способ диагностирования степени засорения коллектора с форсунками камеры сгорания газотурбинного двигателя

Классы МПК:G01M15/00 Испытание машин и двигателей
F02K9/96 отличающиеся специальными устройствами для испытания или проверки и измерений
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Машиностроительное конструкторское бюро "Гранит"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-10-08
публикация патента:

Использование: при испытаниях газотурбинных двигателей (ГТД), а именно при испытаниях систем топливопитания камер сгорания ГТД. Сущность изобретения: способ диагностирования степени засорения коллектора с форсунками камеры сгорания ГТД заключается в выводе двигателя на режим ложного запуска и изменении давления топлива в магистрали перед разъемным соединением с коллектором, причем при повторном ложном запуске к разъему вместо коллектора подсоединяют жиклер-эквивалент, гидравлическое сопротивление которого равно номинальному гидравлическому сопротивлению коллектора с форсунками, а степень засорения определяют по разнице давлений топлива, измеренных при первом и втором ложных запусках. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СТЕПЕНИ ЗАСОРЕНИЯ КОЛЛЕКТОРА С ФОРСУНКАМИ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, заключающийся в выводе двигателя на режим ложного запуска и измерении контролируемого параметра, отличающийся тем, что в качестве контролируемого параметра выбирают давление топлива в магистрали перед разъемным соединением с коллектором, а ложный запуск осуществляют повторно, причем к разъему вместо коллектора подсоединяют жиклер-эквивалент, гидравлическое сопротивление которого равно номинальному гидравлическому сопротивлению коллектора с форсунками, а степень засорения определяют по разнице давлений топлива, измеренных при первом и втором ложных запусках.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к испытаниям газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к испытаниям систем топливопитания камеры сгорания (КС) ГТД.

Известен широко применяемый в практике эксплуатации ГТД способ диагностики допустимого уровня засорения коллектора с форсунками КС путем оценки изменения величины его суммарной пропускной способности или пропускной способности отдельных форсунок в процессе эксплуатации ГТД [1]

Однако указанный способ неудобен, особенно, если ресурс непрерывной работы ГТД лимитируется процессом засорения коллектора с форсунками, так как требует в процессе эксплуатации как минимум периодический демонтаж форсунок с возможной частичной разборкой ГТД для их проливки на технологическом испытательном стенде, позволяющий измерить расход топлива через форсунки при заданном постоянном давлении топлива.

Наиболее близким к изобретению является способ, заключающийся в выводе объекта испытаний на режим ложного запуска и измерении контролируемого параметра. Способ осуществляется устройством [2]

Недостатком известного способа является то, что диагностирование степени засорения коллектора с форсунками невозможно без частичной разборки двигателя, что приводит к значительным затратам времени и трудоемкости.

Целью изобретения является обеспечение диагностики допустимого уровня засорения коллектора с форсунками в процессе эксплуатации двигателя без демонтажа форсунок.

Это достигается тем, что при способе, заключающемся в выводе двигателя на режим ложного запуска и изменении контролируемого параметра, в качестве контролируемого параметра выбирают давление топлива в магистрали перед разъемным соединением с коллектором, а ложный запуск осуществляют повторно, причем к разъему вместо коллектора подсоединяют жиклер-эквивалент, гидравлическое сопротивление которого равно номинальному гидравлическому сопротивлению коллектора с форсунками, а степень засорения определяют по разнице давлений топлива, измеренных при первом и втором ложных запусках.

На чертеже представлена схема устройства, реализующего способ диагностирования степени засорения коллектора с форсунками.

Устройство содержит коллектор с форсунками 1, подключенный посредством трубопровода 2 к насосу-регулятору 3. Устройство снабжено подключенными к трубопроводу 2 датчиком 4 измерения давления топлива и разъемным соединением 5, расположенным между коллектором с форсунками 1 и датчиком 4 измерения давления. Устройство содержит также жиклер-эквивалент 6, гидравлическое сопротивление которого равно суммарному гидравлическому сопротивлению коллектора с форсунками 1, и технологический поддон 7 для слива топлива, расположенный под жиклером-эквивалентом 6.

Пример реализации способа.

При эксплуатации ГТД из-за засорения коллектора с форсунками КС посторонними частицами и продуктами коксования топлива ресурс непрерывной работы системы топливопитания КС ограничен предельно допустимым уровнем отложения этих посторонних частиц и продуктов коксования в дозирующих и распыливающих каналах форсунок, не изменяющим пропускную способность и качество распыла топлива форсунками больше, чем это допустимо с точки зрения их влияния на ухудшение характеристик работы КС. В связи с этим необходимо периодически измерять степень засорения коллектора 1 с форсунками.

При определении степени засорения коллектора с форсунками 1 в процессе эксплуатации ГТД периодически проводится последовательно по два "ложных" запуска (ЛЗ), при которых за счет раскрутки ГТД до определенного значения частоты вращения пусковым стартером насос-регулятор 3 обеспечивает постоянный расход топлива через трубопровод 2. При этом первый раз к трубопроводу 2 подсоединяется с помощью разъемного соединения 5 коллектор с форсунками 1, а второй раз жиклер-эквивалент 6, под которым располагается поддон 7.

При каждом ЛЗ с помощью датчика 4 измеряются значения давления топлива:

Рт кс"1" при подсоединенном коллекторе с форсунками 1,

Рт кс"2" при подсоединенном жиклере-эквиваленте 6.

При засорении коллектора с форсунками 1 за счет уменьшения его суммарной пропускной способности постоянный расход топлива через трубопровод 2 реализуется при давлении Рт кс"1", большем, чем давление Рт кс"2", значения которых фиксируются датчиком 4.

Максимальная допустимая разница указанных значений давления топлива, фиксируемого датчиком 4 при проведении ЛЗ с последовательным подключением устройства соответственно по вариантам схемы "1" и "2",

Рт кс Рт кс"1" Рт кс"2", заранее нормируется при доводке ГТД перед началом его эксплуатации. Превышение значения величины Рт кс над допустимым максимальным значением Рт кс макс свидетельствует о недопустимой степени засорения коллектора 1 с форсунками. В этом случае коллектор 1 с форсунками снимается для очистки.

Такое выполнение устройства позволяет определить степень засорения коллектора 1 с форсунками в процессе эксплуатации двигателя и тем самым аннулировать периодическую разборку двигателя для демонтажа форсунок, проливку их на технологическом стенде, значительно сократить время определения степени засорения и трудоемкость.

Класс G01M15/00 Испытание машин и двигателей

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
стенд для испытания сопла -  патент 2528467 (20.09.2014)
способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2527272 (27.08.2014)
способ и устройство для оценки массы свежего воздуха в камере сгорания, способ оценки полного заполнения, блок записи для этих способов и автомобиль, оборудованный устройством для оценки -  патент 2525862 (20.08.2014)
способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины -  патент 2525061 (10.08.2014)
способ испытаний газотурбинного двигателя -  патент 2525057 (10.08.2014)
способ замеров параметров выхлопных газов двс -  патент 2525051 (10.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
способ диагностирования газораспределительного механизма карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2523595 (20.07.2014)
универсальная установка для исследования рабочих процессов двс -  патент 2523594 (20.07.2014)

Класс F02K9/96 отличающиеся специальными устройствами для испытания или проверки и измерений

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
стенд для испытания сопла -  патент 2528467 (20.09.2014)
способ установки геометрической оси камеры жрд и компенсирующее замыкающее устройство для его реализации -  патент 2526998 (27.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
установка для испытаний высотных ракетных двигателей на твердом топливе -  патент 2514326 (27.04.2014)
стенд для высотных испытаний ракетных двигателей с тонкостенными соплами -  патент 2513063 (20.04.2014)
экспериментальный ракетный двигатель твердого топлива -  патент 2506445 (10.02.2014)
способ определения скорости горения твердого ракетного топлива -  патент 2505699 (27.01.2014)
способ измерения величины зазора между раструбом и арматурой -  патент 2500914 (10.12.2013)
способ определения скорости горения твердого ракетного топлива -  патент 2494275 (27.09.2013)
Наверх