гик мачты грота
Классы МПК: | B63H9/08 крепление парусов к мачтам, перекладинам и тп |
Патентообладатель(и): | Мороцкий Ор Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-02-10 публикация патента:
09.08.1995 |
Изобретение относится к парусному судостроению, а конкретно к конструкции гиков с патент-рифами. Сущность: на расстоянии от основания гика, равном сумме длины перпендикуляра, проведенного к мачте грота на уровне половины его высоты к линии максимального пуза грота и половины отрезка длины гика между окончанием проекции этого перпендикуляра на гик по его длине и точкой пересечения гика с линией максимального пуза грота, гик выполнен с утолщением по отношению к его ноку и основанию, плавно уменьшающимся к ним, при этом параметры гика определены соотношениями: D=d+2Cd/H, П=п+2Cп/H, где D диаметр поперечного сечения в месте утолщения гика при выполнении его круглым в поперечном сечении; D диаметр поперечных сечений нока или основания гика; C высота серпа нижней части грота; H высота грота, измеренная по передней шкаторине; П периметр поперечного сечения в месте утолщения гика при выполнении его прямоугольным в поперечном сечении; п периметр поперечных сечений нока или основания гика. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
ГИК МАЧТЫ ГРОТА, содержащий патент-риф, отличающийся тем, что на расстоянии от основания гика, равном сумме длины перпендикуляра, проведенного к мачте грота на уровне половины его высоты к линии максимального пуза грота, и половины отрезка длины гика между окончанием проекции этого перпендикуляра на гик по его длине и точкой пересечения гика с линией максимального пуза грота, гик выполнен с утолщением по отношению к его ноку и основанию, плавно уменьшающимся к ним, при этом параметры гика определены соотношениямигде D диаметр поперечного сечения в месте утолщения гика при выполнении его круглым в поперечном сечении;
d диаметр поперечных сечений нока или основания гика;
C высота серпа нижней части грота;
H высота грота, измеренная по передней шкаторине;
П периметр поперечного сечения в месте утолщения гика при выполнении его прямоугольным в поперечном сечении;
п периметр поперечных сечений нока или основания гика.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к парусному судостроению, а конкретно к конструкции гиков с патент-рифами. Известен гик мачты грота, содержащий патент-риф (кн. М. и Д.Сулержицкие. Морской словарь, ДОСААФ, М. 1955, с.157, 158, рис.297). Однако такой парус-грот имеет низкие аэродинамическое и эксплуатационные качества. Цель изобретения сохранение высокого аэродинамического качества паруса-грота. Указанная цель достигается за счет того, что на расстоянии от основания гика, равном сумме длины перпендикуляра, проведенного к мачте грота на уровне половины его высоты к линии максимального пуза грота и половины отрезка длины гика между окончанием проекции этого перпендикуляра на гик по его длине и точкой пересечения гика с линией максимального пуза грота, гик выполнен с утолщением по отношению к его ноку и основанию, плавно уменьшающимся к ним, при этом параметры гика определены соотношениямиD d +
П п + где D диаметр поперечного сечения в месте утолщения гика при выполнении его круглым в поперечном сечении,
С высота серпа нижней части грота,
d диаметр поперечных сечений нока или основания гика,
Н высота грота, измеренная по передней шкаторине,
П периметр поперечного сечения в месте утолщения гика при выполнении его прямоугольным в поперечном сечении,
п периметр поперечных сечений нока или основания гика. На фиг. 1 изображен грот на мачте и гике с патент-рифом; на фиг.2 гик с патент-рифом. Гик предназначен для грота 1, закрепленного на мачте 2, и содержит утолщение 3. Гик соединен с валиком 4 с совмещенной фаловой лебедкой и патент-рифом 5. На конце гик имеет вертлюг 6, к которому прикреплен гика-шкот 7. Гик с патент-рифом 5 эксплуатируется следующим образом. При усилении ветра и необходимости рифить грот 1 с помощью фаловой лебедки и патент-рифа 5 гик через валик 4 начинает вращаться. При этом фал (на фиг. не показан) вытравливается, вертлюг 6 остается неподвижным, и гик-шкот 7 не наматывается на гик, утолщение 3 гика выбирает часть серпа нижней шкаторины грота 1, сцепленной с гиком, перетяжек и фалд на гроте 1 не образуется и последний работает с наибольшим аэродинамическим качеством. При усилении ветра до штормового вышеописанным способом грот 1 рифится до половины своей высоты Н/2, когда его площадь уменьшена в 4 раза, а утолщение 3 гика полностью выбирает серп нижней шкаторины грота 1, и последний по-прежнему работает с наибольшим аэродинамическим качеством. При ослаблении ветра и необходимости увеличения площади грота 1 все вышеописанные операции и взаимодействие частей устройства производятся в обратном порядке. Точка утолщения 3 определяется следующим образом. На расстоянии половины высоты Н/2 грота 1 к мачте 2 восстанавливается перпендикуляр до пересечения с линией максимального пуза (штриховая), которая должна быть указана в паспорте судна. И из этой точки опускается параллельно мачте 2 прямая до пересечения с гиком, что дает точку "М". Отрезок между "М" и точкой пересечения линии пуза с гиком "П" делится пополам ПМ/2 и прибавляется к отрезку "МР" между точкой "М" и основанием гика точкой "Р" (фиг.1). Сумма ПМ/2 +МР откладывается от основания гика "Р", и получается координата утолщения 3 (фиг.2). Диаметр утолщения 3 на гике рассчитывается по предложенной формуле следующим образом. Примерные исходные данные d= 0,07 м; С 0,15 м; Н 5 м, тогда
D 0,07 м + 0,0742 м
Вывод формулы произведен следующим образом. Предположим, что при намотке грота 1 до половины его высоты Н/2 весь серп "С" нижней шкаторины должен быть выбран. Тогда длина пути утолщения 3 будет: H/2+C; количество оборотов утолщения 3: количество оборотов основания гика: H/2 d. Но гик неделим и количество оборотов утолщения 3 и основания гика 3 равны
или (Н+2С/d)=HD, или D или D d +
Использование предложенного гика с патент-рифом позволяет сохранить высокое аэродинамическое качество паруса-грота, практически, при любых ветровых условиях и сократить комплект парусов-гротов. Конструкция предложенного гика с патент-рифом и принцип расчета его утолщения с успехом могут быть перенесены на устройство для намотки грота, расположенное внутри полой грот-мачты.
Класс B63H9/08 крепление парусов к мачтам, перекладинам и тп
устройство управления для свободно летающего изолированного элемента в виде крыла - патент 2409496 (20.01.2011) | |
судно, движимое ветром - патент 2265551 (10.12.2005) | |
парусно-моторное судно сташевского и.и. - патент 2258636 (20.08.2005) | |
парусное судно типа "мотылек" - патент 2255877 (10.07.2005) | |
устройство для соединения гика-уишбона с мачтой - патент 2160687 (20.12.2000) | |
универсальная парусная система и способ ее эксплуатации - патент 2148524 (10.05.2000) | |
парусный корабль - патент 2137676 (20.09.1999) | |
парусное вооружение судна плехова г.г. - патент 2137675 (20.09.1999) | |
парусное вооружение "ликшток" - патент 2084374 (20.07.1997) | |
парусное судно - патент 2073621 (20.02.1997) |