парусный катамаран
Классы МПК: | B63B1/12 с жестким соединением корпусов B63H9/00 Движители, приводимые в действие ветром; их размещение B63B15/02 крепление мачт и прочих подобных конструкций |
Автор(ы): | Шеховцов Иван Иванович, Ожог Галина Сергеевна |
Патентообладатель(и): | Шеховцов Иван Иванович, Ожог Галина Сергеевна |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-02-10 публикация патента:
10.09.1995 |
Использование: относится к парусному судостроению, в частности к катамаранам, предназначенным для туризма и исследования в промышленных целях. Сущность изобретения заключается в том, что каждый понтонный корпус снабжен фиксаторами, один из которых размещен на палубе, а другой на борту, причем поперечная связь верхних частей мачт выполнена в виде тросов, запасованных на свободные ролики и двухбарабаную лебедку, расположенную на одном из корпусов, который выполнен с балластной цистерной для его заглубления, при этом каждый корпус выполнен с открытой со стороны палубы и одного из его бортов нишей, а мачта каждого понтонного корпуса выполнена поворотной в вертикальной плоскости, ориентирована перпендикулярно его продольной оси, расположена в соответствующей ей нише и соединена с соответствующим ей понтонным корпусом посредством горизонтальной оси с возможностью взаимодействия с указанными фиксаторами, при этом указанный мост выполнен из пустотелых траверс, сообщенных с полостями понтонных корпусов, а мачты выполнены с реями. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. ПАРУСНЫЙ КАТАМАРАН, содержащий соединенные между собой посредством моста понтонные корпусы с размещенными на них мачтами, верхние части которых соединены между собой поперечной связью, отличающийся тем, что каждый понтонный корпус снабжен фиксаторами, один из которых размещен на палубе, а другой на борту, причем упомянутая поперечная связь выполнена в виде тросов, запасованных на обводные ролики и двухбарабанную лебедку, расположенную на одном из корпусов, который выполнен с балластной цистерной для его заглубления, при этом каждый корпус выполнен с открытой со стороны палубы и одного из его бортов нишей, а мачта каждого понтонного корпуса выполнена поворотной в вертикальной плоскости, ориентирована перпендикулярно к его продольной оси, расположена в соответствующей ей нише и соединена с соответствующим ей понтонным корпусом посредством горизонтальной оси с возможностью взаимодействия с указанными фиксаторами, при этом указанный мост выполнен из пустотелых траверс, сообщенных с полостями понтонных корпусов, а мачты выполнены с реями. 2. Катамаран по п. 1, отличающийся тем, что половина реи одной из мачт выполнена складной посредством шарнира и снабжена фиксатором. 3. Катамаран по п. 1, отличающийся тем, что одна из траверс выполнена с трапом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к парусному судостроению, в частности к катамаранам, предназначенным для туризма и исследования водных акваторий в промышленных целях. Известен парусный катамаран, содержащий соединенные между собой посредством моста понтонные корпусы с размещенными на них мачтами, верхние части которых соединены между собой поперечной связью. Однако данный катамаран малоэффективен при его эксплуатации в штормовую погоду. Целью изобретения является повышение эффективности использования катамарана в штормовую погоду. Поставленная цель достигается тем, что каждый понтонный корпус снабжен фиксаторами, один из которых размещен на палубе, а другой на борту, причем упомянутая поперечная связь выполнена в виде тросов, запасованных на обводные ролики и двухбарабанную лебедку, расположенную на одному из корпусов, который выполнен с балластной цистерной для его заглубления, при этом каждый корпус выполнен с открытой со стороны палубы и одного из его бортов нишей, а мачта каждого понтонного корпуса выполнена поворотной в вертикальной плоскости, ориентирована перпендикулярно его продольной оси расположена в соответствующей ей нише и соединена с соответствующим ей понтонным корпусом посредством горизонтальной оси, с возможностью взаимодействия с указанными фиксаторами, при этом указанный мост выполнен из пустотелых траверс, сообщенных с полостями понтонных корпусов, а мачты выполнены с реями. Кроме того, половина реи одной из мачт выполнена складной посредством шарнира и снабжена фиксатором. Кроме того, одна из траверс выполнена с трапом. На фиг.1 показан боковой вид парусного катамарана с вырывом; на фиг.2 то же, вид сверху; на фиг.3 то же, вид спереди с вырывами; на фиг. 4 катамаран в полупогруженном состоянии; на фиг.5 сечение А-А на фиг.2. Парусный катамаран содержит левый 1 и правый 2 (по ходу движения) герметичные понтонные корпуса, в которых выполнены ниши 3, открытые с палуб и со стороны правых бортов корпусов. В нишах 3 на горизонтальных осях 4 установлены поворотные в вертикальной плоскости и перпендикулярно продольным осям корпусов соответственно мачты 5 и 6 (мачты могут быть телескопическими для возможности увеличения площади парусов) с реями 7 и 8, при этом половина реи 7 мачты 5 корпуса 1 установлена на шарнире 9, а мачта 5 имеет фиксатор 10 (например, в виде вилки с закладным болтом) для нее. Мачты 5 и 6 в ходовом положении скреплены с корпусами 1 и 2 фиксаторами 11 (аналогичными по конструкции фиксатору 10 мачты 5), жестко укрепленными на палубах соответствующих корпусов. Верхние концы мачт 5 и 6 соединены между собой поперечной связью в виде троса 12 и дополнительных тросов 13 и 14, перекинутыми через установленные на палубах корпусов обводные ролики 15 с двухбарабанной лебедкой 16, установленной в нише 3 корпуса 1. На правых бортах корпусов 1 и 2 жестко закреплены фиксаторы 17 для закрепления мачт 5 и 6 при их повороте лебедкой 16. На вершинах мачт 5 и 6 размещены сигнальные фонари 18. Мачты 5 и 6 оснащены основными парусами 19, но может быть установлен между ними и дополнительный парус 20 (см. фиг.3). Катамаран также может быть снабжен и рядом дополнительных мачт, установленных идентичным образом и имеющих парусное вооружение. Корпуса 1 и 2 соединены между собой мостом из пустотелых траверс 21 и 22, сообщающих между собой внутренние объемы этих корпусов. В полой траверсе 21 укреплен трап 23 и размещены технологические трубопроводы 24. Через траверсу 22 пропущены тросы управления рулями и другие необходимые технологические связи и линии. Корпуса 1 и 2 связаны также между собой мостом 25. Катамаран оборудован рулями 2, и кроме того дополнительным рулем 27, расположенным горизонтально при обычном движении катамарана. Корпуса имеют иллюминаторы 28 (в том числе и в носовых частях корпусов) и герметичные люки 29. В корпуса 1 и 2 установлено пассажирское оборудование (кресла и т.п.) и технологическое оборудование (ДВС с генератором, запас топлива, электромоторы, компрессор, баллоны для сжатого воздуха, рулевое управление, навигационные приборы и т.п. Кроме того, в корпусе 1 размещена балластная цистерна 30 (их может быть несколько раздельных и соответствующее вентильное оборудование. Корпуса 1 и 2 катамарана оборудованы несколькими гребными винтами 31 с приводами. Движение катамарана осуществляется за счет установки и использования парусов 19 и 20, а также при необходимости дополнительно за счет гребных винтов 31, что обуславливает повышение скорости и маневренности. Наличие гребных винтов 31 облегчает швартовку катамарана, а при отсутствии ветра обеспечивает его перемещение. Конструкция катамарана обеспечивает повышенную безопасность нахождения его на водной акватории при штормовой погоде. Такое положительное качество достигается за счет того, что одна половина катамарана, в частности корпус 1, затопляется в более спокойные воды акватории путем заполнения цистерны 30 забортной водой. Эксплуатация парусного катамарана при этом осуществляется следующим образом. При угрозе шторма паруса 19 и 20 убираются, мачты 5 и 6 освобождаются от фиксаторов 11, лебедкой 16 и тросами 14 и 13 (один тянет, другой поддерживает) переводятся в горизонтальное положение и крепятся к корпусам 1 и 2 фиксаторами 17. Половина реи 7 складывается к мачте 5 и закрепляется на ней фиксатором 10. (В рабочем положении половина реи 7 фиксируется с последней, например, стержнями). После этого люки 29 задраиваются, балластная цистерна 30 заполняется заборной водой и корпус 1 плавно опускается вниз. Катамаран принимает вертикальное положение и при необходимости продолжает движение за счет гребных винтов 31 даже при шторме. Направление движения осуществляется дополнительным рулем 27. Находясь в таком положении и имея меньшую площадь воздействия со стороны волн и ветра, катамаран находится в более выгодном положении по сравнению с другими судами подобного типа. По окончании шторма балластная цистерна 30 освобождается от воды за счет подачи в нее сжатого воздуха от компрессора, корпус 1 всплывает на поверхность водной акватории и принимает обычное положение. Мачты 5 и 6 освобождаются от фиксаторов 17. Одновременно половина реи 7 переводится в рабочее положение путем освобождения ее от фиксаторов 10 и установки стержней. Лебедкой 16 и тросами 13 и 14 мачты 5 и 6 устанавливаются в вертикальное положение и крепятся к корпусам 1 и 2 фиксаторами 11. При вертикальном положении катамарана перемещение людей между полостями корпусов 1 и 2 осуществляется в полой траверсе 21 по трапу 23.Класс B63B1/12 с жестким соединением корпусов
Класс B63H9/00 Движители, приводимые в действие ветром; их размещение
судно с регулируемой плитой на носовой части - патент 2526733 (27.08.2014) | |
парус -крыло - патент 2520211 (20.06.2014) | |
раздвижной складной парус - патент 2516904 (20.05.2014) | |
парусное вооружение гусакова (пвг) - патент 2501707 (20.12.2013) | |
винтовой движитель с центробежным усилителем - патент 2500570 (10.12.2013) | |
планетарный механизм парусной установки - патент 2481497 (10.05.2013) | |
система для осуществления автоматического управления полетом кайтов - патент 2448864 (27.04.2012) | |
складной парус-зонт - патент 2441801 (10.02.2012) | |
скоростное судно - патент 2436707 (20.12.2011) | |
яхта - патент 2426670 (20.08.2011) |
Класс B63B15/02 крепление мачт и прочих подобных конструкций
качающаяся мачта - патент 2381947 (20.02.2010) | |
парусное судно - патент 2265546 (10.12.2005) | |
парусное судно - патент 2171195 (27.07.2001) | |
способ обеспечения устойчивости мачты парусного судна и устройство для его осуществления - патент 2145291 (10.02.2000) |