шахтный самоходный вагон
Классы МПК: | B60P1/38 являющимися основным элементом, поддерживающим или вмещающим груз |
Автор(ы): | Мельников Алексей Дмитриевич, Попов Михаил Владимирович, Парада Николай Иванович |
Патентообладатель(и): | Мельников Алексей Дмитриевич, Попов Михаил Владимирович, Парада Николай Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-01-13 публикация патента:
27.08.1995 |
Использование: изобретение относится к транспортным средствам с устройствами для облегчения погрузки, разгрузки и укладки горной массы, а именно к шахтным самоходным вагонам. Сущность изобретения: шахтный вагон имеет кузов, опирающийся на ходовую часть с пневмоколесами. В кузове, в его донной части, смонтирован напольный скребковый конвейер, приводимый от источника энергии через редуктор, карданный вал и конический редуктор. Последний соединен с приводным валом, несущим цепные звездочки. Звездочки зацеплены с двумя боковыми и с центральной цепями. Каждый скребок концами закреплен на одной боковой и центральной цепях. При этом скребки, расположенные с разных сторон от центральной цепи, относительно разнесены вдоль конвейера на определенный шаг. Звенья каждой из цепей, соединенные со скребками, выполнены разомкнутыми со щеками, охватывающими с двух сторон конец соответствующего скребка, и связанными с ним болтовыми соединениями. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. ШАХТНЫЙ САМОХОДНЫЙ ВАГОН, содержащий опирающийся на приводную ходовую часть с пневмоколесами кузов с напольным бесконечным скребковым конвейером, скребки которого жестко соединены с двумя боковыми и центральной круглозвенными цепями, отличающийся тем, что каждый скребок концами закреплен на одной боковой и центральной цепи, причем скребки, расположенные с разных сторон от центральной цепи, относительно друг друга разнесены вдоль конвейера на определенный шаг, а звенья каждой из цепей, соединенные со скребками, выполнены разомкнутыми со щеками, охватывающими конец соответствующего скребка и связанными с ним болтовым соединением. 2. Вагон по п.1, отличающийся тем, что скребки напольного бесконечного скребкового конвейера установлены в шахматном порядке. 3. Вагон по пп.1 и 2, отличающийся тем, что каждый скребок выполнен литым решетчатого профиля.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортным средствам с устройствами для облегчения погрузки, разгрузки и укладки горной массы, а именно к шахтным самоходным вагонам. Известен вагон, содержащий опирающийся на ходовую часть кузов, снабженный цепным скребковым конвейером, расположенным у дна кузова. Скребки этого конвейера имеют длину, равную ширине дна кузова. Скребки покрыты секциями транспортной ленты [1]Недостаток известного вагона состоит в том, что скребки, закрепленные между двумя цепями, подвергаются деформации от крупнокускового материала, требуют замены, что приводит к прерыванию эксплуатации вагона. Известен также самоходный вагон, используемый для транспортировки горной массы по выработкам в рудниках и шахтах. Вагон имеет кузов со скребковым донным конвейером. Скребки этого конвейера выполнены с ослабляющей их выемкой, обращенной в полость кузова, для размещения в выемке перегородки. Каждый скребок расположен по всей ширине вагона [2]
Скребки конвейера этого вагона также подвержены воздействию деформирующим их в средней зоне нагрузкам, что вызывает необходимость их частой замены. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является шахтный самоходный вагон [3] содержащий опирающийся на приводную ходовую часть с пневмоколесами кузов с напольным бесконечным скребковым конвейером, скребки которого жестко соединены с двумя боковыми и центральной круглозвенными цепями. В этом вагоне центральная цепь прикреплена к каждому скребку скобой с двух сторон с помощью проходящих через выполненные в них отверстия болтов. Под нагрузкой скоба разрушается, а скребок, ослабленный в средней части двумя отверстиями, деформируется, выводя из строя конвейер и соответственно на вpемя ремонта вагон простаивает. Цель изобретения повышение ресурса вагона благодаря выполнению скребков длиной, равной половине расстояния между боковыми цепями, и их закрепление концами между одной боковой и центральной цепями. Такой скребок меньше подвержен деформации. Другой технический результат состоит в экономии металла, требующегося на замену поврежденного скребка, поскольку последний выполнен короче известного и соответственно менее металлоемким. Кроме того, благодаря относительному смещения скребков, расположенных с противоположных сторон от центpальной цепи вдоль конвейера, улучшен процесс удержания на них груза, так как значительная часть кpупнокусковатой горной массы укладывается на цепь и скребки, не имея контакта с днищем конвейера. Сущность изобретения состоит в том, что в шахтном самоходном вагоне, содержащем опирающийся на приводную ходовую часть с пневмоколесами кузов с напольным бесконечным скребковым конвейером, скребки которого жестко соединены с двумя боковыми и центральной круглозвенными цепями, каждый скребок концами закреплен на одной боковой и центральной цепях, относительно разнесенных вдоль конвейера на определенный шаг, а звенья каждой из цепей, соединенные со скребками, выполнены разомкнутыми с щеками, охватывающими конец соответствующего скребка и связанными с ним болтовым соединением, а также в частности в том, что скребки напольного бесконечного конвейера установлены в шахматном порядке. Кроме того, каждый скребок выполнен литым и имеет решетчатый профиль. На фиг. 1 представлен предлагаемый шахтный самоходный вагон, вид сбоку; на фиг.2 то же, вид спереди с частичным разрезом; на фиг.3 скребковый конвейер с приводом, вид сверху; на фиг.4 фрагмент цепного конвейера с узлами соединения скребков с цепями. Шахтный самоходный вагон имеет кузов 1, опирающийся на ходовую часть 2 с пневмоколесами 3. В кузове 1, в его донной части, смонтирован напольный скребковый конвейер 4, приводимый в движение от источника энергии (условно не показан) через редуктор 5, карданный вал 6 и конический редуктор 7. Последний соединен с приводным валом 8, несущими цепные звездочки 9, расположенные по концам этого вала и в его средней части. Звездочки 9 зацеплены с двумя боковыми цепями 10 и центральной цепью 11, которые выполнены круглозвенными и бесконечными. Этими цепями с противоположной от приводного вала 8 стороны схвачен натяжной вал с соответствующими тремя их направляющими (условно не показаны). С цепями соединены скребки 12. Каждый скребок 12 концами закреплен на одной боковой 10 и на центральной цепи 11. При этом скребки, расположенные с разных сторон от центральной цепи, относительно разнесены вдоль конвейера на определенный шаг. Звенья 13 (см. фиг.3 и 4) каждой из цепей соединены со скребками 12, выполнены разомкнутыми со щеками 14, охватывающими с двух сторон конец соответствующего скребка, и связанными с ним болтовым соединением 15. Скребки 12 могут быть установлены в шахматном порядке, а могут быть выполнены литыми и иметь решетчатый профиль. Благодаря такому выполнению вагона и его скребкового конвейера за счет укороченных (по сравнению с ближайшим аналогом) скребков и их чередующимися за счет сдвига вдоль конвейера положению, частным случаем которого является шахматное, повышена работоспособность вагона. Каждый скребок связан с цепью разомкнутыми соединительными звеньями, которые изготовлены в заводских условиях и надежно соединены с концами скребка, плавно охватывая его щеками, зафиксированными болтовыми соединениями. Литой скребок решетчатого профиля обладает высокой несущей способностью. При загрузке вагона крупнокусковой породой, она поддерживается на скребках и цепях такого скребкового конвейера. Этим достигается снижение трения породы о днище конвейера и уменьшается сопротивление его перемещению. В результате снижаются энергозатраты на привод конвейера, поскольку в контакте с его днищем в основном остаются лишь цепи и скребки.