синхронный электродвигатель
Классы МПК: | H02K21/00 Синхронные двигатели и генераторы с постоянными магнитами |
Автор(ы): | Бродовский В.Н., Иванов Е.С., Лузин М.И., Петухов В.П., Пятков М.И. |
Патентообладатель(и): | Бродовский Владимир Николаевич, Иванов Евгений Серафимович, Лузин Михаил Иванович, Петухов Валентин Петрович, Пятков Михаил Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1986-01-02 публикация патента:
10.11.1995 |
Изобретение относится к синхронным электродвигателям и может быть использовано в силовых электроприводах и позволяет повысить массогабаритные показатели. Электродвигатель содержит статор с m-фазной сосредоточенной обмоткой, каждая катушка которой охватывает один зубец статора, и ротор с чередующимися по полярности полюсами, причем число полюсов ротора и число зубцов статора связаны между собой соотношением, приведенным в тексте описания. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий статор с m-фазной сосредоточенной обмоткой, каждая катушка которой охватывает один зубец статора, и ротор с чередующимися по полярности полюсами 2 p, отличающийся тем, что, с целью повышения массогабаритных показателей, число полюсов ротора 2p и число зубцов статора Zc связаны соотношением 2p=(mZгр+1), где =1,2,3... число повторяющихся частей статора, в каждой из которых содержится m катушечных групп, а Zгр 1, 2, 3. число катушек в катушечной группе, состоящей из последовательно-встречно соединенных катушек. 2. Электродвигатель по п.1, отличающийся тем, что при m=3 и Zгр четном катушечные группы каждой фазы соединены между собой встречно, при Zгр нечетном-согласно, а при m=2 и Zгр, равном любому целому числу, катушечные группы фазы соединены между собой встречно.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике, а следовательно к синхронным электродвигателям, и может быть использовано как в силовых электроприводах, так и в различных системах автоматики. Известны синхронные электродвигатели с активным ротором, состоящим из чередующихся по полярности полюсов, выполненных из постоянных магнитов, и размещенной в пазах статора многофазной распределенной обмотки [1]Основными недостатками таких синхронных двигателей малой и средней мощности являются сравнительно низкие массогабаритные показатели, что обусловлено малой величиной ампер-витков в пазах статора, поскольку площадь его пазов уменьшается пропорционально второй степени диаметра двигателя. Частично указанные недостатки устранены в синхронных электродвигателях с увеличенным объемом пазов статора за счет уменьшения их числа. Обычно такие двигатели выполняются с числом пазов на полюс и фазу, равным 1, а для уменьшения фиксации ротора при отключенной обмотке зубцы статора выполняются со скосом [2]
Однако скос пазов полностью не устраняет фиксацию ротора, но уменьшает величину вращающего момента, поэтому такие двигатели используются в основном в качестве шаговых, в которых фиксация ротора необходима. Целью изобретения является повышение массогабаритных показателей. Указанная цель достигается тем, что в синхронном электродвигателе, содержащем статор c m-фазной обмоткой, каждая катушка которой охватывает один зубец статора, и ротор с чередующимися по полярности полюсами 2р, число зубцов статора Zс и число полюсов ротора 2р связаны между собой соотношением Zс 2р Q, a Zc m x x Q . Zгр, следовательно 2р Q(m . Zгр + 1), где Q 1,2,3. число повторяющихся частей статора, в каждой из которых содержится m катушечных групп, а Zгр 1,2,3. число катушек в катушечной группе, состоящей из последовательно-встречно соединенных между собой катушек. Кроме того, катушечные группы каждой фазы при m 3 и Zгр четном соединены между собой встречно, при Zгр нечетном согласно, а при m 2 и Zгр, равном любому целому числу, катушечные группы фазы соединены между собой встречно. На фиг. 1 представлена развернутая принципиальная схема предлагаемого трехфазного многополюсного электродвигателя; на фиг.2 конструкция ротора и статора многополюсного синхронного электродвигателя. Предлагаемый синхронный электродвигатель содержит статор 1 с числом зубцов Zc 18 (см.фиг.1); ротор с чередующимися по полярности полюсами 2р 20, число которых не равно числу зубцов статора, при этом полюсами 2 ротора являются концентраторы, установленные между постоянными магнитами 3, намагниченными в тангенциальном направлении и закрепленными на немагнитном кольце 4 (см. фиг. 2), трехфазную обмотку, каждая фаза которой состоит из двух катушечных групп, которые соединены между собой последовательно согласно, так как число фаз m 3, число катушек в каждой катушечной группе Zгр 3 нечетное число, а разность между числом полюсов ротора 2р 20 и зубцов статора Zс 18 равна 2, т.е. Q 2, при этом катушки 5 каждой катушечной группы, охватывающие по одному зубцу статора, соединены между собой последовательно-встречно. Предлагаемый синхронный электродвигатель работает следующим образом. При подключении фаз двигателя к источнику трехфазного напряжения в статоре двигателя создается вращающееся магнитное поле, которое, взаимодействуя с полюсами ротора, приводит его во вращение. На фиг. 1 изображена полярность полюсов статора в фиксированный момент времени, когда ток в фазе А равен току в фазе С, а ток фазы В равен нулю. Из фиг. 1 видно, что все зубцы фаз А и С, взаимодействуя с полюсами 2 ротора, создают на его валу однонаправленный момент. При этом, когда зубец статора расположен между полюсами ротора (как в фазе С), т.е. смещение полюсов ротора относительно зубцов фазы составляет 90 эл.градусов, на валу двигателя создается максимальный вращающий момент. Предлагаемый синхронный двигатель по сравнению с прототипом обеспечивает значительное уменьшение момента фиксации ротора, так как в нем разность между числами полюсов ротора и зубцов статора меньше, чем в прототипе, в число раз, равное числу катушек в катушечной группе. При этом массогабаритные показатели предлагаемого двигателя возрастают не только за счет уменьшения момента фиксации ротора, но и за счет лучшего использования меди статора, та как в каждом пазу статора прототипа расположены две активные стороны различных фаз, поэтому суммарное значение ампер-витков паза равно векторной сумме ампер-витков соседних фаз. В предлагаемом двигателе такими пазами являются только пазы, расположенные между катушечными группами, а в остальных пазах расположены активные стороны катушек одной фазы. Испытания макетного образца предлагаемого синхронного двигателя показали, что по сравнению с прототипом он обеспечивает уменьшение момента фиксации ротора до 3-5% от максимального значения момента двигателя и не менее чем в 1,5 раза лучшие массогабаритные показатели.
Класс H02K21/00 Синхронные двигатели и генераторы с постоянными магнитами
аксиальный бесконтактный двигатель-генератор - патент 2529210 (27.09.2014) | |
синхронная электрическая машина - патент 2529182 (27.09.2014) | |
магнитоэлектрическая машина со вспомогательным двигателем - патент 2528378 (20.09.2014) | |
индукторная машина - патент 2524166 (27.07.2014) | |
однофазная электрическая машина - патент 2524144 (27.07.2014) | |
электромашина - патент 2523029 (20.07.2014) | |
магнитноэлектрический генератор - патент 2521048 (27.06.2014) | |
магнитоэлектрическая машина с улучшенной равномерностью вращения - патент 2518489 (10.06.2014) | |
погружной электродвигатель - патент 2516472 (20.05.2014) | |
ротор электрической машины - патент 2516440 (20.05.2014) |