способ определения высоты полета летательного аппарата

Классы МПК:B64D43/00 Размещение и приспосабливание приборов на летательных аппаратах
B64C19/00 Способы и устройства для управления летательными аппаратами, не отнесенные к другим группам
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им.Г.М.Бериева
Приоритеты:
подача заявки:
1992-03-24
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при измерении высоты полета самолета, в том числе на малых высотах, когда высота полета меньше размаха крыла. Согласно способу, измеряют параметры потока вблизи летательного аппарата, формируют аэродинамический параметр, изменяющийся при воздействии экрана. Определяют параметры потока, движение и кофигурации ЛА. Высота полета определяется из тарировочной зависимости от указанных параметров, формируемой в летном эксперименте. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, заключающийся в измерении параметров потока вблизи летательного аппарата и дальнейшей их математической обработке, отличающийся тем, что дополнительно формируют параметр A, изменяющийся при аэродинамическом воздействии экрана, определяют параметры потока B, параметры движения и конфигурации летательного аппарата C, высоту полета определяют из тарировочной зависимости h h(A,B,C), при этом соотношение между параметрами A,B,C и h определяют в летном эксперименте.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что параметр A формируют в виде функции параметров углов скоса потока способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443, A = f(способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443).

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что параметр A определяют в виде функции параметров потока и параметров полета способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 где G вес летательного аппарата, nу вертикальная перегрузка, q скоростной напор.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при измерении высоты полета самолета, в том числе на малых высотах, когда высота полета меньше размаха крыла.

Известна система воздушных сигналов СВС-2Ц-2 [1]

Определение высоты полета в системе воздушных сигналов производится по измеренным значениям полного и статистического давлений вблизи самолета с последующей их математической обработкой, учитывающей аэродинамические поправки на возмущения поля давлений, вносимые движением самолета, инструментальные поправки приемников давлений.

Недостатком являются погрешности, обусловленные аномалиями барического поля атмосферы, ошибками введения барической высоты пролетаемой местности, на малых высотах полета влиянием экрана на поля давлений вблизи самолета. Погрешность определения высоты в СВС-2Ц-2 составляет не менее 5-6 м.

Наиболее близким к предлагаемому является барометрический способ определения высоты полета самолета путем учета статического давления вблизи самолета и параметров состояния атмосферы у земли (давление и плотность воздуха). По лабораторным тарирочным кривым определяются инструментальные поправки и находятся исправленные показания приборов высоты (Нпр.исп.). В случае применения приборов самописцев снимаются ординаты кривой записи и по лабораторным тарировочным кривым непосредственно определяется высота (Нспособ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 ). Вносятся аэродинамические поправки (способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443На) по тарировочным графикам способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443На f(Vпр, Н) и получают барометрическую высоту Нспособ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 Нпр.исп. + способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443На [2]

Недостатком данного способа является то, что при полете с дозвуковой скоростью перед фюзеляжем, крылом и другими частями самолета образуется зона повышенного давления. Эта зона настолько велика, что вынести на штанге ПВД (приемник воздушного давления) за ее пределы практически не удается. Поэтому в статическую камеру ПВД подается местное статическое давление, большее по величине, чем атмосферное статическое давление воздуха.

При полетах самолета на высотах, меньших размаха крыла, значительные погрешности определения барометрической высоты вносит аэродинамическое влияние экрана (водной или земной поверхности) на поле скоростей и давлений вблизи самолета.

Погрешности лучших образцов баровысотомеров составляют приблизительно 6-10 мм вод.ст.

Цель изобретения увеличение точности определения малых высот полета летательного аппарата.

Для этого в способе определения высоты полета летательного аппарата, заключающемся в измерении параметров потока вблизи летательного аппарата и дальнейшей их математической обработке, дополнительно формируют параметр (А), изменяющийся при аэродинамическом воздействии экрана, определяют параметры потока (В), параметры движения и конфигурации летательного аппарата (С), высоту полета определяют из тарировочной зависимости h h (A, В, С), при этом соотношение между параметрами А, В, С и h определяют в летном эксперименте.

Кроме того, параметр (А) могут формировать в виде функции параметров углов скоса потока способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443, А f(способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 ).

Параметр (А) также могут определять в виде функции параметров потока и параметров полета

A способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 где G вес ЛА;

ny вертикальная перегрузка;

q скоростной напор.

На фиг. 1 показан график функции способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 определяющей приращение параметра А при воздействии экрана при фиксированных значениях высоты h; на фиг.2 график функции f ( способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443); на фиг.3 пример определения высоты h по тарировочной зависимости на режиме посадки самолета, где точками обозначены рассчитанные h, сплошной линией текущее значение высоты в зависимости от времени по данным внешнетраекторных измерений.

В предлагаемом способе для определения высоты полета формируют параметр А, изменяющийся при аэродинамическом воздействии экрана, определяют параметры потока В: способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443, V, где способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 угол атаки; V скорость потока, параметры движения и конфигурации ЛА С: способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443t,способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443i; i 1-n, где способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443t угловая скорость тангажа; способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443i угол отклонения закрылков и органов управления (элеронов, интерцепторов и т.д.). Высота полета определяется из тарировочной зависимости h h (А, В, С). При этом соотношение между параметрами А, В, С и h, имеющими однозначное решение относительно высоты h, определяют в летном эксперименте.

Таким образом удается избежать погрешности определения высоты полета, вызванные зонами повышенного давления перед самолетом, аномалиями барического поля атмосферы, а также аэродинамическим влиянием экрана (водной или земной поверхности) на поле скоростей и давлений вблизи самолета.

Формирование параметра А возможно путем учета:

углов скоса потока (способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 ) вблизи ЛА, Аf(способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 ) в области их сильного изменения под влиянием экрана, например, на нижней поверхности концевых частей крыла или на боковой поверхности фюзеляжа в следе за крылом ЛА;

местных давлений Р1А f(P);

местных скоростей;

параметров потока и параметров полета, например,

A способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 где G вес ЛА;

ny вертикальная перегрузка;

q скоростной напор.

В данном случае параметр А выражает коэффициент подъемной силы ЛА, изменяющийся под воздействием экрана.

В качестве параметров потока В могут выступать местные углы атаки, углы скосов потока, например на верхней поверхности крыла, и другие параметры, обеспечивающие однозначное решение.

Фиг. 1-3 поясняют предлагаемого способа на основании результатов летного эксперимента на летающей лаборатории ТУ-134А. В качестве параметров потока, движения и конфигурации самолета были приняты:

аэродинамические углы скоса потока способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 20404431 и способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 2 и в горизонтальной плоскости на нижней поверхности концевых обтекателей крыла;

метный угол атаки способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 и скорость потока V;

угловая скорость тангажа способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443t;

угол отклонения закрылков способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443з

Для измерения углов скоса использовались датчики ДАУ-12, а для местных углов атаки и скорости потока ДУАС-61-11.

Геометрическая высота определялась средствами внешнетраекторных измерений.

Функциональная зависимость аэродинамического параметра А способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 1+ способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 20404432 для посадочной конфигурации самолета с параметрами потока способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 V, движения способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443z в данном случае:

A способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443(h,способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 + способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 + 3,6способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 + способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443+K; (1) где К постоянный коэффициент.

Функция способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 при фиксированных h представлена на фиг.1, где способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 + способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 Соотношение (1) имеет однозначное решение относительно h в виде:

h f(способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443)-0,3способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 + способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 5способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 (2) где способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 A-3,6способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 + способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443-3, функция f(способ определения высоты полета летательного аппарата, патент № 2040443 ) представлена на фиг.2.

Пример определения высоты h по тарировочной зависимости (2) показан на фиг.3.

Изобретение позволяет повысить точность определения малых высот полета.

Класс B64D43/00 Размещение и приспосабливание приборов на летательных аппаратах

система контроля оборотов несущего винта вертолета -  патент 2486108 (27.06.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ управления самолетом с учетом стабилизации заданной скорости полета -  патент 2455201 (10.07.2012)
способ и система моделирования интерфейса между пользователем и окружающей средой на борту транспортного средства -  патент 2423294 (10.07.2011)
способ определения массы летательного аппарата, положения его центра масс и устройство для его осуществления -  патент 2400405 (27.09.2010)
прицельно-навигационный комплекс оборудования многофункционального самолета -  патент 2392198 (20.06.2010)
обзорно-прицельная система летательного аппарата -  патент 2391262 (10.06.2010)
система оптического наблюдения -  патент 2388662 (10.05.2010)
способ и устройство для обнаружения поперечной асимметрии летательного аппарата -  патент 2381963 (20.02.2010)
система тактильного оповещения о превышении рабочих параметров для вертолета -  патент 2381960 (20.02.2010)

Класс B64C19/00 Способы и устройства для управления летательными аппаратами, не отнесенные к другим группам

способ формирования подъемной силы для подъема и перемещения груза в воздушной среде (варианты русской логики - версия 4) -  патент 2529429 (27.09.2014)
способ формирования подъемной силы для подъема и перемещения груза в воздушной среде (вариант русской логики-версия 5) -  патент 2520854 (27.06.2014)
способ автоматической посадки беспилотного летательного аппарата для мониторинга протяженных объектов -  патент 2503936 (10.01.2014)
способ управления турбовинтовой силовой установкой самолета -  патент 2493051 (20.09.2013)
способ управления самолетом при заходе на посадку -  патент 2478523 (10.04.2013)
самолет с системой дистанционного управления -  патент 2472672 (20.01.2013)
летательный аппарат и способ управления летательным аппаратом -  патент 2461493 (20.09.2012)
единая технология эксплуатации и производства транспортных средств "максинио": безаэродромный самолет (варианты), турбовинтовентиляторный двигатель, крыло (варианты), способ создания подъемной силы и способ работы турбовинтовентиляторного двигателя -  патент 2460672 (10.09.2012)
способ формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения беспилотного летательного аппарата и устройство для его осуществления -  патент 2459744 (27.08.2012)
способ автоматического управления полетом высокоманевренного летательного аппарата -  патент 2446429 (27.03.2012)
Наверх