способ контроля мореходности судна
Классы МПК: | B63B39/04 с помощью гироскопов |
Автор(ы): | Нечаев Ю.И. |
Патентообладатель(и): | Нечаев Юрий Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-04-05 публикация патента:
25.07.1995 |
Использование: контроль мореходности судов в условиях эксплуатации с помощью экспертных систем безопасности мореплавания. Сущность изобретения: дополнительно измеряют угловые перемещения относительно поперечной и вертикальной осей, а также линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей, устанавливают характеристики заливаемости, слеминга, оголения лопастей гребного винта, рыскания и суммарные ускорения, действующие при качке. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА, основанный на измерении периода бортовой качки, осадки носом и кормой "кажущегося" периода волны, курсового угла и скорости судна на нерегулярном волнении и определении расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что дополнительно измеряют угловое перемещение судна относительно поперечной и вертикальных осей, а также линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля мореходных качеств судов в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании экспертных систем безопасности мореплавания. Известен способ контроля остойчивости [1] основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении. Цель изобретения расширение функциональных возможностей способа и повышение достоверности оценки мореходных качеств судов. Для этого дополнительно измеряют угловые перемещения относительно поперечной и вертикальной осей, а также линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей. На чертеже представлена структурно-функциональная схема устройства, осуществляющего предлагаемый способ. Способ контроля мореходности судов осуществляют следующим образом. Измеряют курсовой угол волны, скорость судна, кажущийся период волны, осадки носом и кормой и одновременно производят регистрацию угловых перемещений относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей, а также линейных и угловых ускорений всех видов колебательного движения судна на волнении как динамической системы с шестью степенями свободы. По данным измерений устанавливают водоизмещение, фактическую метацентрическую высоту и соответствующую аппликату ЦТ, производят оценку остойчивости, для чего вычисляют спектральную плотность S() и параметры морского волнения, дисперсии Dq, Dq и среднюю частоту относительных колебаний волнового уровня относительно корпуса судна, дисперсию DzB и среднюю частоту колебаний минимального погружения гребного винта, дисперсию рыскания Dx, дисперсии Dx, Dy, Dz проекций полного вектора ускорений при колебательном движении судна на волнении и производят оценку показателей, характеризующих мореходные качества судна:1. Вероятности заливания Рз и среднего числа N погружений палубы под поверхность волны за единицу времени То
P3= exp[-(F*)2/2Dq] N (1/2)P3, где F* расчетная высота надводного борта. 2. Вероятности слеминга Ро и среднего числа ударов Nуд за время То
Pc= exp{ -[(T21/2Dq)+0,0087gL/2D] Nуд= (1/2)ToPc, где Т1 расчетная осадка в зоне удара;
g ускорение свободного падения;
L длина судна. 3. Вероятности оголения лопастей гребного винта Рог и среднего числа оголений Nог за время То
Pог exp{-0,5[(Ho-R)/(Dzв)1/2]2}
Nог= [1/(2)1/2]To[Ho-R)/(D)]Pог, где Hо погружение оси винта;
R радиус винта. 4. Амплитуды рыскания
3% 2,64 (D)1/2. 5. Суммарных ускорений, действующих при качке судна на волнении
U1 (Dx + Dy + Dz)1/2, U2=(Dx + Dy)1/2. Описание процедуры обработки данных измерений выполняются с помощью спецпроцессоров и быстродействующей персональной ЭВМ и реализуются в экспертной системе, позволяющей осуществлять оценку мореходных качеств судна на основе действующих критериев и принимать обоснованные решения по обеспечению безопасности эксплуатации судна. Устройство содержит датчики курсового угла 1 и скорости судна 2, значения которых вводят в ЭВМ с помощью дисплея 21, датчики осадок судна носом 3 и кормой 4, датчики угловых перемещений при колебательном движении судна относительно продольной 5, поперечной 6 и вертикальной 7 осей, датчик ускорений 8-13 всех видов качки судна на волнении, сигналы от которых через блок коммутации и предварительной обработки информации 14 поступают для дальнейшей обработки в специализированные процессоры: процессор-классификатор 15, позволяющий анализировать измеряемые сигналы с целью установления их статистических характеристик, проверки свойства стационарности, идентификации их распределений и оценки спектральных плотностей, процессор-редактор 16, осуществляющий редактирование выбросов и масштабирование измеряемых сигналов, и метрологический процессор 17, выполняющий периодическую самопроверку, самокалибровку и коррекцию измерений. Управление базой данных 19 и базой знаний 20 экспертной системы осуществляет интеллектуальный процессор быстродействующей ЭВМ 18, обеспечивающий также интерфейс с пользователем через цветной графический дисплей 21, вывод результатов на печать 22 и взаимодействие между специализированными процессорами 15 и 16.
Класс B63B39/04 с помощью гироскопов