самолет большой пассажировместимости интегральной схемы
Классы МПК: | B64C39/00 Летательные аппараты, не предусмотренные в других рубриках |
Патентообладатель(и): | Мухамедов Фатидин Абдурахманович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-07-14 публикация патента:
25.07.1995 |
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в качестве аэробусов, выполненных по интегральной схеме, которые могут использоваться как в пассажирском, так и в смешанном грузопассажирском вариантах. Техническим результатом изобретения является сокращение размеров самолета при сохранении потребной пассажировместимости, повышение топливной эффективности, снижение массы самолета, затрат на его производство, упрощение производства, а также возможность использования его в пассажирском и смешанном вариантах. Самолет содержит фюзеляж 1, дисковидный центроплан 2, с передней 6 и задней 7 кромками, консоли 3, готические наплывы 8, V-образное хвостовое оперение 4 на хвостовой части 9 самолета и двигатели 10 силовой установки. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СХЕМЫ, содержащий фюзеляж с пассажирским салоном внутри, сопряженное с фюзеляжем крыла в виде несущего центроплана с криволинейной образующей по передней кромке и соединенных с центропланом консолей, хвостовое оперение, силовую установку и шасси, отличающийся тем, что центроплан в плане выполнен дисковидным с передней и задней кромками по его образующей, внутри которого расположен дополнительный пассажирский салон или грузовой отсек, причем консоли соединены с дисковидным центропланом по его бокам так, что середина корневой хорды каждой консоли совпадает с точкой пересечения с ней поперечной оси дисковидного центроплана, сохраняя формы передней и задней кромок дисковидного центроплана по его образующей, фюзеляж смещен вдоль продольной оси самолета вперед относительно дисковидного центроплана, плавно выступая и возвышаясь над ним, и сходит на нет за пределами центра дисковидного центроплана, не достигая его задней кромки, при этом самолет снабжен готическими наплывами от носовой части фюзеляжа к передней кромке дисковидного центроплана, хвостовая часть самолета выполнена прямоугольно законцованной в плане и уплощенной сбоку, хвостовое оперение выполнено V-образным и разнесенным, а двигатели силовой установки размещены под крылом и/или на хвостовой части самолета между разнесенным V-образным оперением.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании самолетов большой пассажировместимости, аэробусов, выполненных по интегральной схеме, которые могут эксплуатироваться как в пассажирском, так и в смешанном грузопассажирском вариантах. Известен проект самолета большой пассажировместимости, выполненного по интегральной схеме и содержащего фюзеляж, сопряженное с ним крыло, выполненное в виде несущего центроплана с криволинейной образующей по передней кромке и консолей, соединенных с центропланом, хвостовое вертикальное оперение, силовую установку и шасси. (Авиационная и ракетная техника, 1989, 1552, ст. 1-2). Интегральная компановка фюзеляжа данного самолета позволяет разместить платную нагрузку в минимальном конструктивном объеме. Этот самолет принят за прототип. Такой самолет, хотя и превосходит обычные аэробусы по некоторым основным показателям, таким как возможность более эффективно использовать площадь аэропорта, по топливной эффективности, по снижению массы и затрат на производство, но имеет сложную конструкцию, что связано с необходимостью выполнения заданной криволинейной образующей передней кромки центроплана, кроме того, такой самолет нельзя использовать в смешанном грузопассажирском варианте, необходимость чего достаточно остро проявляется в последнее время. Задача изобретения создание самолета большой пассажировместимости, выполненного по интегральной схеме, простого в изготовлении и дающего возможность использовать его в смешанном грузопассажирском варианте. Техническим результатом изобретения является сокращение размеров самолета при сохранении потребной пассажировместимости, повышение топливной эффективности, снижение массы самолета, затрат на его производство, упрощение производства, а также использование его в пассажирском и смешанном вариантах. Для этого в самолете большой пассажировместимости интегральной схемы, содержащем фюзеляж, сопряженное с ним крыло, выполненное в виде несущего центроплана с криволинейной образующей по передней кромке и консолей, соединенных с центропланом, хвостовое вертикальное оперение, силовую установку и шасси, согласно изобретению несущий центроплан выполнен в виде диска в плане по передней и задней кромкам, а консоли соединены с дисковидным центропланом по бокам последнего так, что середина корневой хорды каждой из них совпадает с точкой пересечения с ней поперечной оси диска центроплана с сохранением формы передней и задней кромок центроплана по образующей диска, фюзеляж выполнен смещенным вперед по оси самолета по отношению к центроплану, плавно выступающим, возвышающимся над дисковидным центропланом с сопрягающимся с ним, сходящим на нет за пределами центра диска центроплана, не достигая его задней кромки, самолет снабжен готическими наплывами от носовой части фюзеляжа к передней кромке дисковидного центроплана, хвостовая часть самолета выполнена прямоугольно законцованной в плане и уплощенной сбоку, а хвостовое оперение выполнено V-образным, разнесенным и установлено на хвостовой части самолета, при этом двигатели силовой установки размещены под крылом и/или в хвостовой части самолета между V-образным оперением, а в фюзеляже размещены кресла пассажиров, причем внутри несущего дисковидного центроплана выполнен дополнительный пассажирский или грузовой отсек. На фиг. 1 изображен самолет, вид сбоку; на фиг.2 то же, вид спереди; на фиг.3 то же, вид сверху. Самолет большой пассажировместимости интегральной схемы содержит фюзеляж 1, сопряженное с ним крыло, выполненное в виде несущего центроплана 2 с криволинейной образующей по передней кромке и консолей 3, соединенных с центропланом 2. Хвостовое оперение 4 выполнено V-образным и разнесенным. Самолет имеет шасси 5. Несущий центроплан 2 выполнен в виде диска в плане по передней и задней кромкам, а консоли 3 соединены с дисковидным центропланом 2 по бокам последнего так, что середина корневой хорды каждой из них совпадает с точкой пересечения с ней поперечной оси диска центроплана 2 с сохранением формы передней 6 и задней 7 кромок центроплана 2 по образующей диска. Фюзеляж 1 выполнен смещенным вперед по оси самолета по отношению к центроплану 2, плавно выступающим, возвышающимся над дисковидным центропланом 2 и сопрягающимся с ним, сходящим на нет за пределами центра диска центроплана 2, не достигая его задней кромки. Самолет имеет готические наплывы 8 от носовой части фюзеляжа 1 к передней кромке 6 центроплана 2. Хвостовая часть 9 самолета выполнена прямоугольно законцованной в плане и уплощенной сбоку. Хвостовое оперение 4 установлено на хвостовой части 9 самолета. Двигатели 10 силовой установки размещены под крылом и/или в хвостовой части 9 самолета между разнесенным V-образным оперением 4. В фюзеляже 1 размещены кресла пассажиров. Внутри несущего дисковидного центроплана 2 выполнен дополнительный пассажирский или грузовой отсек. Самолет функционирует следующим образом. После запуска двигателей 10 самолет разбегается по ВПП, опираясь на ее поверхность шасси 5, и взлетает. В полете самолет управляется отклонением аэродинамических рулей на консолях 3 и на оперении 4. В варианте аэробуса в фюзеляже 1 и дополнительном пассажирском отсеке внутри центроплана 2 устанавливаются кресла пассажиров. При равной пассажировместимости с такими аэробусами, как, например, А-310, предлагаемый самолет имеет меньшие габариты и вес за счет того, что центроплан имеет большую строительную высоту, что позволяет использовать более тонкую обшивку и менее материалоемкие силовые элементы. В смешанном грузопассажирском вариант в дополнительном грузовом отсеке внутри центроплана 2 размещают необходимый к перевозке груз. Например, один из вариантов предлагаемого самолета скомпонован таким образом, что в дополнительном грузовом отсеке внутри центроплана 2 размещаются шестнадцать морских контейнеров. Таким образом, за один рейс могут быть перевезены и пассажиры, и грузы, что снижает себестоимость перевозки последних. Передаваемые нагрузки от консолей 3 на фюзеляж 1 минимальны.Класс B64C39/00 Летательные аппараты, не предусмотренные в других рубриках