устройство для управления формированием подсветки учебных текстов по таблицам андреева при развитии навыков сверхбыстрого восприятия информации
Классы МПК: | G09B17/04 увеличение скорости чтения; регулирование скорости чтения |
Патентообладатель(и): | Кузнецов Олег Андреевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-04-15 публикация патента:
20.08.1995 |
Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим техническим средствам, и может быть использовано для тренировки навыков сверхбыстрого восприятия информации (текстовой, символьной, образной и т.п.). Техническим результатом от использования изобретения является повышение эффективности тренировки созданием возможности сверхбыстрого восприятия информации поочередным подсвечиванием фрагментов матрицы попарно символ образ и образ - символ для более полного развития памяти обучаемого. Устройство для управления формированием учебных текстов по таблицам Андреева при развитии навыков сверхбыстрого восприятия информации, реализующее указанные возможности, содержит переключатель 1 режимов работы, информационное табло 9, блок 10 индикации, распределитель 11 импульсов, формирователи импульсов пуска-останова 12 и возврата 13, счетчик 14, а также введенные блоки 15, 16 элементов И, блок 17 элементов ИЛИ, блок 18 набора символов и образов, таймер 19, соединенные между собой функционально. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПОДСВЕТКИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПО ТАБЛИЦАМ АНДРЕЕВА ПРИ РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СВЕРХБЫСТРОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ, содержащее информационное табло, переключатель режимов работы, первый и второй выходы которого соединены с соответствующими входами распределителя импульсов, третий выход с соответствующим входом распеделителя импульсов и первыми входами блока индикации, счетчика и формирователя импульсов пуска-останова, четвертый выход с первым входом формирователя импульсов возвтара и соответствующим входом распределителя импульсов, а пятый выход с вторыми входами формирователей импульсов пуска-останова и возврата и соответствующим входом распределителя импульсов, синхровыход которого подключен к третьему входу формирователя импульсов пуска-останова, выход которого соединен с вторым входом блока индикации, второй вход счетчика подклчен к выходу формирователя импульсов возврата, а выход к третьему входу блока индикации, отличающееся тем, что в устройство введены два блока элементов И, блок элементов ИЛИ, выход которого соединен с входом информационного табло, блок набора символов, выход которого подключен к одному входу первого блока элементов И, и таймер, причем первый и второй входы блока элементов ИЛИ соединены с выходами соответствующих блоков элементов И, один вход второго блока элементов И подключен к второму выходу распределителя импульсов, другие входы первого и второго блоков элементов И соединены соответственно с шестым и седьмым выходами переключателя режимов работы, восьмой выход которого подключен к входу таймера, первый и второй выходы которого соединены с соответствующими входами блока набора символов, а третий выход с соответствующим входом блока элементов ИЛИ.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам для подготовки операторов, и может быть использовано для тренировки навыков сверхбыстрого восприятия информации (текстовой, символьной, образной и т.п. ). Известно устройство для обучения быстрому чтению [1] основанное на последовательном предъявлении фрагментов матрицы текста с помощью последовательно включенных источника питания, пульта обучаемого, блока регистров, блока задания траектории движения глаз, коммутатора и блока источников света. Однако это устройство имеет ограниченные дидактические возможности из-за отсутствия оперативного изменения объема учебной информации, что препятствует получению технического результата. Наиболее близким к заявляемому по технической сущности является устройство для обучения динамическому чтению [2] основанное на последовательном предъявлении фрагментов матрицы текста с помощью последовательно включенных переключателей режимов работы, распределителя импульсов и информационного табло, а также формирователей импульсов, блока индикации и счетчика. Данный способ за счет оперативного изменения объема учебных текстов имеет повышенный дидактический эффект. Однако эффективность данного способа ограничена невозможностью развития навыков сверхбыстрого восприятия информации, что препятствует получению технического результата. Сущность изобретения основана на повышении эффективности устройства созданием возможности развития навыков сверхбыстрого восприятия учебных текстов, что и является техническим результатом от его использования. Существенными признаками, характеризующими изобретение и достаточными во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны, являются известные в прототипе переключатель режима работы, распределитель импульсов пуска-останова и возврата и блок индикации, а также введенные первый и второй блоки элементов И, блок элементов ИЛИ, блок набора символов и таймер со схемными соединениями. Признаки, характеризующие изобретение в частных случаях, в конкретных формах выполнения и при особых условиях его использования, не заявляются. Между совокупностью существенных признаков заявляемого объекта и получаемым техническим результатом существует причинно-следственная связь, поскольку изложенные в отличительной части формулы признаки не выявлены ни в одном из аналогов, а положительные качества возможность развития навыков сверхбыстрого восприятия информации достигаются лишь совместным использованием признаков прототипа с неизвестными ранее отличительными признаками такого рода технических решений. На чертеже изображена структура устройства для управления формированием подсветки учебных текстов по таблицам Андреева, содержащего переключатель 1 режимов работы, состоящий из формирователей 2 и 3 режима работы ПЗУ и счетчика соответственно, включающих переключатели 5.8, информационное табло 9, блок 10 индикации, распределитель 11 импульсов, формирователи импульсов пуска-останова 12 и возврата 13, счетчик 14, блоки 15, 16 элементов И, блок 17 элементов ИЛИ, блок 18 набора символов и таймер 19. Переключатель 1 дополнительно содержит переключатель 20 пуска и переключатель 21 "Попарно-последовательно". Фрагменты матрицы текста формируются подсветкой соответствующих пар символ образ в табло 9 посредством, например, транспарантов с изображением символа или образа, размещенных в различных местах матричного поля индикации в черно-белом или цветовом и объемном изображении. Устройство в статике характеризуется лишь совокупностью взаимосвязей между узлами и блоками устройства, описанными выше и в формуле изобретения. Сущность работы данного устройства основана на подсветке учебных текстов по таблицам Андреева для развития навыков сверхбыстрого восприятия информации последовательным предъявлением фрагментов матрицы текста. Причем вначале подсвечивают фрагмент образа на 0,5.2 с, через 2.5 с подсвечивают соответствующий фрагмент символа на 2.5 с, через 2.5 с подсвечивают фрагмент символа на 0,5.2 с, а через 1.2 с подсвечивают фрагмент соответствующего образа на 2.5 с, после чего подсвечивают все фрагменты таблицы Андреева и по результатам распознавания оператором соответствующей пары символ образ судят о быстродействии восприятия информации оператором. Устройство работает следующим образом. После включения питания обучаемый нажимает кнопку переключателя 4 "Исходное", обнуляя элементы памяти распределителя 11, формирователя 12, блока 10 и счетчика 14, а также устанавливает переключатель 21 в положение "Последовательно". Далее обучаемый установкой переключателей 5 и 6 "Режим" выбирает количество предъявляемых одновременно строк подачей высокого потенциала на адресные входы ПЗУ распределителя 11 (что соответствует логической "1"). В исходном состоянии на входы адреса ПЗУ подаются низкие потенциалы, что соответствует логическому "0" (счетчик адреса обнулен), на всех выходах ПЗУ также "0" и все ключи табло 9 закрыты, а все его источники света обесточены и не светятся. Затем обучаемый нажимает на кнопку переключателя 8 "+", поочередно подсвечивает группы строчек, сообразуясь со своей скоростью чтения и усвоения текста. При каждом нажатии на кнопку переключателя 8 "+" содержание счетчика адреса в распределителе 11 увеличивается на единицу, и в соответствии с картой программирования на выходах ПЗУ распределителя 11 появляются высокие потенциалы, через коммутатор табло 9 включаются соответствующие источники света. Так, при первом нажатии на кнопку счетчик устанавливается в состояние 00001, и если ранее выбран режим 00 (переключатели 5 и 6 разомкнуты), то высокий потенциал формируется на первом и втором выходах ПЗУ, следовательно, подсвеченными оказываются первая и вторая строки текста. По мере прочтения и усвоения первой группы строчек испытуемый нажимает на кнопку переключателя 8 "+", тем самым подсвечивая очередную пару строчек и т.д. Одновременно с первым нажатием на кнопку переключателя 8 "+" высокий потенциал поступает на триггер формирователя 12 и устанавливает его в единичное состояние. Высокий уровень с выхода триггера поступает на управляющий вход индикатора времени блока 10 и запускает его. После выполнения программы подсветки строчек в очередном такте на выходе ПЗУ распределителя 11 появляется высокий потенциал, который обнуляет его триггер и останавливает счет индикатора времени, при этом табло блока 10 высвечивает общее время прочтения и усвоения текста. Если в процессе прочтения текста у обучаемого возникнет необходимость вернуться к предыдущим абзацам, он нажимает необходимое число раз на кнопку переключателя 7 "-". При этом подсвечиваются предыдущие строчки текста на табло 9. Одновременно с первым нажатием на кнопку "-" триггер формирователя 13 устанавливается в единичное состояние, а по завершении возврата с первым нажатием на кнопку переключателя 8 в нулевое. Таким образом, на выходе с каждым возвратом формируется импульс. Счетчик 14 с каждым возвратом увеличивает свое состояние на единицу. При этом содержимое счетчика 14 соответствует количеству возвратов и отображается на индикаторе количества возвратов информации блока 10. Устройство позволяет оперативно изменять как ритм, так и объем одновременно предъявляемой текстовой информации. При этом оно позволяет объективно оценить качество обучения за счет контроля времени и количества возвратов. Развитие навыков сверхбыстрого восприятия информации осуществляется попарным предъявлением на определенное время соответствующих символа и образа. Для этого переключатель 21 переводят в положение "Попарно", в блоке 18 переключатели, соответствующие фрагменту матрицы на табло 9, переводят в положение "Символ" либо "Образ" и кратковременно нажимают кнопку 20 "Пуск", запуская таймер 19. Последний с одного выхода засвечивает по цепи блоков 16, 17 вначале фрагмент образа, а затем фрагмент символа на соответствующие реакции обучаемого время. При этом обучаемый, увидев образ, фиксирует и соответствующий ему символ. После этого таймер 19 предъявляет обучаемому на табло 9 пару в ином порядке, т.е. сначала символ, а затем образ. После предъявления необходимого и фиксируемого счетчиком таймера 19 количества пар символ образ, переключением соответствующих переключателей блока 18 вышеуказанным образом, контролируется результат обучения. По сигналу таймера 19 подсвечиваются все фрагменты табло 9, а обучаемый должен указать соответствующие пары символ образ поочередно с фиксацией общего времени, например, по секундомеру. Указанным выше образом обеспечивается повышение скорости восприятия информации не менее 20 тысяч знаков в минуту, т.е. на уровне физиологического предела человека-оператора. Это достигается вышеописанными особенностями тренажа рефлекса воображения человека с усилением его мыслительных способностей.Класс G09B17/04 увеличение скорости чтения; регулирование скорости чтения