планирующий парашют
Классы МПК: | B64D17/02 расположение или конструкция куполов |
Автор(ы): | Шилов А.А., Сойнов А.И. |
Патентообладатель(и): | Центральный аэрогидродинамический институт им.проф.Н.Е.Жуковского |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-07-23 публикация патента:
25.07.1995 |
Использование: изобретение относится к парашютной технике и позволяет улучшить аэродинамические характеристики планирующего одно- или двухоболочкового парашюта. Сущность изобретения: планирующий парашют со стропами, коушами и куполом снабжен дополнительным полотнищем, закрепленным на стропах и коушах с помощью колец и соединительных звеньев, проходящих через эти кольца. При изменении длины соединительных звеньев меняются угол атаки и площадь миделя дополнительного полотнища, благодаря чему расширяются диапазоны изменения аэродинамического качества и коэффициента полной аэродинамической силы. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
ПЛАНИРУЮЩИЙ ПАРАШЮТ, содержащий купол со стропами, коуши, стропы управления, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным полотнищем, закрепленным с помощью соединительных звеньев, проходящих через кольца, прикрепленные к стропам и коушам непосредственно или через гибкие элементы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к управляемым планирующим парашютам; спортивным или грузовым, одно- или двухоболочковым. Известны различные по конструкции однооболочковые и двухоболочковые управляемые планирующие парашюты крылья с открытой передней кромкой профиля [1] Управление такими парашютами осуществляется отгибанием вниз с помощью специальных строп управления задних консольних частей крыла. При одновременном затягивании левой и правой строп управления уменьшается аэродинамическое качество К парашюта и, как следствие, увеличивается крутизна планирования. Недостатком парашютов такого типа являются узкие диапазоны изменения аэродинамического качества К, определяющего крутизну планирования, и коэффициента полной аэродинамической силы CR, определяющего траекторную скорость. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является планирующий парашют, снабженный устройством для управления аэродинамическим качеством, размещенным на передней кромке купола, форма которой определяется положением дополнительной стропы управления [2]Недостатками данного решения являются узкие диапазоны изменения К, CR и ухудшение устойчивости парашюта при уменьшении аэродинамического качества за счет ухудшения формы передней кромки купола. Последнее вызвано тем, что передняя кромка расположена впереди центра давления купола, обычно лежащего в районе середины хорды профиля. Ухудшение формы носовой части профиля отрицательно сказывается на обтекании крыла и его устойчивости. Цель изобретения улучшение аэродинамических характеристик планирующего парашюта: расширение диапазонов изменения аэродинамического качества и коэффициента полной аэродинамической силы при управлении им без ухудшения устойчивости. Для этого к планирующему парашюту, содержащему купол со стропами, коуши и стропы управления, прикреплено дополнительное полотнище с помощью соединительных звеньев, проходящих через кольца, соединенные со стропами и коушами непосредственно или через гибкие элементы. На чертеже показана схема планирующего парашюта (ПП). ПП состоит из купола 1, строп 2, собранных в коуши 3, и строп управления 4. На основных стропах 2 на некотором расстоянии от коушей 3 закреплены кольца 5, непосредственно, либо с помощью гибких элементов 6. Кольца 5 играют роль блоков и могут быть заменены ими; через них проходят соединительные звенья 7, к которым прикреплено дополнительное полотнище 8, например, трапециевидной формы в плане. Вторая сторона дополнительного полотнища 8 прикреплена к кольцам 5, соединенным с коушами 3, либо с основными 2 вблизи коушей 3. Дополнительное полотнище 8 до ввода в поток уложено в мягкий контейнер 9. Соединительные звенья 7 проходят через кольца 5 (блоки) на коушах 3 и их концы соединены с устройством управления 10 на грузе 11 для грузовых систем. Устройство управления 10 может быть выполнено в виде электродвигателя с барабаном. Концы соединительных звеньев 7 закреплены на барабане и при вращении вала электродвигателя накатываются или сматываются с него. Кольца 5, гибкие элементы 6, соединительные звенья 7 стандартные элементы, используемые в парашютной технике [Лобанов Н.А. Основы расчета и конструирования парашютов. М. Машиностроение, 1965] Дополнительное полотнище 8 изготовлено из плотной воздухонепроницаемой ткани, оно может иметь отверстия конструктивной проницаемости для улучшения обтекания. Устройство функционирует следующим образом. По сигналу автомата или парашютиста вводится в поток планирующий парашют, одно или двухоболочковый, и производится управление им с помощью органов управления. Обычно это осуществляется перемещением строп управления 4 одной или обоих консолей крыла. Для расширения диапазона изменения траекторного угла, например в случае потребности крутого планирования, по сигналу из контейнера 9 натяжением соединительных звеньев 7 с помощью устройства управления 10 вводится в поток дополнительное полотнище 8. Управление наклоном траектории планирования производится путем изменения длины соединительных звеньев 7. При этом меняется угол атаки и площадь миделя дополнительного полотнища 8 и соответственно сила сопротивления и подъемная сила парашюта. Для осуществления максимального аэродинамического качества ПП соединительные звенья 7 опускаются на максимальную длину, соответствующую близкому к нулю углу атаки дополнительного полотнища 8. Стропы управления 4 планирующего парашюта могут управляться согласовано с дополнительным полотнищем 8 (совместное затягивание или отпускание устройством управления 10). Управление стропами 4 и дополнительным полотнищем может осуществляться парашютистом. Устойчивость ПП не ухудшается из-за того, что аэродинамика оболочки крыла остается неизменной, а источник большого аэродинамического сопротивления дополнительное полотнище, расположено вблизи коушей, на малом плече и сзади центра давления. Изготовлен опытный образец ПП площадью 22 м2 с дополнительным полотнищем из авиазента. Проведенный с опытным образцом эксперимент в натурной аэродинамической трубе Т-101 ЦАГИ при скорости V 10-20 м/с показал, что поведение ПП с дополнительным полотнищем устойчиво, а диапазоны изменения аэродинамического качества и коэффициента CRрасширяются. Если при управлении ПП традиционным способом (без дополнительного полотнища) аэродинамическое качество менялось примерно от 2,5 до 2,0, т.е. уменьшалось при подтягивании строп управления на 20% то без использования возможности традиционного способа управления, при наличии дополнительного полотнища изменение К составило от 2,5 до 1,7, т.е. К 0,8 32% первоначальной величины К, соответствующей отпущенным стропам управления. При использовании дополнительно традиционного способа управления изменение К будет еще больше. Диапазон изменения коэффициента CR расширен с CRCR 0,3 0,3 до CR 0,35-0,37. Эксперимент позволил сравнить различные схемы закрепления дополнительного полотнища на стропах ПП. Изобретение позволяет путем несложной конструктивной доработки улучшить характеристики управления существующих и вновь создаваемых ПП.
Класс B64D17/02 расположение или конструкция куполов
параплан с пневможесткостью крыла - патент 2410288 (27.01.2011) | |
крестообразный лопастный парашют - патент 2267448 (10.01.2006) | |
гибкое крыло - патент 2242403 (20.12.2004) | |
парашют для отделяемой головной части реактивного снаряда - патент 2206476 (20.06.2003) | |
планирующий парашют - патент 2199471 (27.02.2003) | |
способ изменения аэродинамических характеристик планирующего парашюта - патент 2128603 (10.04.1999) | |
купол парашюта - патент 2126764 (27.02.1999) | |
парашют - патент 2117608 (20.08.1998) | |
парашют - патент 2099251 (20.12.1997) | |
парашют - патент 2097277 (27.11.1997) |