подшипник скольжения и способ его сборки
Классы МПК: | F16C9/02 подшипники коленчатых валов (коренные) |
Патентообладатель(и): | Изосимов М.Е. |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-01-23 публикация патента:
20.09.1995 |
Использование: в подшипниках скольжения. Технический результат: упрощение конструкции и технологии конструкции и технологии ремонта. Сущность изобретения: подшипник скольжения содержит разрезную пружиняющую втулку, вкладыш и элементы крепления втулки. Втулка крепится на валу, а вкладыш в шатуне. При одном варианте разрез втулки выполнен под острым углом к оси вала и элементы крепления выполнены в виде винтов. При другом варианте разрез втулки выполнен в виде ластичкина хвоста и элементы крепления выполнены в виде усиков на втулке и пазов на валу. Втулку установливают на вал и крепят соответствующими элементами, а вкладыш в шатун. При вращении истираются втулка и вкладыш. 2 с. и 9 з. п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Подшипник скольжения, содержащий вкладыш, установленный на валу и охватывающий вал, втулку, укрепленную на валу, и элементы крепления втулки, отличающийся тем, что втулка выполнена пружинящей и разрезной. 2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что втулка выполнена согнутой по форме посадочного места. 3. Подшипник по пп.1 и 2, отличающийся тем, что разрез втулки выполнен под острым углом к оси вала. 4. Подшипник по пп.1 и 2, отличающийся тем, что разрез втулки выполнен в виде ласточкина хвоста. 5. Подшипник по пп.1 4, отличающийся тем, что элементы крепления выполнены в виде усиков, выполненных на втулке, а на валу выполнены соответственно усикам пазы. 6. Подшипник по пп.1 4, отличающийся тем, что элементы крепления втулки выполнены в виде винтов, отверстий втулки и резьбовых отверстий, выполненных на валу. 7. Подшипник по п.6, отличающийся тем, что винты выполнены с центральным отверстием, соответствующим отверстиям для подвода масла в подшипник. 8. Способ сборки подшипника скольжения, заключающийся в установке вкладыша и втулки в посадочные места и креплении их элементами крепления с последующей сборкой подшипникового узла, отличающийся тем, что установку втулки производят в посадочные места после ее разгибания. 9. Способ по п.8, отличающийся тем, что после разгибания втулки усики втулки совмещают с пазами на валу. 10. Способ по п.8, отличающийся тем, что после разгибания втулки совмещают элементы ласточкина хвоста. 11. Способ по п. 8, отличающийся тем, что винты пропускают через отверстия втулки и устанавливают в резьбовые отверстия вала.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к подшипникам скольжения. Наиболее близким к изобретению является подшипник скольжения, содержащий вкладыш, установленный на валу и охватывающий его, втулку, укрепленную на валу, и элементы крепления втулки, а также способ сборки подшипника скольжения, заключающийся в установке вкладыша и втулки в посадочные места и креплении их элементами крепления с последующей сборкой подшипникового узла. Недостатками известных подшипника и способа его сборки являются сложность конструкции и технологии ремонта. Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции и технологии ремонта. Это достигается за счет того, что в подшипнике скольжения, содержащем вкладыш, установленный на валу и охватывающий его, втулку, укрепленную на валу, и элементы крепления втулки, втулка выполнена пружинящей и разрезной, а также за счет того, что при выполнении способа сборки подшипника скольжения, заключающегося в установке вкладыша и втулки в посадочные места и креплении их элементами крепления с последующей сборкой подшипникового узла, установку втулки производят в посадочные места после ее разгибания. Втулка выполнена согнутой по форме посадочного места. Разрез втулки выполнен под острым углом к оси вала или в виде ласточкина хвоста. Элементы крепления выполнены в виде усиков, выполненных на втулке, а на валу выполнены соответствующие усикам пазы. Элементы крепления втулки выполнены в виде винтов, отверстий втулки и резьбовых отверстий, выполненных на валу. Винты выполнены с центральным отверстием, соответствующим отверстиям для подвода масла в подшипники. После разгибания втулки усики втулки совмещаются с пазами на валу. После разгибания втулки совмещают элементы ласточкина хвоста. Винты пропускают через отверстия втулки и устанавливают в резьбовые отверстия вала. На фиг. 1 изображен подшипниковый узел; на фиг. 2 один вариант крепления втулки; на фиг. 3 элемент крепления втулки; на фиг. 4 другой вариант крепления втулки. Подшипник скольжения содержит втулку 1, в одном из вариантов выполненную разрезной и пружинящей с разрезом 2 в виде ласточкина хвоста, или втулку 3, в другом варианте выполненную разрезной и пружинящей с разрезом 4 под острым углом к оси. Подшипник содержит вкладыш из двух половин 5. Втулка 1 (или 3) устанавливается на вал 6, а половины 5 вкладыша в головку 7 и крышку 8 шатуна. При выполнении втулки 3 с косым разрезом 4 она крепится винтами 9, имеющими центральное отверстие 10 и устанавливаемыми в отверстия 11 для подвода масла вала 6. При выполнении втулки 1 с разрезом в виде ласточкина хвоста она крепится при посредстве усиков 12 на ней и пазов (не показаны) на валу 6. Подшипник собирают так. Сначала на вал устанавливают втулку 1 (или 3) и крепят соответствующими элементами крепления, затем в головку 7 и крышку 8 шатуна устанавливают половины 5 вкладыша. После этого устанавливают головку и крышку на втулку и скрепляют между собой. Подшипник коленчатого вала и шатуна работает следующим образом: при вращении вала 6 втулка 1 (фиг. 3), установленная неподвижно и жестко на валу 6, перемещается по половинам вкладыша 5, установленным жестко в крышке 8 и головке 7 шатуна. При износе втулок или вкладышей их заменяют новым комплектом. При этом вал 6 нет необходимости обрабатывать. При изготовлении коленчатого вала 6 нет необходимости коренные и шатунные шейки закалять токами высокой частоты, так как они не изнашиваются. Выполнение подшипников скольжения в виде втулки и вкладыша упрощает конструкцию подшипникового узла, упрощается их технология выполнения, монтажа и демонтажа. Выполнение подшипника скольжения из двух трущихся друг о друга деталей позволяет подобрать наиболее оптимальную пару трения с тем, чтобы достичь наименьшего износа и упрощения устройства. Выполнение косого стыка уменьшает стук в подшипнике и уменьшает его износ, выполнение втулки со стыком в виде ласточкина хвоста упрощает конструкцию, а выполнение усиков и пазов на шейке вала упрощает крепление.Класс F16C9/02 подшипники коленчатых валов (коренные)