указатель изменения направления движения транспортного средства
Классы МПК: | B60Q1/38 с использованием неподвижно смонтированных источников света, например неподвижно закрепленных мигающих ламп |
Автор(ы): | Родионов Ю.М. |
Патентообладатель(и): | Челябинский завод "Станкомаш" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-11-14 публикация патента:
27.10.1995 |
Изобретение используется в указателях изменения направления движения транспортного средства. Указатель изменения направления движения содержит генератор 1 мультивибраторного типа и генератор 2 стабильного тока, а параллельно входной цепи выходного транзистора 3 включают схему защиты, причем коллектор транзистора 4 соединяют с базой выходного транзистора 3, а между базой и эмиттером транзистора 4 включают низкоомный резистор 5, при этом дополнительно эмиттер транзистора 4 подключают к клемме "плюс" бортовой сети, а питание электрической схемы осуществляют через низкоомный резистор 5. Группы бортовых ламп 7, 8 через переключатель 6 соединяют с коллектором выходного транзистора 3. Данный указатель работоспособен без дополнительной регулировки на транспортных средствах с различным напряжением бортовой сети, в том числе устранения к.з. в цепи бортовых ламп. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
УКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий генератор мультивибраторного типа, подключенный к его выходной цепи выходной транзистор и соединенный с его выходом переключатель в цепи питания группы бортовых ламп, отличающийся тем, что он снабжен включенными в цепь питания генератора мультивибраторного типа генератором стабильного тока, защитным транзистором и низкоомным резистором, включенным между базой защитного транзистора и его эмиттером, связанным с плюсовым выводом источника питания, при этом коллектор и база защитного транзистора соединены соответственно с базой и эмиттером выходного транзистора по схеме Шиклаи.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам сигнализации поворота транспортных средств, выполненным на базе электронной техники. Известен указатель изменения направления движения транспортного средства, содержащий генератор мультивибраторного типа, подключенный к его выходной цепи, выходной транзистор и соединенный с его выходом переключатель в цепи питания группы бортовых ламп. Однако это известное устройство обладает низкой надежностью при изменении напряжения бортовой сети. Целью изобретения является обеспечение надежного функционирования указателя в широком диапазоне потребляемого нагрузкой тока, ограниченного верхним пределом, при использовании на автотранспортных средствах с различным напряжением бортовой сети. Поставленная цель достигается тем, что указатель изменения направления движения транспортного средства, содержащий генератор мультивибраторного типа, подключенный к его выходной цепи выходной транзистор и соединенный с его выходом переключатель в цепи питания группы бортовых ламп, отличающийся тем, что он снабжен включенным в цепь питания генератора мультивибраторного типа генератором стабильного тока, защитным транзистором и низкоомным резистором, включенным между базой защитного транзистора и его эмиттером, связанным с плюсовым выводом источника питания, при этом коллектор и база защитного транзистора соединены соответственно с базой и эмиттером выходного транзистора. На чертеже представлена электрическая принципиальная схема устройства. Она включает следующие функциональные узлы: генератор 1 мультивибраторного типа, генератор стабильного тока 2, выходной транзистор 3 p-n-h типа по схеме Шиклаи, схему защиты, содержащую транзистор 4 и низкоомный резистор 5, переключатель 6 и группы бортовых ламп 7, 8 другой выходной транзистор 9 и контрольную лампу 10. Электрические связи между функциональными узлами выполняют следующим образом. Питание генератора 1 мультивибраторного типа осуществляют через генератор стабильного тока 2, который подключают к общей точке схемы (клемме "минус" бортовой сети и электрической схемы), а параллельно входной цепи выходного транзистора 3 включают схему защиты, причем коллектор транзистора 4 соединяют с базой выходного транзистора 3, между базой и эмиттером транзистора 4 включают низкоомный резистор 5, при этом дополнительно эмиттер транзистора 4 подключают к клемме "плюс" бортовой сети, а питание электрической схемы осуществляют через низкоомный резистор 5. Группы бортовых ламп 7, 8 через переключатель 6 соединяют с коллектором выходного транзистора 3. Схема функционирует следующим образом. После подключения ее к бортовой сети возникают релаксационные колебания в генераторе 1 за счет скачкообразного переключения тока генератора стабильного тока 2 из одного плеча генератора 1 в другое и, наоборот. При этом независимо от напряжения бортовой сети величина напряжения, подаваемого на выходной транзистор 3, неизменна. Включение переключателя 6 в одно из положения обеспечивает включение бортовых ламп 7 или 8 определенного борта транспортного средства в проблесковом режиме. В случае возникновения короткого замыкания в цепи бортовых ламп 7, 8 величина падения напряжения на резисторе 5 достигнет величины 0,8 В (например, при Р 0,1 Ом и 1н 8 А), что вызовет открывание транзистора 4 и шунтирование перехода база/эмиттер выходного транзистора 3, а следовательно, прекращение протекания через него тока. Генератор 1 при этом продолжает функционировать в нормальном режиме. После устранения короткого замыкания в цепи бортовых ламп 7, 8 работа схемы восстанавливается. В противоположные полупериоды времени через другой выходной транзистор 9 включается в проблесковом режиме контрольная лампа 10, которая имеется на щитке водителя, причем в случае перегорания всех ламп одной из групп бортовых ламп 7, 8 не включается и контрольная лампа 10, а при перегорании даже одной из них яркость свечения контрольной лампы 10 уменьшается. Технико-экономическая эффективность от внедрения предполагаемого изобретения ожидается за счет обеспечения серийной пригодности указателя изменения направления движения транспортного средства, обусловленной возможностью достаточно строгого регламентирования параметров, обеспечивающих его работоспособность без дополнительной регулировки на транспортных средствах с различным напряжением бортовой сети, в том числе после устранения возможного к. з. в цепи бортовых ламп.Класс B60Q1/38 с использованием неподвижно смонтированных источников света, например неподвижно закрепленных мигающих ламп