способ получения маловязких масел
Классы МПК: | C10G7/06 вакуумная перегонка C10G67/02 только из нескольких последовательных ступеней |
Автор(ы): | Заяшников Е.Н., Болдинов В.А., Блохинов В.Ф., Есипко Е.А., Прокофьев В.П., Морозов В.А., Евтушенко В.М., Галеева З.Х., Прошин Н.Н. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Ярославнефтеоргсинтез" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-11-25 публикация патента:
09.08.1995 |
Использование: в нефтеперегонке, в частности в способе фракционирования мазута, гидропарафинизации масляных фракций. Сущность изобретения: способ фракционирования мазута ведут в двух вакуумных колоннах с циркуляционным орошением. При этом маловязкую фракцию масляного дистиллята с т.выкип. 98%-ного отгона не выше 360°С, которую выводят из линии верхнего циркуляционного орошения первой колонны, направляют на каталитическую гидродепарафинизацию, а часть промежуточного циркуляционного орошения той же колонны отбирают в количестве 5-15 ма. от выводимого масляного дистиллята. 1 ил. 11 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОВЯЗКИХ МАСЕЛ путем вакуумной разгонки мазута в двух колоннах, работающих с циркуляционным орошением, и последующей каталитической гидродепарафинизации масляной фракции, отобранной в виде верхнего погона, отличающийся тем, что на гидродепарафинизацию направляют фракцию маловязкого масляного дистиллята с температурой выкипания 98% отгона не выше 360oС, которую выводят из линии верхнего циркуляционного орошения первой колонны, при этом отбирают часть промежуточного циркуляционного орошения той же колонны в количестве 5-15 мас. от выводимого масляного дистиллята.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам получения нефтяных масел и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Известен (патент США N 4719003, кл.208-91, опубл. 1988) способ получения нефтяных масел. Согласно этому способу сырье перед каталитической гидродепарафинизацией вводят в контакт с сорбентом ( Al2O3, глина, и т.п.) для удаления компонентов, снижающих скорость диффузии прямоцепочных углеводородов в порах катализатора (смолы, полициклические ароматические углеводороды) при температуре выше 175оС, давление 0,1-21 мПа, объемной скорости подачи сырья 0,1-100 ч-1. Очищенное сорбентом сырье подвергают гидродепарафинизации при температуре 205-540оС и давлении 0,1 + 21 МПа в присутствии катализатора. После стабилизации гидродепарафинизата получают депмасло с температурой застывания минус 27оС (выход 68 мас.). Недостатком известного способа является невысокий выход масла и необходимость дальнейшей стадии очистки сырья на специальном абсорбенте от компонентов, обуславливающих быструю дезактивацию катализатора и низкое качество полученного масла. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ получения маловязких масел (патент США N 4755279, кл. 208-87 опубл. 1988) согласно которому сырье подвергают контактированию с Н2 и катализатором гидроочистки. Очищенный поток, выходящий из зоны гидроочистки, направляют в зону депарафинизации, где подвергают его контактированию с водородом и катализатором гидродепарафинизации. Недостатком способа, принятого за прототип, является необходимость дополнительной стадии очистки сырья от компонентов, обуславливающих быструю дезактивацию катализатора и низкое качество получаемого масла. Целью изобретения является повышение антиокислительной стабильности маловязких масел, получаемых каталитической гидродепарафинизацией. Поставленная цель достигается тем, что в качестве сырья гидродепарафинизации используют верхний вакуумный погон, выделяемый в вакуумной колонне с высокой четкостью разделения, обеспечивающей более узкий фракционный состав (98%-ная точка выкипания не выше 360оС). Существенным отличием и новизной заявляемого способа по сравнению с известным является то, что в качестве сырья каталитической депарафинизации используют верхний вакуумный погон разгонки мазута, выделенный с высокой четкостью разделения, обеспечивающей более узкий его фракционный состав (98% фракции выкипает до температуры 360оС). Сущность предлагаемого способа заключается в следующем. Мазут подвергают вакуумной разгонке в двух последовательно расположенных колоннах (К-1 и К-2) на верхний вакуумных прогон, фракции 330-420оС, 420-490оС и 490оС КК. С целью получения верхнего вакуумного погона требуемого фракционного состава (98% выкипает при температуре не выше 360оС) и снижения содержания в ней высококипящих компонентов, обладающих низкой антиокислительной стабильностью, из вакуумной колонны К-1 выводят маловязкий поток для регулирования конца кипения верхнего вакуумного погона в количестве 5-15% от общего потока выводимого с верха колонны. Улучшенный вакуумный погон выводят из линии верхнего циркуляционного орошения (ВЦО) и направляют на каталитическую гидродепарафинизацию в присутствии катализатора, содержащего высококремнеземный цеолит, при температуре 330-390оС, давлении 3-5 МПа, объемной скорости 0,5-1,5 ч-1. От получаемого гидрогенизата отгоняют легкокипящие фракции, выкипающие до температуры 260оС и получают маловязкое депарафинированное масло (типа И-5А, ИЛС-5 и т.д.). П р и м е р 1. Мазут западно-сибирской нефти подвергают вакуумной разгонке на верхний вакуумный погон, фр.330-420оС, 420-490оС и выше 490оС, при этом выводят промежуточную фракцию в количестве 0,48 т/ч из промежуточного циркуляционного орошения (ПЦО). Верхний вакуумный погон выводят из линии ВЦО колонны К-1 (см.чертеж) в количестве 9,1 т/ч и направляют на каталитическую гидродепарафинизацию в присутствии катализатора КДМ-1 (ТУ 38.40172-87), содержащего, мас. цеолит NH4 ВКЦ 40,0; цеолит НУ 7,4; окись никеля 5,5; окись молибдена 10,1; широкопористая![способ получения маловязких масел, патент № 2041242](/images/patents/431/2041011/947.gif)
Класс C10G7/06 вакуумная перегонка
Класс C10G67/02 только из нескольких последовательных ступеней