Сущность изобретения: судовое грузовое устройство содержит опорную раму с катками, опирающимися на рельсы, уложенные на продольных комингсах грузовых трюмов. Кормовой поперечный комингс грузового трюма выполнен подъемно-поворотным, аналогично выполнен верхний пояс поперечной переборки. Устройство включает также винт (червяк), соединенный с двигателем его привода, червячное колесо, жестко связанное с опорной балкой, штангу, один конец которой закреплен шарнирно, например, на одной балке, а другой конец ее удерживает грузозахватный орган. Опорная балка и штанга связаны между собой силовым элементом, обеспечивающим их угловое относительное перемещение. 7 ил.
СУДОВОЕ ГРУЗОВОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее раму с катками, посредством которых она подвижно установлена на рельсах, закрепленных на продольных комингсах грузового трюма, а также опорную балку с приводом ее поворота, каретку и грузозахватный орган, отличающееся тем, что оно снабжено штангой, шарнирно закрепленной одним концом на каретке или опорной балке, и приводом относительного углового перемещения штанги, выполненным с силовым элементом, причем каретка установлена на раме с возможностью перемещения вдоль нее, а привод поворота опорной балки выполнен с установленным на каретке червячным редуктором, червячное колесо которого жестко связано с одним концом опорной балки, на втором конце которой установлен упомянутый силовой элемент, связанный с штангой, на втором конце которой закреплен грузозахватный орган.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению. Известно судовое грузовое устройство, содержащее раму с катками посредством которых она подвижно установлена на рельсах, закрепленных на продольных комингсах грузового трюма, а также опорную балку с приводом ее поворота, каретку и грузозахватный орган. Это устройство обеспечивает только подъем-опускание груза и его перенос вдоль трюма, не обеспечивая перемещение груза, в частности сыпучего по ширине трюма. Технический результат от использования изобретения заключается в обеспечении не только подъема-опускания и переноса груза вдоль трюма, но и поперек последнего. Указанный технический результат достигается тем, что судовое грузовое устройство, содержащее раму с катками посредством которых она подвижно установлена на рельсах закрепленных на продольных комингсах грузового трюма, а также опорную балку с приводом ее поворота, каретку и грузозахватный орган, снабжено штангой, шарнирно закрепленной одним своим концом на каретке или опорной балке, и приводом относительного углового перемещения штанги, выполненным с силовым элементом, причем каретка установлена на раме с возможностью перемещения вдоль нее, а привод поворота опорной балки выполнен с установленным на каретке червячным редуктором, червячное колесо которого жестко связано с одним концом опорной балки на втором конце которой установлен упомянутый силовой элемент, связанный с штангой, на втором конце которой закреплен грузозахватный орган. На фиг. 1 изображено судно с вырывом в крышке грузового трюма, вид сверху; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 вариант выполнения и применения грузового устройства; на фиг.5 вид на грузовое устройство с обрывом по опорной раме (фрагмент фиг. 3); на фиг. 6 вариант выполнения соединения опорной балки и штанги устройства; на фиг. 7 разрез В-В на фиг. 5. Грузовое устройство при работе размещается в трюме судна 1. На фиг. 1-3 показано применение грузового устройства для подачи сыпучего груза на судовой транспортер 2 через грузоприемное отверстие 3 дозатора 4. Судно 1 выполнено с двумя грузовыми трюмами, разделенными поперечной переборкой 5. Грузовое устройство включает в себя опорную раму 6 с катками 7, которые опираются на рельсы 8, закрепленные на продольных комингсах 9 грузовых трюмов. Рельсы 8 выполнены непрерывными на протяжении обоих трюмов и выведены за пределы грузового трюма в сторону, например кормы судна 1 (см. фиг. 1 и 2). Кормовой поперечный комингс 10 грузового трюма выполнен подъемно-поворотным; аналогично выполнен верхний пояс 11 поперечной переборки 5. Для перемещения рамы 6 по длине судна 1 предусмотрен привод. Рама 6 удерживает каретку, перемещающуюся по ширине судна 1 с помощью тяг 12. Несущая конструкция каретки образована из двух вертикальных стенок 13 и жестко связывающей их горизонтальной стенки 14. Вертикальные стенки 13 снабжены опорными роликами 15. Механизм грузового устройства также включает винт (червяк) 16, соединенный с двигателем 17 его привода, червячное колесо 18, жестко связанное с опорной балкой 19, штангу 20, у которой один конец закреплен шарнирно, а другой удерживает грузозахватный орган 21, например скребок. Опорная балка 19 и штанга 20 связаны между собой силовым элементом 22, обеспечивающим их угловое относительное перемещение. В качестве силового элемента 22 может быть использован, например, гидроцилиндр (фиг. 5) или тросовый привод (фиг. 4). Шарнирное крепление конца штанги 20 может быть выполнено в том или ином месте по длине опорной балки 19 (см. фиг. 5 и 6), а также за пределами опорной балки 19 на стенках 13 или 14. На фиг. 7 шарнирное крепление конца штанги 20 выполнено посредством вала 23, с которым она жестко соединена. На вал 23 шарнирно посажено червячное колесо 18, его положение по длине вала ограничивается шайбой 24, жестко закрепленной на валу 23. Судовое грузовое устройство используется следующим образом. Перед загрузкой саморазгружающегося судна 1, оборудованного транспортером 2, грузовое устройство приводится в нерабочее положение. Для этого каретка смещается к продольному комингсу 9, а опорная балка 19 с помощью двигателя 17, винта 16 и червячного колеса 18 устанавливается (поворачивается) в верхнем положении (см. фиг. 4). Затем к балке 19 гидроцилиндром 22 подтягивается (приближается) штанга 20 (см. положение штанги на фиг. 4). В таком состоянии на период погрузки судна 1 грузовое устройство размещается либо под люковой крышкой, либо выкатывается по рельсам 8 за пределы грузового трюма. Последнее выполняется следующим образом. Кормовой поперечный комингс 10 поворотом вокруг горизонтальной оси его шарнирного крепления укладывается на палубу судна 1 и через образовавшийся просвет по рельсам 8 из трюма выкатывается грузовое устройство. Затем комингс 10 приводится в вертикальное (рабочее) положение. После доставки сыпучего груза к месту разгрузки судна 1 приводится в действие судовой транспортер 2 и открываются грузоприемные отверстия 3. Часть груза поступает на транспортер 2 "самотеком". После образования у горки груза угла естественного скоса подача его на транспортер 2 обеспечивается грузовым устройством. При необходимости грузовое устройство с палубы судна 1 перемещается по рельсам 8 в трюм. С помощью червячной пары опорная балка 19 поворачивается в нужное (нижнее) положение; затем с помощью гидроцилиндра 22 создаются возвратно-поступательные движения штанги 20 вместе с грузозахватным органом 21. Одновременно в процессе подачи груза к транспортеру 2 выполняются перемещения каретки по ширине судна и опорной рамы 6 по длине трюма. Грузовое устройство может быть использовано для подачи груза к транспортеру 2 как со стороны правого, так и левого бортов. На фиг. 3 иллюстрируется подача груза на транспортер 2 со стороны левого борта за счет возвратно-поступательных перемещений штанги 20, обеспечиваемых гидроцилиндром 22. Для выполнения тех же операций на правой половине трюма устройство перемещается в положение, показанное на фиг. 3 штрих-пунктирной линией. Это осуществляется поворотом балки 19 и перемещением каретки. В процессе выгрузки судна может быть заменен грузозахватный орган, например, скребок (см. фиг. 3) заменен на щетку. Она может быть использована для зачистки трюма. Кроме того, может быть заменен силовой элемент, соединяющий балку 19 и штангу 20, например, смонтирован привод с использованием каната (см. фиг. 4). Операция по переналадке грузового устройства, а также осмотр и ремонт его выполняются на палубе судна 1 после извлечения из трюма.