверхностями для взаимодействия со средствами фиксации и крепления, размещенными в шине, при этом в концевых зонах шины выполнены сквозные отверстия и прорезь для установки соответственно с возможностью поворота средства для фиксации, и с возможностью поворота и продольного перемещения средства для крепления, имеющих фасонные выступы, конфигурация рабочих поверхностей которых соответствует конфигурации упомянутых рабочих поверхностей продольных окон накладки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к спортивным саням. Известна конструкция полоза спортивных саней, содержащая собственно полоз, шину с накладкой и средства для их взаимной фиксации и крепления, имеющие рабочие поверхности. К недостаткам данной конструкции можно отнести трудоемкость заточки полоза и замены отточенной до предела накладки, что объясняется волнообразованием при наклепе тонкой накладки на шину. Это не позволяет привести в порядок испорченный полоз на соревнованиях между заездами из-за недостатка времени и ведет к росту числа саней необходимы тренировочные и зачетные (боевые), которые отличаются друг от друга жесткостью в управлении, профилем скользящей поверхности полозьев, удобством обтекателя и другими потребительскими свойствами, влияющими на достижение высоких спортивных результатов. Целью изобретения является повышение эффективности использования спортивных саней путем обеспечения быстрой смены накладок. Для этого полоз спортивных саней содержит собственно полоз, шину с накладкой и средства для их взаимной фиксации и крепления, имеющие рабочие поверхности. При этом в накладках выполнены окна с поперечно ориентированными рабочими поверхностями для взаимодействия со средствами фиксации и крепления, размещенными в шине, а в концевых зонах шины выполнены сквозные отверстия и прорезь для установки соответственно с возможностью поворота средства для фиксации и с возможностью поворота и продольного перемещения средства для крепления, имеющих фасонные выступы, конфигурация рабочих поверхностей которых соответствует конфигурации упомянутых рабочих поверхностей окон накладки. На фиг.1 показаны сани, вид сбоку; на фиг.2 полоз, продольный разрез; на фиг. 3 сечение А-А на фиг.2; на фиг.4 другой вариант исполнения крючков; на фиг.5 узел I на фиг.2. Полоз спортивных саней состоит из собственно полоза 1, к которому винтами 2 крепится шина 3, на нижнюю поверхность которой накладывается накладка 4 из материала с низким коэффициентом трения по льду. Накладка 4 своими окнами, расположенными по концам, надевается на крючки 5 и 6. Неподвижный крючок 5 размещен в отверстии шины 3 с возможностью самоустановки вокруг вертикальной оси путем поворота. Подвижный крючок 6 размещен в пазу шины и имеет возможность продольного перемещения с помощью винта 7, упирающегося через прямоугольную шайбу 8 в торец шины 3. Некоторая свобода крючка 6 в поперечном направлении паза в сочетании со сферическим сочленением шайбы и винта также обеспечивает ему возможность самоустановки на рабочей поверхности окна накладки. Для предотвращения возможности самопроизвольного отвинчивания винта 7 имеется фиксатор 9. Для удобства базирования накладки на шине и предотвращения возможности ее поперечного сдвига шина выполнена с буртиком на наружной стороне. Для уменьшения теплоотдачи поверхности шины, соприкасающиеся с накладкой, покрыты теплоизолятором 10. Полоз используется следующим образом. Накладка 4 цепляется одним окном за неподвижный крючок 5, прижимается к поверхности шины 3 и ее буртику на всей длине и другим окном надевается на подвижный крючок 6. Вращая винт 7, подводим рабочую поверхность крючка 6 до соприкосновения с рабочей поверхностью второго окна накладки. При этом крючки 5 и 6 поворачиваются до положения, при котором их рабочие поверхности касаются рабочих поверхностей окон накладки по всей ширине. При этом положение оси винта 7 может оказаться не параллельным направлению полоза, но контакт сферического торца винта с конической поверхностью прямоугольной шайбы всегда будет по окружности. Продолжая дальнейшее вращение винта 7, обеспечиваем требуемую силу натяжения накладки на шине для ее надежного закрепления. Контроль натяжения производится по величине крутящего момента на головке винта. Окончательной является операция по стопорению винта 7 путем закручивания фиксатора 9. Все это позволяет быстро менять накладку полоза в перерывах между заездами с целью замены испорченной или для подбора наилучшего варианта заточки скользящей кромки применительно к конкретным погодным условиям, отказаться от запасных саней. Все это способствует достижению наилучших результатов в соревнованиях. Время, необходимое для смены двух накладок, не превышает 6 мин. Кроме того, предлагаемая конструкция полоза спортивных саней позволяет снизить трудоемкость заточки полоза, используя для этой цели универсальное станочное оборудование.нарта - патент 2238209 (20.10.2004) | |
полоз спортивных санок - патент 2081775 (20.06.1997) | |
полоз снегоходного транспортного средства - патент 2047526 (10.11.1995) |