состав для удаления лакокрасочного покрытия
Классы МПК: | C09D9/04 с поверхностно-активными агентами |
Автор(ы): | Михайлов В.Н., Антропова О.В., Николаев В.Р. |
Патентообладатель(и): | Чебоксарское производственное объединение "Химпром" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-02-01 публикация патента:
10.10.1995 |
Использование: для удаления лакокрасочного покрытия на основе глифталевой смолы. Сущность изобретения: состав содержит, мас. бутиловый спирт 2,5-11; парафин 0,5-1; толуол 9-17; м-ксилол 1-6; уксусная кислота 4-11; диоксан-1,4 0,2-1,0; триэтаноламин 0,2-0,5; уротропин 0,5-1,5; метиленхлорид до 100. 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
СОСТАВ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ на основе глифталевой смолы, включающий бутиловый спирт, парафин и метиленхлорид, отличающийся тем, что он дополнительно содержит толуол, м-ксилол, уксусную кислоту, диоксан-1,4, триэтаноламин и уротропин при следующем соотношении компонентов, мас. Бутиловый спирт 2,5 11Парафин 0,5 1
Толуол 9 17
М-ксилол 1 6
Уксусная кислота 4 11
Диоксан-1,4 0,2 1,0
Триэтаноламин 0,2 0,5
Уротропин 0,5 1,5
Метиленхлорид До 100
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к составам для удаления лакокрасочных электроизоляционных покрытий и может быть применено при ремонте электродвигателей. При ремонте электродвигателей (демонтаже старой обмотки) для извлечения обмотки ее лобовую часть предварительно вырезают на фрезерном станке, затем статор двигателя выдерживают в течение 4 ч в электропечи при 350-400оС для выжига лакового покрова обмотки. Затем с горячего двигателя извлекают обмотку. Однако, при такой обработке электродвигателей происходит ухудшение характеристик электродвигателя из-за выгорания изоляционного слоя пакета стали, кроме того, невозможен выжиг обмотки якоря двигателя постоянного тока с двойной (пластмассовой) изоляцией, сложен ремонт электродвигателей в алюминиевом корпусе из-за расплавления и коробления. Известен состав для удаления лакокрасочных покрытий, включающий изобутиловый спирт, парафин, эфир целлюлозы, триэтаноламиновую составляющую и метиленхлорид. Этот состав хорошо удаляет лакокрасочное покрытие на основе меламиноформальдегидной смолы с легко доступной поверхности, однако не проникает в обмотку статора электродвигателей и не вызывает размягчения электроизоляционного лака ГФ95 (ГОСТ 8018-70, раствор глифталевой смолы, модифицированный высыхающим или смесью высыхающего с полувысыхающим растительным маслом и канифолью, в органических растворителях, с добавкой меламиноформальдегидной смолы), кроме того, состав обладает высокими пожароопасными характеристиками. Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение эффективности проникновения состава в обмотку статора электродвигателя и размягчения электроизоляционного лака ГФ95, снижение пожароопасных характеристик состава. Поставленная задача решается за счет того, что состав для удаления лакокрасочных покрытий на основе глифталевой смолы, включающий бутиловый спирт, парафин и метиленхлорид, дополнительно содержит толуол, м-ксилол, уксусную кислоту, диоксан-1,4, триэтаноламин и уротропин при следующем соотношении компонентов, Бутиловый спирт 2,5-11 Парафин 0,5-1 Толуол 9-17 м-Ксилол 1-6 Уксусная кислота 4-11 Диоксан-1,4 0,2-1,0 Триэтаноламин 0,2-0,5 Уротропин 0,5-1,5 Метиленхлорид До 100Введение в раствор новых растворителей способствует повышению эффективности проникновения раствора в обмотку электродвигателя, а уксусная кислота способствует разрыхлению электроизоляционного лака. Для получения состава в реактор, снабженный мешалкой, заливают расчетное количество компонентов. Варианты известного и предлагаемых составов представлены в табл. 1. Эксплуатационные характеристики полученных составов приведены в табл. 2. Качество состава определяли опытным погружением промышленных электродвигателей в раствор, выдержкой в этом растворе и последующим съемом статора электродвигателя. Сравнительные пожароопасные характеристики составов (варианты 3, 4, 5) и известного (прототип) представлены в табл. 3.
Класс C09D9/04 с поверхностно-активными агентами