бульбовая наделка носовой или кормовой оконечности судна

Классы МПК:B63B1/06 форма носовой части 
B63B1/08 форма кормовой части 
B63B1/40 путем уменьшения волнового сопротивления 
Патентообладатель(и):Пика Виталий Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-02-08
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и модернизации судов. Сущность: асимметричная бульбовая наделка (БН) установлена на носовой или кормовой оконечности судна с возможностью фиксированного поворота от привода на 180°С. Для регулировки погружения БН в зависимости от степени загрузки судна БН выполнена составной с возможностью поворота каждой из ее частей относительно друг друга и БН в целом относительно корпуса судна. Поворот частей БН осуществляется трансмиссией, выполненной в виде промежуточного вала посредством шарнира, соединенного с концевым валом. Промежуточный вал расположен соосно внутри вала привода поворота. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. БУЛЬБОВАЯ НАДЕЛКА НОСОВОЙ ИЛИ КОРМОВОЙ ОКОНЕЧНОСТИ СУДНА, поверхность которой асимметрична относительно продольной оси, лежащей в диаметральной плоскости корпуса судна, причем наделка выполнена с возможностью поворота вокруг этой оси на угол 180o и выполнена с концевым валом и приводом для вышеупомянутого ее поворота, отличающаяся тем, что наделка выполнена составной по длине из частей с возможностью их поворота относительно друг друга, при этом каждая часть снабжена трансмиссией для ее поворота.

2. Наделка по п. 1, отличающаяся тем, что при числе частей бульбовой наделки, равном двум, трансмиссия выполнена в виде промежуточного вала, соосно расположенного внутри полого вала, которым снабжен упомянутый привод поворота, при этом промежуточный вал шарниром соединен с концевым валом бульбовой наделки.

3. Наделка по п. 1, отличающаяся тем, что при числе частей бульбовой наделки больше двух трансмиссия выполнена в виде промежуточного вала, соосно расположенного внутри полого вала, которым снабжен упомянутый привод поворота, и шарниром соединенного с промежуточным валом следующей части бульбовой наделки, при этом промежуточный вал предпоследней части бульбовой наделки шарниром соединен с концевым валом бульбовой наделки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, касается оконечностей судов с бульбовыми наделками и может быть использовано при постройке, модернизации и переоборудовании судов.

Известна бульбовая носовая оконечность судна, содержащая бульбовую наделку с возможностью перемещения ее по высоте относительно корпуса судна с форштевнем, выполненную в виде свободно плавающей полупогруженной емкости. При этом в кормовой части емкости выполнен паз, образующий направляющую для перемещения, укреплены боковые обтекатели из эластичного материала и носовая оконечность судна снабжена системой гидрофобной жидкости, связанной с зазорами в пазу и между обтекателями корпуса судна.

Недостатком данной конструкции является нарушение плавного сопряжения нижней части бульбовой наделки с килевой частью судна при изменении весовой нагрузки судна, что приводит к дополнительному сопротивлению движению судна.

Известна бульбовая наделка носовой или кормовой оконечности судна, поверхность которой асимметрична относительно продольной оси, лежащей в диаметральной плоскости корпуса судна, причем наделка выполнена с возможностью поворота вокруг этой оси на угол 180о, и выполнена с концевым валом и приводом для вышеупомянутого ее поворота.

Однако такая наделка не дает удовлетворительные характеристики обтекания оконечностей судна при различных степенях их загрузки.

Цель изобретения улучшение характеристик обтекания носовой или кормовой оконечностей судна при различных степенях их загрузки.

Это достигается тем, что наделка выполнена составной по длине из частей с возможностью их поворота относительно друг друга, при этом каждая часть снабжена трансмиссией для ее поворота.

Кроме того, при числе частей бульбовой наделки, равном двум, трансмиссия выполнена в виде промежуточного вала, соосно расположенного внутри полого вала, которым снабжен упомянутый привод поворота, при этом промежуточный вал шарнирном соединен с концевым валом бульбовой наделки.

Кроме того, при числе частей бульбовой наделки больше двух трансмиссия выполнена в виде промежуточного вала, соосно расположенного внутри полого вала, которым снабжен упомянутый привод поворота, и шарниром соединенного с промежуточным валом следующей части бульбовой наделки, при этом промежуточный вал предпоследней части бульбовой наделки шарниром соединен с концевым валом бульбовой наделки.

На фиг. 1 изображена носовая оконечность судна порожнем в разрезе по ее диаметральной плоскости бульбовой наделки; на фиг.2 схема расположения частей бульбовой наделки и корпуса при размещении на судне 1/3 его груза; на фиг.3 то же, при размещении на судне 2/3 его груза; на фиг.4 то же, в полном грузу.

Носовая оконечность судна 1 выполнена с форштевнем 2 и сопряженной с корпусом судна асимметричной бульбовой наделкой, поворотной вокруг своей продольной оси на угол 180о и состоящей из части 3, установленной с возможностью поворота вокруг оси 4 промежуточного вала, и части 5, установленной с возможностью поворота вокруг оси 6. Оси 4 и 6 расположены между собой под углом бульбовая наделка носовой или кормовой оконечности судна, патент № 2043243 при этом они могут быть либо горизонтальными, либо наклонными.

Геометрия форм исполнения частей асимметричной бульбовой наделки может быть различной. Например, в сечении диаметральной плоскостью часть 3 бульбовой наделки, либо последующие части, расположенные между частью 3 и частью 5, могут быть представлены треугольниками, многоугольниками и т.д. Поворот части 3 относительно корпуса судна осуществляется посредством привода поворота. Положение части 5 бульбовой наделки относительно части 3 зафиксировано посредством кольцевой направляющей 7. Части 3 и 5 снабжены трансмиссиями для их поворотов.

Привод поворота может быть, например, механическим или гидравлическим. Привод поворота расположен в отдельном помещении и отделен от остальных помещений судна коффердамом (не показан). Привод поворота содержит электродвигатель 8, редуктор трансмиссии с упорным подшипником 9, конический вал 10, установленный в подшипнике скольжения 11 с уплотнением 12. Часть 3 бульбовой наделки жестко соединена с коническим валом 10. Поворот части 5 бульбовой наделки (либо остальных частей при их числе больше 2) осуществляется концевым валом 13 посредством трансмиссии, соединенной с приводом поворота. Внутри конического вала 10 соосно расположен конический промежуточный вал 14 с уплотнением 15. При этом внутренняя поверхность вала 10 образует с коническим промежуточным валом 14 подшипник скольжения. Посредством шарнира 16 промежуточный вал 14 соединен с концевым валом 13, установленным в подшипнике скольжения 17 с уплотнением 18. Концевой вал 13 жестко соединен с частью 5 бульбовой наделки.

При числе частей бульбовой наделки больше 2 каждая последующая часть, расположенная между частью 3 и частью 5, снабжена промежуточным валом, посредством шарнира соединенным с промежуточным валом предыдущей части.

Бульбовая наделка эксплуатируется следующим образом.

Каждое из фиксированных положений составных частей 3 и 5 бульбовой наделки соответствует определенной загрузке судна. При положении судна порожнем (фиг. 1) угол поворота частей 3 и бульбовой наделки равен 0о, что соответствует их фиксированному положению.

При размещении на судне 1/3 груза (фиг.2) часть 3 бульбовой наделки находится в фиксированном положении 0о, а часть 5 бульбовой наделки трансмиссией при помощи концевого вала 13 поворачивают из фиксированного положения 0о на угол 180о в ее фиксированное положение.

При размещении на судне 2/3 его груза (фиг.3) часть 5 бульбовой наделки трансмиссией при помощи концевого вала 13 возвращают из фиксированного положения поворота на угол 180о в фиксированное положение при нулевом угле поворота, а часть 3 бульбовой наделки при помощи вала 10 привода поворота поворачивают из фиксированного положения при нулевом угле поворота в фиксированное положение при угле поворота 180о.

При положении судна в полном грузу (фиг.4) часть 3 бульбовой наделки находится в фиксированном положении при угле поворота 180о, а часть 5 бульбовой наделки трансмиссией при помощи концевого вала 13 поворачивают из положения при нулевом угле поворота в фиксированное положение при угле поворота 180о.

Класс B63B1/06 форма носовой части 

Класс B63B1/08 форма кормовой части 

Класс B63B1/40 путем уменьшения волнового сопротивления 

Наверх