способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для его осуществления

Классы МПК:F04D27/02 способы и устройства для устранения помпажа 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Научное конструкторско-технологическое бюро "Вихрь"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-02-20
публикация патента:

Использование: в двигателестроении, в частности системах защиты газотурбинного двигателя от помпажа. Сущность изобретения: дополнительно измеряют давление воздуха за первой группой ступеней компрессора и давление газа на срезе реактивного сопла и формируют сигналы наличия помпажа в случае превышения порогового значения скоростью изменения суммы значений давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и давления газа на срезе реактивного сопла или в случае превышения порогового значения скоростью изменения значения давления воздуха за компрессором, а также формируют сигналы на клапан отсечки топлива для ликвидации глубокого помпажа в случае одновременного превышения порогового значения скоростью изменения суммы значений давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и давления газа на срезе реактивного сопла и превышения порогового значения скоростью изменения задержанного значения давления воздуха за компрессором. Устройство, реализующее способ, дополнительно содержит датчики давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и газа на срезе реактивного сопла, сумматор и второй дифференциатор. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Способ защиты турбокомпрессора от помпажа путем измерения давления воздуха за компрессором и использования в качестве первого параметра защиты, определения скорости его изменения, сравнения с пороговым значением и задержки сигнала, измерения второго параметра турбокомпрессора, определения скорости его изменения, сравнения с пороговым значением и формирования сигнала на клапан отсечки топлива в случае одновременного поступления сигналов, соответствующих первому и второму параметрам турбокомпрессора, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, измеряют давление воздуха за первой группой ступеней компрессора и давление газа на срезе реактивного сопла, суммируют измеренные сигналы, используют полученную сумму в качестве второго параметра турбокомпрессора и формируют сигнал на ленту перепуска компрессора в случае поступления любого сигнала, соответствующего первому или второму параметру турбокомпрессора.

2. Устройство защиты турбокомпрессора от помпажа, содержащее датчик давления воздуха за компрессором, связанный через первый дифференциатор с первым пороговым элементом, первый выход которого через элемент задержки соединен с первым входом связанного с клапаном отсечки топлива элемента И, к второму входу которого подсоединен первый выход второго порогового элемента, вход которого соединен с выходом второго дифференциатора, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно содержит датчик давления воздуха за первой группой ступеней компрессора, датчик давления газа на срезе реактивного сопла, сумматор и элемент ИЛИ, причем выходы датчиков давления соединены с входами сумматора, выход которго соединен с входом второго дифференциатора, а вторые выходы первого и второго пороговых элементов соединены с входами элемента ИЛИ, связанного с лентой перепуска компрессора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах защиты газотурбинных двигателей от помпажа.

Известны способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для его осуществления. Способ осуществляется путем измерения давления воздуха за компрессором и использования в качестве первого параметра защиты, определения скорости его изменения, сравнения с пороговым значением и задержки сигнала, измерения второго параметра турбокомпрессора, определения скорости его изменения, сравнения с пороговым значением и формирования сигнала на клапан отсечки топлива в случае одновременного поступления сигналов, соответствующих первому и второму параметрам турбокомпрессора. Известное устройство содержит датчик давления воздуха за компрессором, связанный через первый дифференциатор с первым пороговым элементом, первый выход которого через элемент задержки соединен с первым входом связанного с клапаном отсечки топлива элемента И, к второму входу которого подсоединен первый выход второго порогового элемента, вход которого соединен с выходом второго дифференциатора.

Недостатками способа и устройства является низкая надежность распознавания помпажа.

Целью изобретения является повышение надежности распознавания помпажа.

Это достигается способом защиты турбокомпрессора от помпажа путем измерения давления воздуха за компрессором и давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и подачи сигнала на ленту перепуска воздуха за компрессором, в котором измеряют давление газа на срезе реактивного сопла и формируют сигналы наличия помпажа в случае превышения порогового значения скоростью изменения суммы значений давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и давления газа, на срезе реактивного сопла или в случае превышения порогового значения скоростью изменения значения давления воздуха за компрессором, а также формируют сигналы на клапан отсечки топлива для ликвидации глубокого помпажа в случае одновременного превышения порогового значения скоростью изменения суммы значений давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и давления газа на срезе реактивного сопла и превышения порогового значения скоростью изменения задержанного значения давления воздуха за компрессором.

Поставленная цель достигается устройством, осуществляющим вышеуказанный способ, содержащим датчик давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и последовательно соединенный с ним сумматор, датчик давления воздуха за компрессором и первое пороговое устройство, в которое введены второй дифференциатор и последовательно соединенные с ним второе пороговое устройство и схема И, выход которой связан с клапаном отсечки топлива, датчик давления газа на срезе реактивного сопла, выход которого связан с вторым входом сумматора, выход которого связан с входом второго дифференциатора, первый дифференциатор, выход которого связан с входом первого порогового устройства, а вход с выходом датчика давления воздуха за компрессором, а также схема ИЛИ и элемент задержки, выход которого связан с вторым входом схемы И, а вход с выходом первого порогового устройства, и с первым входом схемы ИЛИ, причем второй вход схемы ИЛИ связан с выходом второго порогового устройства.

На фиг. 1 и 2 представлены структурная схема устройства, осуществляющего данный способ, и его графики.

Устройство содержит датчик 1 давления воздуха за первой группой ступеней компрессора Р2(I), датчик 2 давления газа на срезе реактивного сопла (р/с) Рс, датчик 3 давления воздуха за компрессором Р2, сумматор 4; первый дифференциатор 5, второй дифференциатор 6, первое пороговое устройство 7, второе пороговое устройство 8, схему 9 ИЛИ, элемент 10 задержки, схему И 11.

Причем датчик давления воздуха за компрессором Р2 3 последовательно связан с первым дифференциатором 5, первым пороговым устройством 7, элементом задержки 10 и схемой И 11, выход которого связан с клапаном отсечки топлива. Датчик давления воздуха за первой группой ступеней компрессора Р2(I) 1 последовательно связан с сумматором 4, вторым дифференциатором 6, вторым пороговым устройством 8 и схемой ИЛИ 9. Выход датчика давления газа на срезе реактивного сопла Рс 2 связан с вторым входом сумматора 4. Второй выход первого порогового устройства 7 связан с вторым входом схемы ИЛИ 9, а выход второго порогового устройства 8 с вторым входом схемы И 11.

Способ осуществляется следующим образом.

Сумматор 4 суммирует значения сигналов, поступающих с выходов датчика давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и датчика давления газа на срезе реактивного сопла Рс 2. Далее этот сигнал поступает во второй дифференциатор 6, который дифференцирует его значение. Во втором пороговом устройстве 8 производится сравнение его порогового значения с сигналом, поступающим с выхода второго дифференциатора 6, при превышении которого выдаются сигналы на схемы ИЛИ 9 и схему И 11. Одновременно первый дифференциатор 5 дифференцирует значения сигнала, поступающего с выхода датчика давления воздуха за компрессором Р2 3. В первом пороговом устройстве 7 производится сравнение его порогового значения с сигналом, поступающим с выхода первого дифференциатора 5, при превышении которого выдаются сигналы на схему ИЛИ 9 и элемент задержки 10, с выхода которого выдается сигнал на схему И 11. Если на входе схемы ИЛИ 9 появится хотя бы один сигнал, то с ее выхода выдается сигнал на ленту перепуска воздуха за компрессором для устранения помпажного срыва. Если на обоих входах схемы И 11 появляются синалы, то с ее выхода выдается сигнал на клапан отсечки топлива для ликвидации глубокого помпажа.

Эффект распознавания помпажа заключается в вычислении и контроле тяги двигателя (в виде суммы параметров Р2(I) и Рс) и одновременном контроле "задержанного" значения сигнала Р2, так как изменение последнего более значительно, чем остальных параметров. Причем с порогом сравнивается скорость изменения Р2, исключая вероятность ложного срабатывания (возможные малые колебания давления, которые всегда имеют место) о помпажных явлениях.

Одним из важных параметров авиадвигателя является его тяга R. Очевидно, что при появлении помпажных процессов тяга R будет значительно уменьшаться, поэтому ее можно использовать в качестве критерия устойчивости.

Известно, что составляющей величины тяги R является полный импульс потока Ic=GcCc+G2(I)C2(I), где Сс, С2(I) скорости потока соответственно на срезе реактивного сопла и за первой группой ступеней компрессора (этим самым учитывается один из наиважнейших выводов о том, что в процессе появления и развития помпажа основную роль играет обмен энергией между группами ступеней компрессора); Gc, Gc(I) массовый расход газа в реактивном сопле, массовый расход воздуха за первой группой ступеней компрессора.

После преобразования массовых расходов

Gc= Qcспособ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399c= ScCcспособ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 Sспособ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399

G(2I)= Q(2I)способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399(2I)=SI2Cспособ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399Sспособ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399

способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399

где Qc, способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399c, Sc, Pc, Tc объемный расход газа, плотность, площадь сечения, давление и температура на срезе реактивного сопла соответственно;

Q2(I), способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 20413992(I), S2(I), P2(I), T2(I) то же, но для выхода из первой группы ступеней компрессора;

k и R1 коэффициент адиабаты и газовая постоянная соответственно.

Таким образом, импульсы будут равны

CcScспособ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 20413991Pc;

C(2I)способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399S(2II) способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399= способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 20413992P(2I);

способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 20413991= Sспособ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 20413992= Sспособ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399.

Следовательно, полный импульс равен

Ic= способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 20413991Pc+ способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 20413992P2(I)

Сравнение его и Р2 с порогами позволяют создать изобретение, т.е.

Р2способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399Спор.1,

способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 20413991Рс+ способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 20413992Р2(I) способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для   его осуществления, патент № 2041399 Спор.2, где Спор.1, Спор.2 заранее заданные пороговые значения. Причем канал Р2 введен с элементом задержки, так как быстрее меняется при помпаже, чем остальные параметры (см. фиг. 2 а, б, в).

По сравнению с прототипом способ и устройство обладают более высокой точностью распознавания помпажа. Устройство не требует создания уникальной аппаратуры, может быть выполнено на базе обычных серийных элементов. Увеличение числа элементов ведет к незначительному увеличению стоимости устройства. Экономический эффект от изобретения достигается за счет увеличения ресурсов силовой установки.

Класс F04D27/02 способы и устройства для устранения помпажа 

способ диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2527850 (10.09.2014)
многоступенчатый компрессор турбомашины -  патент 2525997 (20.08.2014)
лопатки вентилятора с изменяемым углом установки -  патент 2523928 (27.07.2014)
стравливатель воздуха, имеющий инерциальный фильтр в тандемном роторе компрессора -  патент 2519009 (10.06.2014)
способ управления комбинированным устройством и комбинированное устройство, реализующее данный способ -  патент 2516091 (20.05.2014)
диффузор, имеющий лопатки с отверстиями, и газотурбинный двигатель, содержащий такой диффузор -  патент 2515575 (10.05.2014)
кожух компрессора с оптимизированными полостями -  патент 2514459 (27.04.2014)
воздушный коллектор в газотурбинном двигателе -  патент 2494287 (27.09.2013)
кожух для рабочего колеса турбомашины -  патент 2491447 (27.08.2013)
способ и устройство для регулирования компрессора для хладагента и их использование в способе охлаждения потока углеводородов -  патент 2490565 (20.08.2013)
Наверх