станция взрывного пункта
Классы МПК: | G01V1/104 с использованием заряда взрывчатого вещества |
Автор(ы): | Бевзенко Ю.П. |
Патентообладатель(и): | Инновационное предприятие "Герус" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-12-31 публикация патента:
20.10.1995 |
Использование: для выполнения взрывных работ при сейсморазведке. Сущность изобретения: станция включает транспортное средство 1, взрывную магистраль 3. С транспортным средством 1 посредством троса 5 соединены опора 4 и прицепное устройство 6. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. СТАНЦИЯ ВЗРЫВНОГО ПУНКТА, включающая транспортное средство с размещенными на нем системой синхронизации возбуждения и взрывной магистралью, отличающаяся тем, что она снабжена опорой и прицепным устройством, соединенным с транспортным средством посредством троса. 2. Станция по п.1, отличающаяся тем, что прицепное устройство и/или трос снабжены упругим элементом, установленным с возможностью его натяжения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к сейсморазведке, а точнее к техническим средствам для выполнения взрывных работ при сейсморазведке. Известная станция взрывного пункта, включающая транспортное средство с размещенными на нем системой синхронизации возбуждения и взрывной магистралью, не содержит технических средств для извлечения из скважин и транспортировки отработанных взрывных магистралей. Извлечение отработанных взрывных магистралей из взрывных скважин требует затрат труда и времени. После производства взрыва взрывная магистраль может быть вдавлена в стенку скважины, а при выполнении работ в зимнее время часть ее примерзает к грунту. В таких условиях для ее извлечения необходимо применять механизм, например, лебедку. Ввиду того, что взрывные скважины рассредоточены на большом расстоянии, выполнение работы по извлечению и транспортировке взрывных магистралей требует использования транспортного средства с экипажем как минимум из двух человек, что обусловлено правилами техники безопасности, так что процесс извлечения и транспортировки отработанных взрывных магистралей как отдельный технологический процесс становится не рентабельным. Наиболее перспективным было бы совмещение технологических процессов подрыва зарядов и извлечения отработанных магистралей, если бы такой возможностью обладала станция взрывного пункта. Известная станция взрывного пункта является наиболее близкой к заявляемой и выбирается в качестве прототипа. Недостатком прототипа является невозможность извлечения и транспортировки отработанных взрывных магистралей. Указанный недостаток обусловлен тем, что прототип не имеет специальных технических средств для извлечения из скважины и транспортировки взрывных магистралей. Задача изобретения состоит в снижении затрат на извлечение из скважин и транспортировку отработанных взрывных магистралей. Задача решается тем, что станция взрывного пункта, включающая транспортное средство с размещенными на нем системой синхронизации возбуждения и взрывной магистралью, снабжена опорой и прицепным устройством, соединенным с транспортным средством посредством троса. Надежность работы устройства повышается, если прицепное устройство и/или трос снабжены упругим элементом, установленным с возможностью его натяжения. Снижение затрат может быть достигнуто и тем, что отрезок взрывной магистрали, расположенный между транспортным средством и устьем взрывной скважины, покрыт металлической тросовой оплеткой, механически соединенной с транспортным средством. Совокупность существенных признаков, характеризующих сущность изобретения, соответствует критерию "новизна". Сущность изобретения не следует явным образом из известного уровня техники, так как из него не выявляется вышеуказанное влияние на получаемый технический результат новое свойство объекта совокупности признаков, которые отличают от прототипа изобретение, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "изобретательский уровень". Совокупность существенных признаков, характеризующих сущность изобретения, в принципе, может быть многократно использована с получением технического результата, заключающегося в снижении затрат на извлечение из скважины и транспортировку отработанных взрывных магистралей, обуславливающего обеспечение достижения поставленной цели. Предложенная станция взрывного пункта показана на чертеже (вид сверху), где 1 транспортное средство, 2 система синхронизации, 3 взрывная магистраль, размещенная на транспортном средстве, 4 опора, 5 трос, 6 прицепное устройство, 7 отрезок взрывной магистрали между транспортным средством и устьем скважины, 8 устье взрывной скважины, 9 отрезок взрывной магистрали, расположенной в скважине, 10 заряд взрывчатого вещества, 11 узел соединения прицепного устройствам с тросом, 12 упругий элемент троса, 13 устройство натяжения упругого элемента, 14 тросовая оплетка отрезка взрывной магистрали. Станция взрывного пункта, включающая транспортное средство 1 с расположенными на нем системой 2 синхронизации возбуждения и взрывной магистралью 3, снабжена опорой 4, соединенной с транспортным средством посредством троса 5 и прицепным устройством 6, соединенным с транспортным средством с помощью того же троса, посредством узла 11 соединения, являющегося неотъемлемой частью прицепного устройства. Общая длина троса должна быть больше безопасного расстояния от транспортного средства до устья взрывной скважины, определяемого Едиными правилами безопасности при взрывных работах. Перед началом работы станции трос 5 с закрепленными на нем опорой 4 и прицепным устройством 6 разматывают вдоль направления профиля с предварительно заряженными взрывными скважинами. Транспортное средство 1, управляемое водителем, движется вдоль профиля с заряженными скважинами. Пройдя устье первой скважины и удалившись от него на безопасное расстояние, оно останавливается. Взрывник разматывает отрезок 7 взрывной магистрали между транспортным средством 1 и устьем 8 взрывной скважины, устанавливает опору 4 в устье скважины и укладывает на нее выступающую из скважины часть 9 взрывной магистрали, захватывает прицепным устройством 6 часть 9 взрывной магистрали и осуществляет соединение электрических цепей отрезков 7 и 9 взрывных магистралей. Затем взрывник отходит к транспортному средству и посредством системы 2 синхронизации возбуждения через взрывную магистраль 3 подает ток в цепь отрезков 7 и 9 взрывной магистрали для подрыва заряда 10 взрывчатого вещества. После выдержки времени регистрации сейсмических сигналов транспортное средство движется к следующей скважине, извлекая отработанную магистраль из скважины через опору 4, прицепное устройство 6 и трос 5. После извлечения отработанной магистрали или части ее из скважины опора 4 извлекается из устья скважины тросом 5 и перетаскивается к следующей скважине. По мере подрыва скважины отработанные взрывные магистрали накапливаются на прицепном устройстве в объеме дневной отработки или части ее, после чего их можно смотать и уложить в транспортное средство для передачи заряжающей бригаде. Надежность работы станции может быть повышена снабжением прицепного устройства и/или троса упругим элементом 12 и обеспечением возможности натяжения упругого элемента устройством 13. В качестве упругого элемента может быть использована, например, пружина. В этом случае после выполнения взрывником всех описанных до подрыва заряда действий производят натяжение взрывной магистрали с заданным усилием посредством устройства 13, при этом упругий элемент 12 упруго деформируется на заданную величину, определяемую его конструктивными параметрами, которые могут быть заданы на основе расчета или эксперимента. В момент взрыва в скважине от заряда до ее устья распространяются ударная и упругая волны, способствующие страгиванию залипших и примерзших участков взрывной магистрали, находящейся под натяжением, и продвижению ее вследствие восстановления первоначального размера упругого элемента 12. Снижение затрат может быть достигнуто и тем, что отрезок 7 боевой магистрали, расположенный между транспортным средством 1 и устьем 8 взрывной скважины, покрыт металлической тросовой оплеткой 14, механически соединенной с транспортным средством. При этом отрезок взрывной магистрали можно перевозить между скважинами волоком, так как металлическая тросовая оплетка защищает электрическую часть от механических повреждений и от статического электрического заряда. Перевозка отрезка 7 магистрали исключает работу по его смотке для переезда и размотке для работы, чем компенсируются затраты труда взрывника, состоящие в установке опоры 4 на устье взрывной скважины и соединении отрезка 9 взрывной магистрали с прицепным устройством 6. П р и м е р. Взрывные работы проводились в условиях Западной Сибири в зимнее время, при этом использовались транспортное средство вездеход ГАЗ-71, система синхронизации типа ССВ, шаг скважин 50-100 м, безопасное расстояние 30 м, длина взрывной магистрали, погруженной во взрывную скважину, 15 м. В этом случае трос 5 должен иметь длину 45 м. Изобретение обеспечивает снижение затрат на извлечение и транспортировку отработанных взрывных магистралей за счет совмещения этих действий в одном цикле с подрывом зарядов. В одной сейсмопартии за полевой сезон подрывают от четырех до восьми тысяч взрывных скважин глубиной 15 м. При этом в каждой скважине оставляют отработанную взрывную магистраль, состоящую из 15 м двойного провода.Класс G01V1/104 с использованием заряда взрывчатого вещества