способ определения навигационных параметров и вертикали места

Классы МПК:G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
Патентообладатель(и):Беленький Владимир Аронович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-12-12
публикация патента:

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано в навигации морских, воздушных и наземных объектов, а также для гравиметрических и маркшейдерских работ. Цель изобретения - упрощение реализации способа при повышении его точности. В способе выходные параметры вырабатываются по сигналам акселерометров и датчиков углов качек не менее двух гироплатформ, в двухосном кардановом подвесе с трехстепенным гироскопом каждая, а управляющие сигналы гироскопов задаются так, чтобы обеспечить разную величину скоростной девиации у каждой стабилизированной гироплатформы и в то же время обеспечить отсутствие баллистических девиаций. Закон поведения скоростной девиации у гироплатформ задают из условия наименьшего влияния инструментальных погрешностей на точность выработки выходных параметров. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ И ВЕРТИКАЛИ МЕСТА, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных по осям приборного трехгранника, связанного с гироплатформой, формирование сигналов управления гироплатформой, отработку сформированных сигналов при помощи гироскопов и вычисление навигационных параметров и вертикали места на основе полученной информации о составляющих абсолютной угловой скорости приборного трехгранника, отличающийся тем, что дополнительно измеряют составляющие кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных не менее чем на одной дополнительной гироплатформе, сигналы управления основной и дополнительной гироплатформами формируют из условия обеспечения неравенства скоростных и отсутствия баллистических девиаций, а также из условия минимизации влияния инструментальных погрешностей на точность выработки навигационных параметров, при этом горизонтальные составляющие абсолютной угловой скорости определяют по составляющим кажущегося ускорения, измеряемым при помощи горизонтальных акселерометров, установленных по одноименным осям гироплатформ, или по углам разности наклона осей кинетических моментов гироскопов относительно плоскости горизонта гироплатформ с учетом величин скоростных девиаций гироплатформ, а вертикальную составляющую абсолютной угловой скорости определяют по составляющим кажущегося ускорения, измеряемым при помощи горизонтальных акселерометров, установленных по одноименным осям гироплатформ, с использованием информации о горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано преимущественно для обеспечения навигации морских, воздушных и наземных объектов, при геодезических и гравиметрических работах.

Известен способ выработки навигационных параметров и вертикали места, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных по осям приборного трехгранника, связанного с гироплатформой, формирование сигналов управления гироплатформой, отработку сформированного сигнала при помощи гироскопа и вычисление навигационных параметров и вертикали места на основе информации о составляющих абсолютной угловой скорости приборного трехгранника.

Недостатком известного способа является необходимость использования в нем гироплатформы с двумя трехстепенными гироскопами и трехосным подвесом гироплатформы, что усложняет реализацию способа и не обеспечивает требуемой точности.

Целью изобретения является упрощение реализации способа при повышении его точности.

Цель достигается тем, что в известном способе дополнительно измеряют составляющие кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных не менее чем на одной дополнительной гироплатформе, сигналы управления основной и дополнительной гироплатформами формируют из условия обеспечения неравенства скоростных и отсутствия баллистических девиаций, а также из условия минимизации инструментальных погрешностей на точность выработки навигационных параметров, при этом горизонтальные составляющие абсолютной угловой скорости определяют по составляющим кажущегося ускорения, измеряемым при помощи горизонтальных акселерометров, установленных по одноименным осям гироплатформ, или по углам разности наклона осей кинематических моментов гироскопов относительно плоскости горизонта гироплатформ с учетом величин скоростных девиаций гироплатформ, а вертикальную составляющую абсолютной угловой скорости определяют по составляющим кажущегося ускорения, измеряемым при помощи горизонтальных акселерометров, установленных по одноименным осям гироплатформ, с использованием информации о горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости.

Существенная особенность известного способа заключается в том, что исходной информацией для определения выходных параметров являются выработанные три проекции абсолютной угловой скорости приборного трехгранника, моделирующего географический трехгранник Дарбу. Это значит, что в известном способе в том числе измеряется и формируется сигнал о вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости приборного трехгранника от азимутального гироскопа гироплатформы инерциальной системы.

В известном способе гироплатформа включает в себя два трехстепенных гироскопа. Обязательной составной частью гироплатформы полуаналитической инерциальной системы является гироскоп, стабилизирующий гироплатформу в азимуте.

Другой ее особенностью является то, что карданный подвес, связывающий стабилизированную гироплатформу с объектом, выполнен в виде трехосного карданного подвеса. При этом одно карданное кольцо азимутальное, обеспечивающее свободу вращения гироплатформы вокруг вертикальной оси, имеет неограниченный угол поворота.

Для передачи электрических сигналов с неподвижной части прибора на гироплатформу и обратно на оси азимутального кольца монтируется специальная переходная контактная колонка, коллектор, кольца которого и контакты выполняются из золота, платины и иридия. При этом само азимутальное кольцо в значительной степени определяет конструктивы гироскопического модуля центрального прибора инерциальной системы.

В предложенном способе выработка навигационных параметров и вертикали места обеспечиваются без использования сигналов об азимутальном направлении гироплатформы в пространстве от гироскопа, стабилизирующего гироплатформу в азимуте. В предложенном способе сигнал об азимутальном направлении гироплатформы в азимуте вырабатывается аналитически.

Другими техническими результатами предложенного способа являются активное воздействие на влияние инструментальных погрешностей на точность выработки навигационных параметров, а также уменьшение влияния случайных погрешностей на точность выработки навигационных параметров.

Управляющие сигналы гироскопов задаются таким образом, чтобы обеспечить разную величину скоростной девиации у каждой стабилизированной гироплатформы и в то же время обеспечить отсутствие баллистической девиации.

Неодинаковое значение скоростных девиаций позволяет по разности сигналов одноименных акселерометров или по разности сигналов одноименных датчиков углов двух или более гироплатформ определить горизонтальные составляющие абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу. По известным значениям горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу по сигналам акселерометров и по сигналам датчиков углов качек объекта относительно стабилизированной гироплатформы определяют выходные параметры.

Задаваемые зависимости величин и их законов скоростных девиаций в каждой гироплатформе отражают влияние инструментальных погрешностей на точность выработки навигационных параметров. Из теоретического обоснования также следует, что в способе случайные инструментальные погрешности входящих гироплатформ уменьшаются за счет их осреднения.

Предварительные конструктивные проработки дают основание полагать, что по сравнению с существующими или разрабатываемыми компактными инерционными системами объем гиромодуля может быть уменьшен в 5-6 раз при использовании одних и тех же гироскопов и акселерометров.

Миниатюрное исполнение гиромодуля делает возможным использование его для буровых установок при разведке и добыче полезных ископаемых. Доукомплектование инерциальной системы по предлагаемому способу гравиметром позволит использовать его при гравиметрических работах. При этом в инерциальной системе миниатюризация гиромодуля осуществляется без ухудшения точностных параметров.

На чертеже представлена функциональная блок-схема инерциональной системы для осуществления способа.

Инерциальная система состоит из двух конструктивно идентичных стабилизированных гироплатформ 1 и 1" и блока 2 управления и выработки выходных параметров БУ ВВП. На каждой стабилизированной гироплатформе расположен один трехстепенной гироскоп 3 и 3". При этом кинетический момент каждого гироскопа совпадает с направлением приборной вертикали данной стабилизированной гироплатформы. Гироскопы имеют датчики 4, 5 и 4", 5" моментов и датчики углов 6, 7 и 6, 7". Кроме того, на каждой стабилизированной гироплатформе установлены акселерометры 8, 9 и 8", 9". Оси чувствительности акселерометров на каждой гироплатформе ортогональны между собой и параллельны плоскости гироплатформы. Ось одного акселерометра параллельна внутренней оси 10 и 10" карданного подвеса гироплатформы. Наружная ось 11 и 11" карданного подвеса параллельна продольной оси объекта. Выходы датчиков 6, 7 и 6", 7" углов гироскопов 3 и 3" через посредство усилителей 12, 13 и 12". 13" соединены с входами следящих двигателей 14, 15 и 14", 15", которые связаны с осями карданного подвеса. С этими же осями связаны датчики углов качек 16, 17 и 16", 17" относительно плоскости гироплатформы. Входы датчиков 4, 5 и 4", 5" момента гироскопов 3 и 3" соединены с соответствующими выходами блока 2 управления и выработки выходных параметров. Выходы акселерометров 8, 9 и 8", 9" и датчики углов качек 16, 17 и 16", 17" соединены с соответствующими входами БУВВП-2.

Выходами БУВВП для потребителей являются К курс объекта, V путевая скорость, способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289- широта места, способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289- долгота места, способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 испособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 углы бортовой и килевой качек. На гироплатформы могут быть установлены гравиметрические чувствительные элементы. Гравиметрический чувствительный элемент может быть установлен на отдельной платформе и удерживаться в горизонте по сигналам способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 испособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 выходов БУВВП.

Функционирует предлагаемая система следующим образом. Каждая гироплатформа с помощью следящих двигателей 14, 15 и 14", 15" соответственно по сигналам рассогласования датчиков углов 6, 7 и 6", 7" гироскопов 3 и 3" все время удерживается в одной плоскости с кожухом гироскопа.

Кожух каждого гироскопа вместе с гироплатформой приводится в положение, соответствующее заданному значению скоростной девиации для данной гироплатформы, с помощью моментов, накладываемых через датчики моменты 4, 5 и 4", 5" гироскопов 3 и 3" токами управления по сигналам, вырабатываемым в БУВВП. Поскольку заданные значения скоростных девиаций различные для каждой гироплатформы и, в свою очередь, пропорциональны горизонтальным составляющим абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу, разности показаний одноименных датчиков углов качек 16 и 16" и 17, 17" являются исходными источниками информации для определения горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу.

Выработку всех трех составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу, выходных параметров и влияние инструментальных погрешностей на точность выработки выходных параметров предлагаемым способом подтвердим теоретически.

В качестве исходной системы координат выберем трехгранник Дарбу способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289, повернутый вокруг вертикальной оси относительно географического трехгранника на угол К, соответствующий курсу объекта.

Проекции абсолютной угловой скорости трехгранника способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 на его соответствующие оси обозначим р, q, r.

Проекции ускорения вершины трехгранника способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 на его горизонтальные оси суть

Wспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 R(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rp);

Wспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 R(-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rq), где R радиус Земли, принятой за сферу.

Кажущееся ускорение по оси Оспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

Wспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+g-R(p2+q2), где g ускорение силы тяготения.

Рассмотрим поведение двух гироплатформ.

С кожухом гироскопа первой гироплатформы жестко свяжем правую систему координат х1 y1 z1. С кожухом гироскопа второй гироплатформы систему координат x2 y2 z2.

Системы координат x1 y1 z1 и x2 y2 z2 образуются из системы координат способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 путем поворота вокруг осей оспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891 oy1, oy2 на углы способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892; способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891 и способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892.

Управление гироскопом каждой гироплатформы осуществляют по сигналам акселерометров через датчики моментов. Оси чувствительности акселерометров совпадают соответственно с осями ЛХ1, ОY1 и ОХ2, ОY2.

Проекции абсолютной угловой скорости трехгранников X1Y1Z1 и X2Y2Z2на их оси ОX1; ОY1; ОХ2; ОY2 будет:

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= p+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891; способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= p+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892;

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= q+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891; способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= q+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892.

Проекции ускорения, замеряемые акселерометрами, будут

aспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= R(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rp-Wспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891)+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289aспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289; aспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= R(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rp-Wспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892)+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289aспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289;

aспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= R(-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rq-Wспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891)+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289aспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289; aспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= R(-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rq-Wспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892)+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289aспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289,

где способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289ax1;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289ay1;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289ax2;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289ay2 инструментальные погрешности акселерометров.

В соответствии с прецессионной теорией гироскопа

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 + способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289p1; способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 + способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289q1

для первой гировертикали;

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 + способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289p2; способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 + способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289q2

для второй гировертикали, где Mx1,My1,Mx2,My2 управляющие моменты гироскопов;

Н кинетический момент гироскопа;

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289р1;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289р2;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289q1;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289q2 дрейфы гироскопов.

Потребуем, чтобы скоростные девиации гироплатформ удовлетворяли условиям

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628901= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628901= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628902= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628902= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 (1) тогда способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891=способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628901+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891=способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628901+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891; способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892=способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628902+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628902+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892, где способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892 погрешности отклонения гироплатформ от заданного положения. Здесь и далее углы способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892 полагаютcя малыми, так что sinспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891; sinспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892; sinспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891; sinспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892;

cosспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891=cosспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892=cosспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891=cosспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892=1;

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289o частота Шулера;

n1 и n2 заданные функции времени.

Одновременно обеспечим отсутствие баллистических девиаций при произвольном пространственном движении объекта.

Достаточным условием для выполнения этих требований является создание моментов вокруг осей прецессии гироскопов по законам, обеспечивающим

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 n1(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rp)пр+pпр+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 n1(-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-rq)пр+qпр- способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 n2(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rp)пр+pпр+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 n2(-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rq)пр+qпр- способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

Уравнения движения гироплатформ в этом случае примут вид

p+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 n1(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rp)пр+pпр+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 +способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289p1+rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628901+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

p+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 n1(-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rp)пр+qпр- способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 +способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289q1-rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628901+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

p+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 n2(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rp)пр+pпр+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 +способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289p2+rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628902+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

q+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 n2(-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rq)пр+qпр- способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 +способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289q2-rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628902+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

где способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628901,способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628901,способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628902 и способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 204628902 -к погрешность неперпендикулярности осей чувствительности акселерометров с осью кинетического момента гироскопа;

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289l1 и способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289l2 смещение центра тяжести гироподвеса вдоль оси кинетического момента;

m масса гироскопа.

Имея ввиду, что

(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rp)пр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rp-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

(-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rq)пр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 -способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-rq+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

где

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

Для случая, когда горизонтальные составляющие абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 определяются по данным датчиков углов качек гироплатформ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891 и способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892

pпр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 p- способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 + способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

qпр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 q+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 где способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892; способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892; способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892; способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892;

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891; способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892; способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891;способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892 инструментальные погрешности датчиков углов качек. получим следующие уравнения ошибок системы:

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289pпр+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 + способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 (способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289)

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289pпр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289n1-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289n2)способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 (2)

-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289qпр-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 + способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 (способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289)

-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289qпр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 n1n2-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289n1-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289n2)способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289,

где способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289p способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289q способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289p1-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289p2,

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289q1-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289q2,

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289pспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289l1-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289l2,

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

Горизонтальные составляющие абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 могут определяться также по сигналам акселерометров гироплатформ.

Если условия эксплуатации объекта таковы, что вертикальные ускорения объекта не вызывают существенных погрешностей,

pпр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 qпр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

Для объектов, где могут быть недопустимо большие вертикальные ускорения

pпр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 qпр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 где az1и az2 сигналы акселерометров, оси чувствительности которых параллельны соответствующим осям кинематических моментов гироскопов (на функциональной блок-схеме они не указаны). Выходы этих акселерометров могут быть связаны с соответствующими входами блока управления и выработки выходных параметров.

Уравнения ошибок в этом случае не будут содержать погрешностей датчиков углов качек. Их место займут погрешности акселерометров, вырабатывающие сигналы az1 и az2-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289az1испособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289az2:

aспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= Wспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-R(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rp) способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 -R(-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rq) способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 +способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289aспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289;

aспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= Wспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-R(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rp) способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 -R(-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rq) способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 +способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289aспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

Система уравнений (2) характеризует поведение погрешностей выработки горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 и ошибки выработки приборной вертикали места.

Вертикальную составляющую абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289найдем по показаниям акселерометров и по известным значениям горизонтальных составляющих рпр и qпр. Для этого воспользуемся выражением

rпр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 откуда

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289r способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 [(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+2способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289o)sinK-(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+rспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-

-2способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289o)cosK] (3)

Навигационные параметры находятся по составляющим абсолютной угловой скорости трехгранника способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 следующим образом:

pпрcosKпр+qпрsinKпр= -способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289;

qпрcosKпр-pпрsinKпр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 cos способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289пр- способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

rпр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 sin способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289пр+ способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 tg способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289пр-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289, где Кпр приборное значение курса объекта;

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289пр приборное значение широты места;

vЕ приборное значение восточной составляющей скорости объекта относительно Земли.

Уравнения ошибок автономного определения курса объекта и широты места тогда запишутся

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289)способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289Kпрcosспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 -(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289pпрcosK+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289qпрsinK)

-(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289Kспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289osспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289)+(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289)способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289пр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289rпрcosспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289qпрcosK-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289pпрsinK)sinспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 (4)

где способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289пр ошибка определения широты места;

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289Kпр ошибка определения курса объекта;

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

Ошибка автономного определения скорости изменения долготы места будет:

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289= (способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289qпрcosK-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289pпрsinK)cosспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289r sinспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289+(способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289Kспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289inспособ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289) (5)

Путевая скорость определяется как

v способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

Вертикаль места вырабатывается по показаниям датчиков углов качек

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289пр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289пр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 Ошибкой вертикали места будет

способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289пр= способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289; способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289-способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 где способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289 способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 2046289

Из (1) следует, что n1 и n2 характеризуют величину скоростной девиации.

Из (2), (3) и (4), (5) следует, что параметры n1 и n2 воздействуют на влияние инструментальных погрешностей на точность выходных параметров. Это влияние зависит как от величин n1 и n2, так и от закона их изменения.

Так, задаваясь, например, законом для n1 n01 + b1sin способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462891t; n2 n02 + b2sin способ определения навигационных параметров и вертикали   места, патент № 20462892t, где b1 < n01; b2 < n02, можно выделить определенные инструментальные погрешности и их компенсировать, при сравнении выходных параметров по координатам места со счислимыми координатами, выработанными по данным лага, или по данным других автономных средств.

Из (2) и (3) также следует, что случайные погрешности двух гироплатформ осредняются, хотя функционально две гироплатформы составляют одну инерциальную систему. Это значит, что при использовании трех гироплатформ с точки зрения надежности мы имеем две инерциальные системы, а с точки зрения точности каждая гироплатформа будет вносить свой вклад в осреднение случайных погрешностей.

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)
Наверх