контейнер для хранения и транспортирования сыпучих, консистентных и жидких продуктов
Классы МПК: | B65D8/00 Тара, имеющая в поперечном сечении криволинейный контур, корпус которой выполнен путем соединения двух и более жестких или полужестких составных частей, изготовленных целиком или в основном из металла, пластмассы, древесины или ее заменителей B65D21/00 Тара, вставляемая одна в другую, устанавливаемая в штабели или присоединяемая; тара с изменяемой емкостью |
Автор(ы): | Черноземов Анатолий Андреевич, Ярославцев Юрий Иванович, Щепелев Владимир Кузьмич |
Патентообладатель(и): | Черноземов Анатолий Андреевич, Ярославцев Юрий Иванович, Щепелев Владимир Кузьмич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-03-15 публикация патента:
20.10.1995 |
Использование: изобретение относится к таре для транспортирования и хранения сыпучих, консистентных и жидких продуктов и может быть использовано в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства и в бытовых условиях. Сущность изобретения: контейнер содержит цилиндрический корпус, включающий обечайку, верх с горловиной, глухое днище, крышку горловины и опорно-ориентирующие кольца, торцы которых образованы чередующимися выступающими и заниженными участками, сопряженными между собой наклонными поверхностями. Поверхности обоих торцов каждого кольца выполнены эквидистантными. Опорно-ориентирующие элементы связаны с корпусом посредством стоек, закрепленных по периметру днища и верха, направленных наружу вдоль оси корпуса. 2 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ СЫПУЧИХ, КОНСИСТЕНТНЫХ И ЖИДКИХ ПРОДУКТОВ, содержащий цилиндрический корпус с глухим днищем и верхом, имеющим горловину и крышку, ручки и опорно-ориентирующие элементы кольцевой формы, отличающийся тем, что контейнер снабжен стойками, закрепленными по периметрам верха и днища корпуса и направленными наружу вдоль оси контейнера, опорно-ориентирующие элементы выполнены в виде отделенных от корпуса колец, торцы которых образованы чередующимися выступающими и заниженными участками, сопряженными между собой наклонными поверхностями, причем поверхности обоих торцов каждого кольца выполнены эквидистантными одна другой, заниженные участки одного опорно-ориентирующего элемента неподвижно связаны со стойками днища так, что наружные поверхности указанных участков расположены ниже днища, а заниженные участки другого опорно-ориентирующего элемента неподвижно связаны со стойками верха так, что их наружные поверхности расположены на уровне или выше выступающих частей верха, при этом длина заниженных участков колец равна длине их выступающих участков или превышает ее. 2. Контейнер по п. 1, отличающийся тем, что внешний диаметр каждого кольца выполнен равным или меньше диаметра цилиндрической части корпуса. 3. Контейнер по п. 1, отличающийся тем, что поверхности колец над промежутками между стойками выполнены ребристыми.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к таре для транспортирования и хранения сыпучих, консистентных и жидких продуктов и может быть использовано в пищевой, фармацевтической, химической и других отраслях промышленности, а также в сельском хозяйстве. Известен контейнер для транспортирования концентратов цветных металлов, состоящий из цилиндрического корпуса, крышки с уплотнительным кольцом, ручки и винтового запорного устройства, причем ручка выполнена с поперечной планкой, в центре которой расположен винт запорного устройства (авт.свид. СССР N 572402, В 65 D 45/00, 1975). К недостаткам контейнера можно отнести сложность его конструкции и невозможность установки в штабель. Известен также контейнер для транспортировки пищевых, химических и других продуктов, состоящий из цилиндрического корпуса с глухим днищем и верхом, ограниченным горловиной, и крышки, закрепляемой на горловине при посредством байонетных пазов, взаимодействующих с бобышками, приваренными к стенкам горловины. В заглублении крышки размещена Т-образная ручка, юбка крышки выступает за диаметральный габарит корпуса, как и юбка днища, приваренная к обечайке корпуса. Днище имеет узкий кольцевой выступ, а крышка ответный кольцевой паз, что обеспечивает ориентацию контейнеров относительно друг друга при штабелировании (Проспект Германской фирмы ДРОССБАХ, 1990, ДРОСТЕЙНЕР Новый вид бочек с термоизоляцией для транспортировки пищевых и химических продуктов прототип). К недостаткам данного контейнера можно отнести малую площадь опорной поверхности днища, в качестве которой выступает торцевая поверхность кольцевого выступа, подверженную при перемещениях по бетонному полу быстрому истиранию, ненадежность байонетного узла крепления крышки при герметизации и особенно при переноске заполненного контейнера, когда вес продукта действует в направлении раскрытия стыка между крышкой и торцом горловины, недопустимость перекатывания контейнера на боку из-за опасности спадения крышки при воздействии на нее радиальных ударных нагрузок, а также невозможность ориентации контейнеров в положениях "крышка к крышке" и "днище к днищу" при штабелировании. Целью изобретения является повышение надежности конструкции и расширение технологических возможностей контейнера за счет перераспределения функций между его составными частями. Это решает контейнер, состоящий из цилиндрического корпуса с глухим днищем и верхом, ограниченным горловиной, и крышки горловины, обеспеченный ручками и опорными поверхностями с элементами ориентации в штабеле. Верх и днище корпуса этого контейнера снабжены рассредоточенными по их периметрам, направленными вдоль оси контейнера стойками. К стойкам неподвижно присоединены опорно-ориентирующие элементы, каждому из которых придан вид кольца с чередующимися торцевыми выступающими и заниженными участками, сопряженными наклонными поверхностями. Выступающие участки выполнены по протяженности равными или меньше заниженных участков, а последние расположены заподлицо или с зазором по отношению к наиболее выступающим точкам днища и крышки. В частности, торцовые поверхности каждого кольца, противоположные опорно-ориентирующим, расположены эквидистантно к ним, при этом поверхности под заниженными участками состыкованы со стойками, а поверхности под выступающими размещены наподобие арок над промежутками между стойками. Внешний диаметр каждого кольца выполнен равным или меньше диаметра цилиндрической части корпуса, а поверхности над промежутками между стойками выполнены ребристыми. Достигаемый технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в следующем. Крышка горловины полностью освобождается от осевых нагрузок, возникающих при переноске и в штабеле, вследствие чего повышается надежность герметизации контейнера. Значительно увеличивается площадь опорной поверхности днища, к которой добавляется опорная поверхность верха, вследствие чего повышается износостойкость, увеличивается срок эксплуатации и повышается надежность конструкции контейнера. Опорные поверхности выполняются прерывистыми, что численно увеличивает вероятность нахождения устойчивого положения контейнера на неровном полу и повышает надежность штабелирования. Опорно-ориентирующие кольца установлены с возможностью их замены при ремонте контейнера, что повышает ремонтопригодность и, соответственно, долговечность и надежность конструкции. Стойки, практически по прямой передают усилия от опорно-ориентирующих колец на цилиндрическую стенку корпуса, разгружая от них верх и днище корпуса и повышая надежность конструкции. Облегчается ориентация контейнеров при установке в штабель, обеспечивается визуальный контроль их относительного центрирования со стороны, что повышает надежность штабелирования. Выступающие участки опорно-ориентирующих колец над промежутками между стойками образуют ручки, ориентированные во все стороны, что позволяет производить переноску и штабелирование контейнеров без их разворота на полу, а заниженные участки при установке опорных поверхностей друг на друга образуют между последними гарантированные широкие зазоры, что позволяет поддерживать верхний контейнер c низу при уcтановке его на верхний без риска прищемить пальцы, расширяя тем самым технологические возможности контейнеров при погрузочно-разгрузочных и такелажных работах. Наличие ручек и опорно-ориентирующих элементов со стороны верха и днища, их абсолютная идентичность и сопрягаемость, позволяют производить штабелирование контейнеров в любом их осевом положении и расширяет технологические возможности. Арочная форма участков опорно-ориентирующих колец над промежутками между стойками и упругие свойства материала обеспечивают демпфирование осевых динамических нагрузок, что повышает надежность контейнеров при погрузке и транспортировке. Опорно-ориентирующие кольца не выступают за диаметральный габарит корпуса контейнера и позволяют его перекатывать, расширяя тем самым технологические возможности погрузочно-разгрузочных операций в узких помещениях. Будучи отлитыми с большим числом ребристых элементов-стоек, верх и днище обеспечивают сохранение круглой формы обечайки корпуса, что повышает надежность контейнера. Опорно-ориентирующие кольца также принимают участие в выполнении этой функции. Ребристые поверхности ручек предотвращают соскальзывание с них рук, обеспечивая надежность и безопасность такелажных работ. На фиг. 1 представлен контейнер, общий вид; на фиг.2 вид сверху с разрезом по А-А на фиг.1; на фиг.3 вид по стрелке Б на ручку на фиг.1. Контейнер содержит корпус, включающий обечайку 1, верх 2 с горловиной 3 и глухое днище 4, крышку 5 горловины и опорно-ориентирующие элементы, каждый из которых выполнен в виде кольца 6 с чередующимися торцевыми выступающими 7 и заниженными 8 участками, сопряженными наклонными поверхностями 9. Торцевые поверхности 10 и 11, противоположные участкам 7 и 8, эквидистантны к ним, причем поверхности 11 неподвижно (в данном случае в шип) соединены со стойками 12 верха 2 и днища 4, расположенными по периметрам последних, а поверхности 10 размещены в виде арок над промежутками 13 между стойками 12. При этом поверхности 10 выполнены ребристыми. Дуговые ребра 14 пересечены и жестко связаны между собой поперечными ребрами 15. Заниженные участки 8 колец 6 расположены заподлицо или с зазором по отношению к наиболее выступающим точкам 16 крышки 5 и днища 4 (не показана). Внешний диаметр Д1 каждого кольца 6 выполнен равным или меньше внешнего диаметра Д обечайки 1, а протяженность дуговых участков 8 больше или равна протяженности участков 7. Контейнер изготавливается следующим образом. От трубы-заготовки отрезается обечайка 1, своей длиной определяющая емкость создаваемого контейнера. Верх 2 с горловиной 3, днище 4, крышка 5 и кольца 6 изготавливаются, например, литьем под давлением. Стойки 12 отливаются за одно целое с верхом и днищем. Сборка корпуса контейнера осуществляется путем стыковой сварки обечайки 1 с верхом 2 и днищем 4. Затем к стойкам 12 прикрепляются кольца 6 способом, обеспечивающим надежное соединение (клепка, сварка и др.). Горловина 3 собранного контейнера закрывается крышкой 5. В процессе эксплуатации заполненный продуктом и закупоренный контейнер может располагаться либо в один ряд с подобными себе контейнерами на одной поверхности, либо в штабеле. В первом случае он соприкасается с опорной поверхностью всеми участками 7 нижнего элемента 6, во втором соприкосновение возможно как участков 7 с участками 8, так и участков 8 с участками 7 верхнего или нижнего контейнера. Переноска контейнера и установка в штабель осуществляется при посредстве ручек, образуемых поверхностями 7 и 10. В это время ребра 14 и 15 на последней увеличивают ее сцепление с рукой и уменьшают возможность соскальзывания. При установке контейнера в штабель удобно поддерживать его под участки 8 нижнего кольца 6, причем при опускании на нижестоящий контейнер следует совместить их участки 7, так как участки 8 в этом случае образуют между собой зазор, предотвращающий защемление пальцев. После этого верхний контейнер нужно повернуть вокруг оси до входа участков 7 в занижения участков 8. Благодаря наклону поверхностей 9 этот вход происходит плавно, при этом одновременно осуществляется и центрирование верхнего контейнера относительно нижнего. Части колец 6, расположенные под промежутками 13 обладают демпфирующей способностью за счет своей арочной формы и упругих свойств материала. Расположение стоек 12 вблизи периметров верха 2 и днища 4 на граничной поверхности повышенной жесткости (тор, конус и др.) позволяет выполнять эти детали корпуса с меньшей толщиной стенок по отношению к его обечайке 1 без снижения прочности контейнера в целом. Более того, литые оребренные стойками 12 торцевые детали 2 и 4 совместно с кольцами 6, не выступающими за диаметральный габарит обечайки 1, обеспечивает сохранение формы последней и позволяют перемещать контейнер на короткие расстояния перекатыванием, равно как и складировать их на непродолжительное время в горизонтальном положении. В определенных условиях эксплуатации, например, при транспортировке сыпучих продуктов водным транспортом, предпочтительно устанавливать контейнеры в штабель вверх дном. Предлагаемая конструкция вследствие полной идентичности опорно-ориентирующих колец 6 обеспечивает торцевую стыковку контейнеров в любом осевом положении.Класс B65D8/00 Тара, имеющая в поперечном сечении криволинейный контур, корпус которой выполнен путем соединения двух и более жестких или полужестких составных частей, изготовленных целиком или в основном из металла, пластмассы, древесины или ее заменителей
Класс B65D21/00 Тара, вставляемая одна в другую, устанавливаемая в штабели или присоединяемая; тара с изменяемой емкостью