устройство для смазки открытых зубчатых передач

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Конструкторское бюро специального машиностроения
Приоритеты:
подача заявки:
1990-09-04
публикация патента:

Использование: в машиностроении для смазки открытых зубчатых передач в приводах радиотелескопов. Сущность: устройство состоит из полой шестерни 1, на рабочем профиле зубьев которой закреплен гигроскопический материал 2. Внутри полой шестерни 1 расположен масляный резервуар 3, соединенный с поверхностью зубьев шестерни 1 радиальными отверстиями 4. В резервуаре 3 концентрично шестерни 1 расположен цилиндр 5 с продольными ребрами-лопатками 6. На зубьях шестерни 1 выполнены поперечные пазы 7 и продольные пазы 8, связанные между собой. Вспомогательная смазывающая шестерня 1 размещена в корпусе устройства, к которому прикреплен шток 9, имеющий опоры-втулки 10, расположенные в неподвижном корпусе 11 и позволяющие смазывающему устройству поворачиваться под действием крутящего момента. На штоке 9 расположена пружина 12, упирающаяся в бурт штока 9 и неподвижный корпус 11, создавая прижим зубьев смазывающейся шестерни 1 по всем поверхностям во впадины зубчатого колеса. При работе устройства смазка из резервуара 3 через отверстия 4, поперечные пазы 7 и продольные пазы 8 поступает к рабочим поверхностям зубьев полой шестерни 1 и через гигроскопический материал 2 смазывает зубья силового зубчатого колеса, при этом за счет создаваемого момента от перекоса смазывающая шестерня 1 разворачивается и прижимается в каждую впадину зубчатого колеса беззазорно с одинаковым усилием, создаваемым пружиной 12, нанося смазку равномерно по всему профилю зуба, повышая КПД силового привода, исключая появление коррозии и повышая долговечность гигроскопического материала. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ОТКРЫТЫХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ, содержащее установленное на основании смазываемое зубчатое колесо и установленную в корпусе смазывающую шестерню, находящуюся в зацеплении с колесом, выполненную полой с масляным резервуаром в полости, радиальными отверстиями, сообщающими масляный резервуар с наружной рабочей поверхностью зубьев, с выполненными на зубьях поперечными пазами, расположенными в плоскостях радиальных отверстий и соединенными с ними и продольными пазами, выполненными на боковых поверхностях зубьев для связи с поперечными пазами с гигроскопическим материалом, закрепленным на рабочем профиле зубьев, и цилиндр с продольными ребрами-лопатками, расположенный концентрично шестерне в масляном резервуаре, отличающееся тем, что, с целью повышения равномерности нанесения смазки по длине и высоте зубьев путем самоустановки смазывающей шестерни и поджатия ее зацепления, устройство снабжено цилиндром, установленным на основании, и установленным в последнем с возможностью перемещения и поворота подпружиненным штоком, конец которого соединен с корпусом смазывающей шестерни.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазки открытых зубчатых передач.

Известно устройство для смазки, содержащее установленное на основании смазываемое зубчатое колесо и установленную в корпусе смазывающую шестерню, находящуюся в зацеплении с колесом, выполненную полой, с масляным резервуаром в полости, радиальными отверстиями (каналами), сообщающими масляный резервуар с наружной поверхностью зубьев, с выполненными на зубьях поперечными пазами, расположенными в плоскостях радиальных отверстий и соединенными с ними, и продольными пазами, выполненными на боковых поверхностях зубьев для связи с поперечными пазами, с гигроскопическим материалом, закрепленным на рабочем профиле зубьев, и цилиндр с продольными ребрами-лопатками, расположенный концентрично шестерни в масляном резервуаре.

Недостатком этого устройства является то, что в силу ряда технологических причин нагрузка при вращении вспомогательной смазывающей шестерни носит переменный характер, что приводит к ухудшению смазывания зубьев сектора и износу гигроскопического материала.

Целью изобретения является повышение равномерности нанесения смазки по длине и высоте зубьев путем самоустановки смазывающей шестерни и поджатия ее зацепления.

Для этого устройство для смазки зубчатых передач, содержащее установленное на основании смазываемое зубчатое колесо и установленную в корпусе смазывающую шестерню, находящуюся в зацеплении с колесом, выполненную полой, с масляным резервуаром в полости, радиальными отверстиями, сообщающими масляный резервуар с наружной рабочей поверхностью зубьев, с выполненными на зубьях поперечными пазами, расположенными в плоскостях радиальных отверстий и соединенными с ними, и продольными пазами, выполненными на боковых поверхностях зубьев для связи с поперечными пазами, с гигроскопическим материалом, закрепленным на рабочем профиле зубьев, и цилиндр с продольными ребрами-лопатками, расположенный концентрично шестерни в масляном резервуаре, снабжено цилиндром, установленным на основании и установленным в последнем с возможностью перемещения и поворота, подпружиненным штоком, конец которого соединен с корпусом смазывающей шестерни.

На чертеже показано устройство, разрез.

Устройство состоит из полой смазывающей шестерни 1, на рабочем профиле зубьев которой закреплен гигроскопический материал 2. В полости шестерни 1 расположен масляный резервуар 3, соединенный с поверхностью зубьев шестерни 1 радиальными отверстиями 4. В резервуаре 3 концентрично шестерни 1 расположен цилиндр 5 с продольными ребрами-лопатками 6. На зубьях шестерни 1 выполнены поперечные пазы 7 и продольные пазы 8, связанные между собой. Вспомогательная смазывающая шестерня 1 размещена в корпусе устройства, к которому прикреплен шток 9, имеющий опоры-втулки 10, расположенные в неподвижном корпусе 11 и позволяющие смазывающему устройству поворачиваться под действием крутящего момента. На штоке 9 расположена пружина 12, упирающаяся в бурт штока 9 и неподвижный корпус 11 и создающая прижим смазывающей шестерни 1 по всем поверхностям во впадины зубчатого колеса 13.

При работе устройства смазка из резервуара 3 через отверстия 4, поперечные пазы 7 и продольные пазы 8 поступает к рабочим поверхностям зубьев полой шестерни 1 и через гигроскопический материал 2 смазывает зубья силового зубчатого колеса, при этом за счет создаваемого момента от перекоса смазывающая шестерня 1 разворачивается и прижимается в каждую впадину зубчатого колеса беззазорно с одинаковым усилием, создаваемым пружиной 12.

Таким образом, благодаря особенностям выполнения предлагаемое устройство обеспечивает повышение равномерности нанесения смазки по длине и высоте зуба путем самоустановки смазывающей шестерни и поджатия ее зацепления, а также долговечности гигроскопического материала.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)
Наверх