способ тепловой диагностики механических редукторов
Классы МПК: | G01M13/02 испытание передаточных механизмов |
Патентообладатель(и): | Булгаков Виктор Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-11-17 публикация патента:
10.09.1995 |
Изобретение относится к эксплуатации транспортных средств, может быть использовано в машиностроении при создании встроенных систем диагностики станков и технологический линий и направлено на повышение достоверности и оперативности функционального диагностирования механических редукторов и их составных частей, а также на расширение диапазона диагностируемых режимов работы редукторов за счет автоматизации процесса диагностирования. Измеряют температуру на внешней поверхности редуктора во время его работы, а по измеренным значениям температуры судят о техничеком состоянии редуктора, при этом в процессе предварительных испытаний определяют триботехнические характеристики редуктора, которые используют для расчета теплового состояния технически исправного редуктора, а также для моделирования теплового состояния редуктора при возникновении различных неисправностей. Сравнивая текущее тепловое состояние редуктора с модельными тепловыми состояниями определяют техническое состояние редуктора. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЧЕСКИХ РЕДУКТОРОВ, заключающийся в том, что измеряют температуру на внешней поверхности редуктора с процессе его функционирования и температуру окружающей среды, а по измеренным значениям температуры судят о техническом состоянии редуктора, отличающийся тем, что в процессе предварительных испытаний редукторов данного типа определяют контрольные точки на поверхности редуктора, характеризующиеся максимальными значениями вариации температуры при изменении нагрузочно-скоростного режима работы редуктора, а также устанавливают значения триботехнических характеристик, характеризующих условия трения и теплопередачи в редукторе при различном его техническом состоянии, а в процессе диагностирования измеряют параметры нагрузочно-скоростного режима работы редуктора и температуру в контрольных точках, вычисляют текущие эталонные значения температуры в контрольных точках, соответствующие различному техническому состоянию редуктора, формируют вектор текущего состояния редуктора

где Tи вектор измеренных текущих значений температуры в контрольных точках;
Tн вектор текущих эталонных значений температуры нормально работающего редуктора, вычисленных по известным теплофизическим и триботехническим характеристикам редуктора;
Tо температура окружающей среды,
сравнивают вектор текущего состояния редуктора



где Tэj вектор текущих эталонных значений температуры в контрольных точках, соответствующий j-й неисправности редуктора, компоненты которого вычисляют по известным теплофизическим и триботехническим характеристикам редуктора,
и по результатам сравнения вектора


Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к эксплуатации транспортных средств, а также может быть использовано в машиностроении при создании встроенных систем диагностики станков и технологических линий. Известен способ тепловой диагностики механических редукторов трансмиссии автомобиля [1] заключающийся в том, что нагружают автомобиль, установленный на силовом стенде, измеряют температуру проверяемого редуктора с помощью прибора, состоящего из терморезистивного датчика и измерительного устройства, сравнивают измеренную температуру с нормативной и делают заключение о техническом состоянии редуктора. Данный способ позволяет оценивать техническое состояние редуктора в целом, однако не дает возможности оценивать техническое состояние его элементов. Кроме того, данный способ не позволяет осуществлять непрерывный контроль технического состояния редуктора в процессе его работы, так как диагностирование осуществляется на силовом стенде. Наиболее близким техническим решением является способ тепловой диагностики механических редукторов трансмиссии автомобиля [2] заключающийся в том, что экспериментально определяют зависимость температуры масла в картере редуктора от параметров нагрузочно-скоростного режима работы редуктора и от его технического состояния, а диагностирование осуществляют во время работы автомобиля на маршруте, измеряя параметры нагрузочно-скоростного режима редуктора, температуру окружающей среды и температуру масла в картере редуктора с помощью датчика, установленного на внешней поверхности картера. Техническое состояние редуктора определяют, сравнивая измеренную в установившемся тепловом и нагрузочно-скоростном режиме редуктора температуру масла в картере с нормативной температурой, соответствующей измеренному нагрузочно-скоростному режиму редуктора. Недостатком этого решения является то, что оно позволяет осуществлять только общую диагностику редуктора и не пригодно для диагностики составных частей редуктора. Кроме того, данный способ диагностирования механических редукторов обеспечивает приемлемую достоверность диагностирования только в установившемся тепловом и нагрузочно-скоростном режиме работы, что резко ограничивает возможность непрерывного контроля технического состояния редуктора. Изобретение направлено на повышение достоверности и оперативности функционального диагностирования механи- ческих редукторов и их составных частей, а также на расширение диапазона диагностируемых режимов работы редуктора и автоматизацию процесса диагностирования. Техническое решение поставленной задачи достигается тем, что в предлагаемом способе тепловой диагностики механических редукторов измеряют температуру на внешней поверхности редуктора в процессе его функционирования и температуру окружающей среды, а по измеренным значениям температуры судят о техническом состоянии редуктора, при этом в процессе предварительных испытаний редукторов данного типа определяют контрольные точки на поверхности редуктора, характеризующиеся максимальными значениями вариации температуры при изменении нагрузочно-скоростного режима работы редуктора, а также устанавливают значения триботехнических характеристик (коэффициентов трения в зубчатых зацеплениях, в подшипниках опор и коэффициентов распределения тепловых потоков), характеризующих условия трения и теплопередачи в редукторе при различном его техническом состоянии, а в процессе диагностирования измеряют параметры нагрузочно-скоростного режима работы редуктора и температуру в контрольных точках, вычисляют текущие эталонные значения температуры в контрольных точках, соответствующие различному техническому состоянию редуктора, формируют вектор текущего состояния редуктора

Тн вектор текущих эталонных значений температуры нормально работающего редуктора, вычисленных по известным теплофизическим и триботехническим характеристикам редуктора;
То температура окружающей среды, сравнивают вектор текущего состояния редуктора





































Класс G01M13/02 испытание передаточных механизмов