обгонная муфта

Классы МПК:F16D41/07 между двумя цилиндрическими поверхностями
Патентообладатель(и):Нобуо Таката[JP]
Приоритеты:
подача заявки:
1992-07-20
публикация патента:

Использование: в машиностроении для передачи вращения в одном направлении. Сущность изобретения: муфта содержит внутреннее кольцо, имеющее внутреннюю беговую поверхность в виде однополостного гиперболоида вращения, наружное кольцо, имеющее наружную беговую поверхность в виде однополостного гиперболоида вращения. Между внутренним и наружным кольцами расположены ролики, центральные оси роликов являются наклонными, и поверхность каждого ролика находится в линейном контакте с внутренней и наружной беговыми поверхностями колец. Имеется включающее приспособление, перемещающее внутреннее кольцо или наружное кольцо в осевом направлении для изменения зазора между беговыми поверхностями. На внутреннем и наружном кольцах предусмотрены кольцевые выступы в виде фланцев для ограничения возможного осевого перемещения роликов. 5 з.п.ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

1. ОБГОННАЯ МУФТА, содержащая наружное и внутреннее кольца с выполненными на взаимообращенных поверхностях беговыми дорожками криволинейной формы, несколько промежуточных поворотных элементов в виде роликов, расположенных между кольцами равномерно по окружности под определенным углом, одно из колец выполнено с кольцевым выступом на торце для ограничения осевого перемещения роликов, отличающаяся тем, что она снабжена включающим устройством, поверхности беговых дорожек колец представляют собой однополостной гиперболоид вращения вокруг одной осевой линии, центральные оси роликов наклонены под определенным углом к сечению, в котором расположена ось внутреннего и наружного гиперболоидов, поверхности всех роликов находятся в линейном контакте с поверхностями беговых дорожек, включающее средство установлено с возможностью перемещения одного из колец в осевом направлении для уменьшения зазора между поверхностями беговых дорожек, второе кольцо также выполнено с кольцевым выступом на торце, противоположном торцу первого кольца, и оба кольцевых выступа обращены друг к другу.

2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что ролики выполнены цилиндрической формы.

3. Муфта по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что ролики выполнены с боковой поверхностью в виде однополостного гиперболоида вращения вокруг центральной оси.

4. Муфта по пп. 1 3, отличающаяся тем, что ролики установлены в два или более рядов в направлении центральной оси.

5. Муфта по пп. 1 4, отличающаяся тем, что она снабжена поворотной обоймой с элементами для передачи крутящего момента, установленной на одном торце наружного кольца в фиксированном осевом положении по отношению к внутреннему кольцу с охватом конца последнего посредством подшипника для обеспечения возможности свободного вращения обоймы относительно внутреннего кольца и взаимодействия с наружным кольцом посредством средства для передачи крутящего момента, включающее устройство установлено между обоймой и наружным кольцом для осевого перемещения наружного кольца в сторону уменьшения зазора между поверхностями беговых дорожек.

6. Муфта по пп.1 4, отличающаяся тем, что она снабжена поворотной обоймой с элементами для передачи крутящего момента, установленной на одном торце внутреннего кольца в фиксированном осевом положении по отношению к наружному кольцу с охватом конца последнего посредством подшипника для обеспечения возможности свободного вращения обоймы относительно наружного кольца и взаимодействия с внутренним кольцом посредством средства для передачи крутящего момента, включающее устройство установлено между обоймой и внутренним кольцом для осевого перемещения внутреннего кольца в сторону уменьшения зазора между поверхностями беговых дорожек.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обгонным муфтам для передачи вращения только в одном направлении.

Известна муфта свободного хода, которая содержит цилиндрические ролики, расположенные между беговыми дорожками внутреннего и наружного колец. Беговая дорожка наружного кольца выполнена в виде пилообразных кулачков. Другая конструкция муфты свободного хода имеет цилиндрические поверхности беговых дорожек внутреннего и наружного колец, но вместо цилиндрических роликов между внутренним и наружным кольцами расположены кулачкообразные сухари, которые при изменении направления вращения под действием усилия пружины приводятся во взаимодействие с поверхностями беговых дорожек. В описанных выше известных конструкциях муфт при изменении направления вращения связь внутреннего и наружного колец осуществляется путем взаимодействия роликов с кулачкообразными участками внутренней поверхности наружного кольца, которые являются некруглыми или неравномерными в радиальном направлении, а при обычном вращении (свободном вращении) ролики имеют возможность свободного скольжения между внутренним и наружным кольцами.

Однако, так как угол действия нормальной силы должен быть меньше угла трения, выполнение кулачка в пределах шага расположения заклинивающихся роликов может ограничивать высоту кулачка, отчего возникает опасность прохождения роликами кулачковых участков с повреждением муфты.

Для получения равномерного и достаточного усилия в муфте согласно известным конструкциям необходимо обеспечить состояние, когда имеющиеся ролики или сухари равномерно взаимодействуют с каждой из соответствующих кулачковым поверхностей. Ограниченная размерная точность элементов и ограниченная равномерность усилий пружин, поджимающих ролики в рабочее положение могут препятствовать получению в муфтах равномерных сил сцепления.

С другой стороны, для передачи муфтой усилия во время ее работы необходимо, чтобы поверхностные давления между всеми поверхностями и соответствующими роликами (или сухарями) были пропорциональными передаваемому крутящему моменту и стабильными в заданных пределах. Однако для этого все ролики должны участвовать в работе муфты одновременно, а силы заклинивания между всеми поверхностями и соответствующими роликами, должны равномерно увеличиваться или уменьшаться по мере увеличения или уменьшения передаваемого крутящего момента. Для поддержания допустимого поверхностного давления могут иметься многочисленные ограничения, например: по первоначальной (после изготовления) размерной точности каждого элемента, в особенности форме кулачка, получаемой путем механообработки; по первоначальной (после сборки) равномерности относительных размеров между роликами и поверхностями муфты, подлежащей поддержанию с помощью подшипников; и из-за деформацией внутреннего и наружного колец в результате действия контактного давления между контактной поверхностью кольца и роликом, а также из-за их износа.

При свободном вращении вал муфты свободно поддерживается двумя отдельными подшипниками, а ролики свободно скользят по кулачковым поверхностям. Такие ограничения в известных конструкциях муфт могут создавать критические ситуации с точки зрения износа поверхности беговой дорожки и ролика (сухаря).

Частично указанные выше проблемы решены в обгонной муфте, содержащей наружное и внутреннее кольца с выполненными на взаимообращенных поверхностях беговыми дорожками криволинейной формы, несколько промежуточных поворотных элементов в виде роликов, расположенных между кольцами равномерно по окружности под определенным углом, одно из колец выполнено с кольцевым выступом на торце для ограничения осевого перемещения роликов.

В такой конструкции ролики могут быть приведены в линейный контакт с внутренней беговой дорожкой или с наружной беговой дорожкой, но не с обеими этими беговыми дорожками одновременно, что приводит к неустойчивости вращения ролика, в результате чего получается чрезвычайно высокое поверхностное давление на той части ролика, которая не находится в линейном контакте.

В основу изобретения положена задача создать муфту, способную обеспечить свободное вращение в режиме свободного хода при использовании свойств подшипника с контактом качения, способную работать с высокой номинальной нагрузкой, имеющей увеличенный срок службы, способную обеспечить устойчивую работу в режиме муфты даже в условиях частых включений-выключений и позволяющую устранить необходимость использования дополнительных подшипников.

Задачей изобретения также является создание муфты, которая имеет дополнительно улучшенные характеристики в режиме свободного вращения.

Кроме того, задачей изобретения является создание муфт подшипникового типа с контактом качения, которые могут использоваться в системе входа-выхода и которые обеспечивают предотвращение осевого перемещения валов этой системы.

Достижение этих задач осуществляется следующим образом.

Обгонная муфта, содержащая наружное и внутреннее кольца с выполненными на взаимообращенных поверхностях беговыми дорожками криволинейной формы, несколько промежуточных поворотных элементов в виде роликов, расположенных между кольцами равномерно по окружности под определенным углом, одно из колец выполнено с кольцевым выступом на торце для ограничения осевого перемещения роликов, снабжена включающим устройством, поверхности беговых дорожек колец представляют собой однополостный гиперболоид вращения вокруг одной осевой линии, центральные оси роликов наклонены на определенный угол по отношению к сечению, в котором расположена ось внутреннего и наружного гиперболоидов, поверхности всех роликов находятся в линейном контакте с поверхностями беговых дорожек, включающее средство установлено с возможностью перемещения одного из колец в осевом направлении для уменьшения зазора между поверхностями беговых дорожек, второе кольцо также выполнено с кольцевым выступом на торце, противоположном торцу первого кольца, и оба кольцевых выступа обращены друг к другу.

Ролики могут быть выполнены цилиндрической формы. Ролики также могут быть выполнены с боковой поверхностью в виде однополостного гиперболоида вращения вокруг центральной оси.

Ролики установлены в два или более рядов в направлении центральной оси.

Муфта снабжена поворотной обоймой с элементами для передачи крутящего момента, установленной на одном торце наружного кольца в фиксированном осевом положении по отношению к внутреннему кольцу с охватом конца последнего посредством подшипника для обеспечения возможности свободного вращения обоймы относительно внутреннего кольца и взаимодействия с наружным кольцом посредством средства для передачи крутящего момента, включающее устройство установлено между обоймой и наружным кольцом для осевого перемещения наружного кольца в сторону уменьшения зазора между поверхностями беговых дорожек.

Поворотная обойма с элементами для передачи крутящего момента может быть установлена на торце внутреннего кольца в фиксированном осевом положении по отношению к наружному кольцу с охватом конца последнего посредством подшипника для обеспечения возможности свободного вращения обоймы относительно наружного кольца и взаимодействия с внутренним кольцом посредством средства для передачи крутящего момента, включающее устройство установлено между обоймой и внутренним кольцом для осевого перемещения внутреннего кольца в сторону уменьшения зазора между поверхностями беговых дорожек.

На фиг. 1 приведено изображение общего вида муфты с частичным разрезом; на фиг.2 расположение роликов и взаимодействующих с ними деталей; на фиг.3-5 этапы построения формы беговых поверхностей; на фиг.6 и 7 виды в разрезе других вариантов изобретения.

Обгонная муфта содержит внутреннее 1, наружное 2 кольца и установленные между ними ролики 3. Внутреннее кольцо 1 установлено на валу 4 с возможностью скольжения по шпонке 5. Наружное кольцо 2 расположено так, что его часть, обращенная к внутреннему кольцу 1, образует беговой зазор 6 (комбинацию беговых дорожек).

Как показано на фиг.2, между беговыми дорожками в зазоре 6 расположено несколько роликов 3, служащих промежуточными поворотными элементами, причем эти ролики наклонены к плоскости в которой расположена центральная ось (осевая линия) 7 внутреннего кольца 1, на угол обгонная муфта, патент № 2043549, равный, например, около 15о.

Внутреннее кольцо 1 поджимается к наружному кольцу 2 через взаимодействующие между собой плоскую пружину 8, кольцо-держатель 9 пружины и упорный подшипник 10, служащие включающим устройством в таком направлении, чтобы уменьшать зазор 6 между беговыми дорожками. На наружном кольце имеется кольцевой выступ 11. На торце внутреннего кольца 1, противоположном тому, где расположена пружина 8, имеется кольцевой выступ в виде фланца 12, осуществляющего ограничение перемещения роликов 3 в осевом направлении, стремящегося увеличить зазор 6 между беговыми дорожками. Ролики 3 расположены в сепараторе 13.

В такой конструкции при работе в режиме свободного хода (т.е. когда вал 4 и внутренне кольцо 1 вращаются по часовой стрелке, если смотреть справа на чертеже) происходит следующее.

Ролики 3 вращаются против часовой стрелки, направляемые внутренним кольцом 1, и направляются поверхностью беговой дорожки зафиксированного в осевом направлении наружного кольца 2 с целью перемещения внутреннего кольца 1 вправо против действия усилия плоской пружины 8, отчего увеличивается зазор 6 между беговыми дорожками. Взаимодействие элементов основано на принципе винтового перемещения, оно вызывает перемещение внутреннего кольца 1 вправо относительно неподвижного наружного кольца 2, отчего зазор 6 между беговыми дорожками увеличивается. В результате внутреннее кольцо 1 может свободно вращаться без заклинивания роликов 3 между беговыми дорожками. Фланец 12 как один из примеров выполнения кольцевого элемента, предназначенного для ограничения перемещения роликов с одной стороны, расположен на конце внутреннего кольца 1, чтобы предотвращать перемещение роликами 3 внутреннего кольца 1 слишком далеко вправо и их отход от внутреннего кольца 1 в направлении влево.

С другой стороны, при работе в режиме передачи вращения (режиме муфты), когда вал 4 вращается против часовой стрелки, если смотреть справа, действие элементов будет обратным по отношению к изложенному выше, т.е. будет таким.

Ролики 3 вращаются по часовой стрелке, чтобы перемещать внутреннее кольцо 1 влево. Усилие плоской пружины 8 перемещает внутреннее кольцо 1 влево относительно неподвижного наружного кольца 2, отчего зазор 6 между беговыми дорожками уменьшается. Такое действие приводит к фиксации роликов 3 между беговыми дорожками и их заклиниванию. В результате, когда вал 4 начинает вращаться в обратном направлении, происходит сцепление колец 1 и 2.

Если необходимо начать вращение вала 4 в режиме передачи вращения после того, как он некоторое время вращается в режиме свободного хода, начинается перемещение внутреннего кольца 1 вправо на чертеже, чтобы заставить ролики 3 войти в контакт с фланцем 12, который затем направляет вращение роликов 3. Следовательно, при обратном вращении, когда ролики 3 перемещают внутреннее кольцо 1 влево на чертеже с целью уменьшить зазор 6 между беговыми дорожками и достигнуть сцепления ролики 3 никогда не имеют возможности перемещения за правый торец внутреннего кольца 1. Однако, если имеют место частые циклы изменения направления вращения, вал 4 может быть реверсирован до того, как ролики 3 проходят в контакт с фланцем 12 на внутреннем кольце 1 во время обычного вращения. Следовательно, в каждый начальный момент обратного вращения положение роликов 3 относительно внутреннего кольца 1 может постепенно смещаться вправо, отчего может возникать проблема прохождения роликами 3 за пределы внутреннего кольца 1 вправо. Для того, чтобы избежать этого, т.е. для того, чтобы ограничить такое перемещение роликов 3, на внутреннем кольце 1 на стороне, противоположной фланцу 12, предусмотрен кольцевой выступ 14.

Звено, содержащее выступ 14, может быть вставлено в наружное кольцо 2, на правом торце последнего может быть выполнено как одно целое с этим наружным кольцом 2. Функцию этого звена может выполнять расположенная рядом идентичная муфта.

В варианте на фиг.1 внутреннее кольцо 1 установлено с возможностью скольжения в осевом направлении, однако вместо внутреннего кольца 1 подвижным может быть наружное кольцо 2.

Для дополнительного улучшения рабочих характеристик в режиме свободного хода муфты вместо подпружиненного кольца-держателя 9 может быть установлен упорный подшипник.

Согласно фиг.2, ролики 3 распределены по окружности внутреннего кольца 1 с наклоном к сечению, проходящему через ось 7 этого кольца, на угол обгонная муфта, патент № 2043549 и расположены в сепараторе 13, отделяющим ролики 3 друг от друга. Такая конструкция позволяет исключить соприкосновение роликов 3, вращающихся в одном и том же направлении друг с другом при их относительной тангенциальной скорости в противоположном направлении, в результате чего достигается плавное вращение каждого ролика 3 около его центральной оси и плавное вращение роликов 3 по окружности внутреннего кольца 1.

Ниже описаны формы внутренней 2а и наружной 1а беговых поверхностей, необходимые для создания линейного контакта роликов 3 с внутренним и наружным кольцами 1 и 2.

На фиг. 3 представлено перспективное изображение координат X-Y-Z, в которых ролик 3 расположен так, что его ось 15 проходит через ось Y на расстоянии F от начала координат О параллельно плоскости X-Z, с наклоном к плоскости X-Y на угол обгонная муфта, патент № 2043549. Ось Х совпадает с общей осью 7 колец 1 и 2. Сечение 16 ролика 3 показывает один из роликов в разрезе плоскостью, параллельной плоскости X-Z и проходящей через ось Х в произвольной точке Х. Точки Uс и U1с представляют собой соответственно точки пересечения с осью Х и плоскостью X-Z перпендикуляров, проведенных из центра Рс поперечного сечения к оси Х и плоскости X-Z. Линия 17, проходящая через начало координат О и точку U1c, есть проекция оси 15 ролика на плоскость X-Z, образующая с осью Х угол.

На фиг.3 следует

UcUc" xtgобгонная муфта, патент № 2043549 PcUc" F.

Отсюда, если обозначить символы Yc расстояние PcUc от оси 7 вращения колец (т.е. оси Х) до центра ролика 3, получаем:

Yc2 F2 + (xtg)2 соответственно,

Yc2/F2 x2F/tg обгонная муфта, патент № 2043549)2 1 (1)

Так как уравнение (1) является уравнением гиперболы, осевая линия ролика 3, т. е. центральная линия бегового зазора, образованного кольцами 1 и 2, является гиперболической относительно оси 7 вращения колец.

Фиг.4 поясняет, как кольца 1 и 2 соответственно приходят в контакт с роликом 3, расположенным согласно приведенному выше описанию.

Обозначим Q точку пересечения оси Х с плоскостью, проходящей через центр Рс ролика 3 под прямым углом к оси 15 ролика 3. Рассмотрим сферы Si и So (So на фиг. 4), имеющие один центр Q и являющиеся соответственно вписанной и описанной по отношению к ролику 3. При этом точки Pi и Роконтакта ролика 3 со сферами Si и So соответственно лежат на перпендикуляре QPc на расстоянии, равном радиусу r ролика 3, от точки Pc. Отсюда, если обозначить QPc как R, радиусы сфер Si и So равны соответственно (R-r) и (R+r).

Обозначим Ui и Uo точки пересечения плоскостей, проходящих через точки Pi и Ро и параллельных плоскостей Y-Z с осью Х (см. фиг.5); при этом PiUi и PoUo расстояния соответственно от точек Pi и Ро до оси Х, а расстояния OUi и OUo от начала координат O координаты соответственно точек Pi и Ро по оси Х. Отсюда, если обозначить OUi, OUo, PiUi и PoUoкак Xi,Xo, Yi и Yo, функции F(Xi, Yi) и F(Xo, Yo) представляют форму криволинейных поверхностей беговых дорожек внутреннего и наружного колец.

На фиг. 5 в увеличенном виде показаны соответствующие участки, необходимые для определения функции зависимости.

Так как QPc (равное R) образует прямой угол с центральной осью 15 ролика 3, а точки Uc1 есть пересечение перпендикуляра, проведенного из точки Рс к плоскости Х-Z, с плоскостью, то Uc1Q образует прямой угол с осью 17. Следовательно

обгонная муфта, патент № 2043549=(x/cosобгонная муфта, патент № 2043549)/cosобгонная муфта, патент № 2043549=x/cos2обгонная муфта, патент № 2043549

R2=F2+{(x/cos2обгонная муфта, патент № 2043549)sin обгонная муфта, патент № 2043549}2 F2+x2tg2обгонная муфта, патент № 2043549/cos2обгонная муфта, патент № 2043549

Отсюда, если обозначить <QPUc как обгонная муфта, патент № 2043549 так как обгонная муфта, патент № 2043549 QPcUc является прямоугольным треугольником, получаем:

cosобгонная муфта, патент № 2043549 обгонная муфта, патент № 2043549 обгонная муфта, патент № 2043549

sinобгонная муфта, патент № 2043549 обгонная муфта, патент № 2043549 обгонная муфта, патент № 2043549

С другой стороны, так как PcPi и PcPo равны r, а обгонная муфта, патент № 2043549 QRiUi и QPoUoподобны обгонная муфта, патент № 2043549 QPcUc

xi=x+rsinобгонная муфта, патент № 2043549=x+xrобгонная муфта, патент № 2043549

(2)

xo=x-rsinобгонная муфта, патент № 2043549=x-xrобгонная муфта, патент № 2043549

(3)

yi=yc-rcosобгонная муфта, патент № 2043549=обгонная муфта, патент № 20435491 обгонная муфта, патент № 2043549

(4)

yo=yc+rcosобгонная муфта, патент № 2043549=обгонная муфта, патент № 20435491 + обгонная муфта, патент № 2043549

(5)

Из приведенных выше уравнений вводят следующие выражения для F(Xi, Yi) и F(Xo, Yo):

yi обгонная муфта, патент № 2043549 x1

обгонная муфта, патент № 2043549 обгонная муфта, патент № 2043549 обгонная муфта, патент № 2043549 обгонная муфта, патент № 2043549 обгонная муфта, патент № 2043549 обгонная муфта, патент № 2043549 обгонная муфта, патент № 2043549 обгонная муфта, патент № 2043549 обгонная муфта, патент № 2043549

Эти уравнения говорят лишь о том, что беговые дорожки внутреннего и наружного колец имеют вид поверхности второго порядка. Получим отношения (Xi-X)/(Yi-Yc) и (Xo-X)/(Yo-Yc) из уравнений (2)-(5)

обгонная муфта, патент № 2043549 yo обгонная муфта, патент № 2043549 обгонная муфта, патент № 2043549

Т. к. зависимость Yc от Х является гиперболической согласно уравнению (1), а tg2/обгонная муфта, патент № 2043549 в приведенном уравнении является постоянным, зависимость Xi от Yi, а также Xo от Yo является гиперболической. В результате получаем, что внутренняя и наружная беговые поверхности представляют собой поверхности однополостных гиперболоидов вращения около общей центральной оси 7.

Например, если принять

Yi2/ai2 Xi2/bi2 1

Yo2/ao2 Xo2/bo2 1

и F 9, r 1,5, обгонная муфта, патент № 2043549= 15о, то для ai, bi, ao и bo получаем соответственно приблизительно значения 7,5; 30,1; 10,5; и 37, что и определяет внутреннюю и наружную беговые поверхности как поверхности однополостных гиперболоидов.

Описанное выше проводилось для случая, когда ролики 3 являются цилиндрическими. Поверхность качения роликов 3 может быть не цилиндрической, а имеющей форму стекла песочных часов или форму барабана, продольно-симметричную и полученную из однополостного гиперболоида вращения около центральной оси. В этом случае внутренняя и наружная беговые поверхности колец являются поверхностями однополостного гиперболоида вращения.

Во всех описанных выше вариантах конструкции ролик 3 представлял собой элемент в виде одной детали. Ролики могут быть расположены в несколько рядов в осевом направлении. Такая конструкция может улучшить рабочие характеристики муфты в режиме свободного хода. В частности, такого вида муфта позволяет уменьшить сопротивление качения, иметь увеличенный наклон и повысить приспосабливаемость при центрировании, а также может обеспечить высокую точность механообработки.

На фиг.6 и 7 представлены в разрезе другие варианты конструкции по изобретению, в которых используются цилиндрические ролики и которые могут использоваться в системе входа-выхода, осевая длина которой не может быть изменена во время работы муфты в отличие от описанных выше вариантов.

Зазор между внутренним кольцом 1 и наружным кольцом 2 является беговым зазором 6 для цилиндрических роликов 3, причем ролики удерживаются в этом зазоре 6 с помощью сепаратора 13.

Для передачи крутящего момента служит поворотная обойма в виде корпуса 18, являющегося входным-выходным поворотным элементом. Корпус 18 установлен со стороны одного торца наружного кольца 2 в фиксированном осевом положении относительно внутреннего кольца 1 и связан с ним с помощью упорного подшипника 19, чтобы имелась возможность свободного вращения внутреннего кольца 1 благодаря подшипнику 19 и возможность сцепления кольца 1 с наружным кольцом 2 через приспособление для передачи крутящего момента, состоящего из передающих крутящий момент пальца (или пальцев) 20 (фиг.6), эвольвентных шлицев 21 (фиг. 7) или шариковой направляющей, которые вращаются вместе с наружным кольцом 2. Между корпусом 18 и наружным кольцом 2 установлена винтовая или плоская пружина 8, служащая включающим приспособлением для наружного кольца 2.

При использовании варианта конструкции муфты, описанного выше и показанного на фиг. 6 или 7, когда внутреннее кольцо 1 и корпус 18 используются соответственно в качестве входного и выходного средств, или наоборот, представляется возможным устанавливать такую муфту в любых системах входа-выхода даже тогда, когда осевое перемещение системы не допускается.

На фиг. 6 и 7 показан вариант, в котором корпус тем или иным образом взаимодействует с наружным кольцом 2, но корпус или входной-выходной поворотный элемент может также взаимодействовать с внутренним кольцом 1 и передавать крутящий момент от внутреннего кольца 1.

Как говорилось выше, в муфте подшипникового типа с контактом качения по изобретению ролики 3 специально делаются наклонными к плоскости, в которой расположена общая ось 7 внутреннего и наружного колец 1 и 2, с тем, чтобы при свободном вращении муфты, так как при относительном свободном вращении и внутреннего и наружного колец, каждый ролик 3 вращается около своей оси с целью поддержания устойчивого линейного контакта с внутренней и наружной беговыми поверхностями, когда все ролики вместе совершают оборот около общей оси обоих колец. Поэтому достигается хорошее распределение нагрузки между роликами 3. В этом случае, если имеются размерные неточности у роликов 3 или изменения силы, ранее создававшейся плоской пружиной 8 в начале работы, ролики 3 могут сами изменить свой наклон, в результате чего они опять аналогичным образом воспринимают часть нагрузки, чем достигается автоматическое выравнивание распределения нагрузки. Следовательно, в муфтах по изобретению при обычной точности механообработки можно достигнуть расчетного распределения нагрузки, благодаря чему обеспечивается плавная работа муфты.

При работе в режиме свободного хода ролики 3 служат элементами качения в подшипнике, так как они совершают собственное и совместное вращение, а при работе в режиме муфты они служат заклинивающимися сухарями муфты под действием включающего приспособления и из-за эффекта самоцентрирования. Следовательно, если происходит деформация внутренней и наружной беговых поверхностей или износ роликов или беговых поверхностей, внутреннее кольцо 1, наружное кольцо 2 или ролики 3 могут перемещаться по оси, в результате чего эти изменения совершенно не воздействуют на работу муфты. Конструкция по изобретению позволяет устранить необходимость специально увеличивать толщину стенки внутреннего и наружного колец ввиду возможного неравномерного распределения контактного давления или принимать специальные меры против возможного износа, благодаря чему узел муфты получается легким и компактным.

Кроме этого, муфты такого типа имеют круглое сечение роликового узла как в обычных роликовых подшипниках, чем облегчается расчет допустимых поверхностных давлений путем использования уравнений и параметров, которые используются для обычных подшипников.

Согласно изобретению достигается следующее.

Используется такое характерное преимущество данной конструкции, как действие подшипника с контактом качения при работе в режиме свободного хода и сцепления самоцентрирующихся роликов при работе в режиме муфты, в результате чего можно ожидать равномерного распределения нагрузки без специальной точной механообработки или при изменении степени износа или других собственных свойств внешних сил или других внешних параметров, в результате чего получается муфта с расчетной нагрузкой, большим сроком службы и устойчивыми рабочими характеристиками благодаря плавному свободному вращению. Далее, так как сам узел муфты выполняет роль подшипника, отпадает необходимость в дополнительных подшипниках на валу. Кроме этого, наличие кольцевых выступов (фланцев), ограничивающих осевое перемещение промежуточных поворотных элементов, позволяет осуществлять повторяющиеся циклы свободного вращения и свободного вращения, а также свободного вращения и обратного вращения (в режиме муфты).

Узел промежуточных поворотных элементов роликов состоит из нескольких расположенных вдоль оси, звеньев чем усиливается характерная способность самоцентрироваться, что приводит к дополнительному улучшению рабочих характеристик в режиме свободного хода.

Дополнительная особенность состоит в том, что входной-выходной поворотный элемент (обойма) не перемещается в осевом направлении относительно внутреннего или наружного кольца, которые могут располагаться на входе или на выходе, т.е. согласно изобретению возможно приспосабливать муфту подшипникового типа с контактом качения для случая, когда система входа-выхода во время своей работы не допускает осевого перемещения узла муфты или самой этой системы.

Класс F16D41/07 между двумя цилиндрическими поверхностями

Наверх