устройство для экстренного освобождения от автомобильного ремня безопасности
Классы МПК:
B60R22/32 устройства для разъединения в случае аварии, например при повреждении транспортного средства
Автор(ы):
Алексеев Виктор Николаевич, Гумен Валерий Федорович
Патентообладатель(и):
Алексеев Виктор Николаевич, Гумен Валерий Федорович
Приоритеты:
подача заявки: 1993-07-27
публикация патента: 27.09.1995
Использование: относится к устройствам пассивной безопасности, а именно к конструкции статических диагонально-поясных ремней безопасности, устанавливаемых, например, в автомобилях для защиты водителей и пассажиров от последствий дорожно-транспортных происшествий. Сущность изобретения: режущий элемент 7 выполнен электропроводным и подключен к автономному блоку питания через нормально разомкнутый контакт работающего с задержкой времени реле датчика натяжения ремня. 2 з. п. ф-лы, 3 ил.
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСТРЕННОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АВТОМОБИЛЬНОГО РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ, содержащее датчик натяжения ремня и режущий элемент, отличающееся тем, что выполненный из электропроводного материала режущий элемент расположен с возможностью плотного прилегания к плоскости лямки ремня и соединен через нормально разомкнутый контакт с реле датчика натяжения ремня, работающим с задержкой времени срабатывания. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что режущий элемент выполнен в виде пружинной скобы. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что датчик натяжения снабжен нормально разомкнутым контактом кнопки ручного управления, включенным параллельно контакту реле датчика натяжения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности, а именно к конструкции статических диагонально-поясных ремней безопасности, устанавливаемых, например, в автомобилях для защиты водителей и пассажиров от последствий дорожно-транспортных происшествий. Ста- тистика показывает, что пристегнутый ремень спасает жизнь его пользователю в 85% эпизодов дорожно-транспортных происшествий. В то же время в 6% этих эпизодов пользователи погибают из-за несвоевременного освобождения от ремня безопасности. Известны устройства для экстренного размыкания ремня безопасности, в которых используется автоматическое воздействие на размыкающую кнопку при повышении окружающей температуры (патент ЕПВ N 0267893), в том числе с помощью пиропатрона, срабатывающего по сигналу датчика (патент ЕПВ N 0359091). При этом для создания устройств воздействия на отключающую кнопку используются датчики, реагирующие на остановку двигателя, фиксируемую через наличие или отсутствие давления масла в моторе (патент ФРГ N 3729970), а также датчики, использующие другие физические параметры автомобиля (патент ФРГ N 3633982, патент ЕПВ N 0032773, патент США N 4600164, патент Франции N 2567822, патент США N 4461493). Однако указанные устройства не срабатывают при механических деформациях, возникающих в замковых устройствах (фиксаторах) ремней безопасности при дорожно-транспортных происшествиях. В этих условиях могут быть использованы устройства для разрезания ремня безопасности блокированного автомобиля (патент Франции N 2647069, патент РСТ N 88/07948, патент Франции N 2605568, патент ФРГ N 3619650, патент ФРГ N 3443205, патент ФРГ N 3413024, патент ЕПВ N 0116031). Указанные устройства требуют для своего использования участие в процессе разрезания субъекта, стороннего или пристегнутого ремнем. Пользование этими устройствами предполагает наличие определенного навыка в применении устройств или выполнения некоторой последовательности действий для освобождения от ремня. В экстремальных условиях дорожно-транспортного происшествия субъект, как правило, оказывается неработоспособным звеном автоматической системы экстренного размыкания ремня, а стороннего субъекта может и не оказаться, что приводит к неэффективности устройства. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для автоматического отрезания ремня безопасности (патент ЕПВ N 0267893), которое разрезает ремень через определенный период времени после натяжения ремня с определенным усилием. Однако это устройство недостаточно надежно. Цель изобретения повышение надежности его в работе. Это достигается тем, что режущий элемент выполняется из электропроводного материала и располагается плотно прилегающим к плоскости лямки ремня. Электропроводный элемент подключен через нормально разомкнутый контакт работающего с задержкой времени реле датчика натяжения ремня. Параллельно контакту реле датчика натяжения включен нормально разомкнутый контакт кнопки ручного управления. Электропроводный элемент выполнен в виде пружинной скобы. Предлагаемая совокупность элементов и связей позволяет достичь поставленную цель изобретения за счет дублирования режущего элемента и использования автономного блока питания. При изучении известных технических решений в данной области техники совокупность признаков, отличающих предлагаемый объект, не была выявлена. Данное решение существенно отличается от известных. Поскольку предлагаемое техническое решение отличается от известных, то оно явным образом не следует из уровня техники и соответственно имеет изобретательский уровень. Так как предлагаемое решение может быть реализовано на современных компонентах и материалах, то оно является промышленно применимым. На фиг. 1 представлена распространенная конструкция ремня безопасности с указанием места расположения режущего элемента предлагаемого устройства; на фиг. 2 способ крепления режущего элемента к лямке ремня безопасности; на фиг. 3 представлена электрическая схема устройства. Лямки 1 ремня безопасности (фиг. 1) узлами 2 и 3 крепятся к корпусу автомобиля соответственно в верхней и нижней его частях. В нижней части корпуса автомобиля укреплено гнездо 4 фиксатора, с которым взаимодействует язычок 5 фиксатора. Лямка 1 ремня, закрепленная в нижней части корпуса автомобиля, снабжена чулком 6 для предохранения ее в процессе эксплуатации от перетирания. Вблизи узлов 2 и 3 рядом со швами присточки укреплены режущие элементы 7. Они выполняются из электропроводного материала в виде пружинной скобы, которая плотно прилегает к плоскости лямки 1 ремня (фиг. 2). Элемент 7 в верхней части ремня защищается чулком 8, который крепится к лямке. Элемент 7 с помощью проводов 9 включается в электрическую схему устройства (фиг. 3). В схеме предусмотрен блок 10 питания, последовательно соединенный с элементом 7 через нормально разомкнутый контакт 11 реле 12 с задержкой времени срабатывания, которое входит в состав датчика 13 величины натяжения ремня безопасности. В датчике 13 предусмотрено ручное устройство 14 возврата его в исходное состояние после срабатывания. Датчик визуально контролируется посредством сигнальной лампы 15. В схеме имеется кнопка 16 ручного управления, нормально разомкнутый контакт которой включен параллельно контакту 11. Устройство работает следующим образом. В аварийной ситуации, когда натяжение ремня превышает определенное усилие, с задержкой времени включается реле 12 датчика 13. Одновременно загорается сигнальная лампа 15. Через промежуток времени, определяемый задержкой, контакт 11 замыкает цепь и через элемент 7 течет ток, раскаляющий его. В результате элемент 7 перерезает (пережигает) лямку 1 ремня безопасности. Если натяжение ремня превысило допустимое значение в контролируемой ситуации, то водитель ручным устройством 14 возвращает датчик 13 в исходное состояние, в результате чего обесточивается реле 12, а контакт 11 не успевает замкнуть цепь. В устройстве предусмотрена также возможность подачи тока в элемент 7 вручную нажатием кнопки 16. Для повышения надежности в работе устройства используется два режущих элемента 7, а также автономное питание устройства в виде блока 10. Если автомобиль снабжен диагностическим компьютером, то включение реле 12 производится по его команде. Предлагаемое устройство прошло испытания и показало надежную работу.