узел соединения деталей пространственных конструкций
Классы МПК: | F16B17/00 Соединение конструктивных элементов или деталей машин, у которых часть одного элемента входит в отверстие другого элемента F16B12/34 фигурными шлицами и шипами |
Патентообладатель(и): | Сухоручкин Валерий Петрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-03-26 публикация патента:
20.09.1995 |
Использование: изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве мебели, сборно-разборочных стеллажей, строительных конструкций. Сущность изобретения: узел соединения деталей пространственных конструкций содержит стойку с двумя взаимно перпендикулярными сквозными пазами, установленные в пазы опорные детали, соединенные между собой паз в паз, а также фиксирующие детали, расположенные параллельно опорным деталям и соединенные с ними паз в паз. Пазы на стойке могут быть выполнены как на торце, так и в теле стойки. При этом в последнем случае длина по крайней мере одного из них больше суммарной ширины двух опорных деталей. Сборка изделий на основе данного соединительного узла не требует специальных навыков и осуществляется без применения какого-либо инструмента. При этом обеспечивается надежная фиксация деталей конструкции без использования каких-либо крепежных элементов. 3 з. п. ф-лы, 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Формула изобретения
1. УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ, содержащий стойку с двумя пересекающимися под прямым углом пазами, в которых размещены две опорные детали, соединенные между собой паз в паз, отличающийся тем, что он снабжен двумя фиксирующими деталями, взаимодействующими своими боковыми поверхностями с наружными боковыми поверхностями стойки, пазы которой выполнены сквозными, причем опорные и фиксирующие детали попарно параллельны и соединены одна с другой паз в паз. 2. Узел по п.1, отличающийся тем, что сквозные пазы выполнены в торце стойки. 3. Узел по п. 1, отличающийся тем, что сквозные пазы выполнены в теле стойки, при этом длина по крайней мере одного из них больше суммарной ширины двух опорных деталей. 4. Узел по п.1, отличающийся тем, что один из сквозных пазов выполнен в теле стойки, а другой в торце стойки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в производстве мебели, сборно-разборных стеллажей, строительных конструкций. Известен узел соединения пространственных конструкций, содержащий стойку с двумя пересекающимися под прямым углом пазами, в которых размещены две опорные детали, соединенные между собой паз в паз. Известное соединение требует сложной обработки, очень точного выполнения пазов и сопрягаемых с ними законцовок соединяемых деталей. Целью изобретения является упрощение технологии изготовления и сборки конструкции. Это достигается тем, что заявляемый узел снабжен двумя фиксирующими деталями, взаимодействующими своими боковыми поверхностями с наружными боковыми поверхностями стойки, пазы которой выполнены сквозными, причем опорные и фиксирующие детали попарно параллельны и соединены друг с другом паз в паз. Кроме того, в предложенном узле соединения сквозные пазы могут быть выполнены в торце стойки либо в теле стойки, при этом длина по крайней мере одного из них больше суммарной ширины двух опорных деталей, либо один из сквозных пазов выполняется в теле стойки, а другой в торце стойки. На фиг. 1 представлен узел соединения в сборе (вариант, в котором сквозные пазы выполнены в торце стойки), общий вид; на фиг. 2 узел соединения фиг. 1, план; на фиг. 3 узел соединения в сборе (вариант, в котором сквозные пазы выполнены в теле стойки), общий вид; на фиг. 4 узел соединения фиг. 3, план; на фиг. 5 узел соединения (вариант, в котором один из сквозных пазов выполнен в теле стойки, а другой в торце стойки), общий вид; на фиг. 6 узел соединения фиг. 5, план; на фиг. 7 узел соединения (вариант, в котором фиксирующие детали соединены между собой паз в паз), общий вид; на фиг. 8 узел соединения фиг. 7, план. Узел соединения состоит из опорных деталей 1 и 2, соединенных между собой паз в паз, и фиксирующих их деталей 3 и 4, а также стойки 5 со сквозными взаимно перпендикулярными пазами 6, 7. Последние могут быть выполнены как на торце стойки 5, так и в теле стойки. В этом случае длина по крайней мере одного из пазов больше суммарной ширины двух опорных деталей. Фиксирующие детали 3 и 4 взаимодействуют своими боковыми поверхностями с боковыми поверхностями стойки и соединяются с опорными деталями соединением паз в паз. Сборка пространственных конструкций, например мебели, с использованием данного соединительного узла осуществляется следующим образом. В паз 6 стойки 5 устанавливается опорная деталь 2, выполненный на ней паз должен быть обращен кверху. Затем в паз 7 стойки 5 устанавливается вторая опорная деталь 1 так, чтобы паз, выполненный на этой детали, совместился с пазом опорной детали 2. После чего устанавливают фиксирующие детали 3 и 4, которые соединяют с опорными деталями 1 и 2 соответственно соединением паз в паз. При этом каждая из фиксирующих деталей своей боковой поверхностью должна взаимодействовать с наружной боковой поверхностью стойки. Фиксирующие детали могут соединяться между собой также соединением паз в паз. Сборка изделий на основе данного соединительного узла не требует специальных навыков и осуществляется без применения какого-либо инструмента. Введение дополнительно фиксирующих деталей 3 и 4, прилегающих к боковым поверхностям стойки, повышает жесткость узла соединения. Внутренние боковые поверхности фиксирующих деталей образуют уступы, в которые при изготовлении мебели вкладываются полки, столешницы и матрацы, опирающиеся на опорные детали. При этом обеспечивается удобная и надежная фиксация указанных деталей мебели без использования каких-либо крепежных элементов. Использование в узле соединения единого решения для соединения всех пяти деталей, а именно соединения паз в паз, значительно упрощает технологию изготовления мебели, так как все детали выполняют по единой технологии, используя при этом сверлильно-пазовальный станок.Класс F16B17/00 Соединение конструктивных элементов или деталей машин, у которых часть одного элемента входит в отверстие другого элемента