качели
Классы МПК: | A63G9/04 с подвижными точками опоры |
Автор(ы): | Лодус Евгений Васильевич, Линецкий Александр Петрович |
Патентообладатель(и): | Лодус Евгений Васильевич, Линецкий Александр Петрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-02-04 публикация патента:
27.11.1995 |
Использование: развлекательная техника Сущность изобретения: качели содержат раму, каретки в виде зубчатых колес, рейки, тяги, опору. При качаниях опоры происходят вертикальные или наклонные перемещения кареток, что обеспечивает разную высоту подъема опоры при прямом и обратном качаниях и соответственно асимметричную траекторию движения. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. КАЧЕЛИ, содержащие раму, установленные на раме с возможностью перемещения вдоль нее каретки, горизонтальную штангу, соединяющую каретки между собой, тяги, одним концом закрепленные на штанге, и опору, соединенную с вторыми концами тяг, отличающиеся тем, что качели снабжены двумя зубчатыми рейками, установленными на раме, при этом каретки выполнены в виде зубчатых колес, сцепленных с соответствующими рейками, а тяги выполнены жесткими. 2. Качели по п.1, отличающиеся тем, что рейки установлены с возможностью изменения угла наклона к раме.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам для развлечений, в частности к качелям. Известны качели (Патент ФРГ N 1086607, кл. 77 е 9/06, 1961), содержащие раму, установленные на раме каретки, связанную с каретками посредством тяг опору. Недостаток качелей состоит в том, что перемещения кареток осуществляются в горизонтальной плоскости. Перемещения кареток в вертикальной плоскости при асимметричной траектории движения перекладины или перемещения кареток в наклонной плоскости с соответствующей асимметричной траекторией на качелях неосуществимы, что снижает их занимательность. Более близким по конструкции и достигаемому положительному эффекту к предлагаемым являются качели [1] содержащие раму, установленные на раме с возможностью перемещения вдоль нее каретки, горизонтальную штангу, соединяющую каретки между собой, тяги, одним концом закрепленные на штанге, и опору, соединенную с другими концами тяг. Качели работают при вертикальных перемещениях кареток, что делает более крутыми ветви траектории движения опоры. Недостаток данных качелей состоит в том, что при качаниях опора перемещается по симметричной траектории, при которой ветвь качания при подъеме в одном направлении симметрична ветви подъема в другом направлении. К тому же качели не допускают переналадки, при которой можно было бы обеспечить перемещение каретки не только в вертикальном направлении, но и наклонно или горизонтально с соответствующими изменениями траектории движения опоры. Все это снижает занимательность качелей. Целью изобретения является повышение занимательности путем обеспечения асимметричной траектории движения при качаниях. Цель достигается тем, что качели снабжены двумя зубчатыми рейками, установленными на раме, при этом каретки выполнены в виде зубчатых колес, сцепленных с соответствующими рейками, а тяги выполнены жесткими. Кроме этого, с целью обеспечения перемещений кареток не только в вертикальной, но и в наклонной и горизонтальной плоскостях, рейки установлены с возможностью изменения угла наклона к раме. При такой конструкции качелей каретки в виде зубчатых колес также перемещаются вдоль реек в вертикальном направлении, как и в прототипе, но по другим правилам. Действительно, в прототипе при движении опоры вверх справа и слева от нижней точки каретка также перемещается вверх. В предлагаемых качелях при тех же движениях опоры вверх каретка в одном случае также перемещается вверх, а при движении за нижней точкой в другом направлении каретка движется вниз. Иными словами, при движении опоры, например, против часовой стрелки каретка перемещается только вверх, а при движении в обратном направлении только вниз, хотя за тот же период опора перемещается вверх-вниз. Получается асимметричная траектория относительно нижней точки качания, причем асимметрия выражается в большом подъеме на одной ветви и малом подъеме на другой ветви. Кроме этого, предусмотренная возможность изменять ориентировку реек относительно рамы позволяет изменять направления движения кареток-колес вместе с опорой, что дает горизонтальную составляющую движения опоры наряду с асимметричной траекторией качания. Все в целом повышает занимательность качелей. Известно техническое решение из области развлекательной техники, а именно, качели (Авт. св. СССР N 1036335, кл. A 63 G 11/00, 1983), в котором применяют колесо и жесткую тягу для дополнительного движения опоры. Отличие предлагаемого решения состоит в том, что колеса выполнено зубчатым (пара колес) и установлено на рейке, причем рейка установлена на раме, а в известном решении колесо установлено на основании и связано с шатуном. Это создает разные эффекты: возвратно-поступательные движения опоры относительно тяг в известном решении и возвратно-поступательные перемещения каретки с точкой закрепления тяги в предлагаемом решении. Это создает разные типы траекторий движения опор, причем применить известное решение в качелях предлагаемого типа с получением запланированного эффекта невозможно. Это доказывает существенность отличий предлагаемого решения. На фиг. 1 представлены предлагаемые качели, общий вид; на фиг. 2 вариант сборки качелей при наклонном положении реек. Качели содержат раму 1, установленные на раме с возможностью перемещения вдоль нее каретки 2, горизонтальную штангу 3, соединяющую между собой каретки, тяги 4, одним концом закрепленные на штанге 3, и опору 5, соединенную с другим концом тяг 4. Качели снабжены двумя зубчатыми рейками 6, установленными на раме 1, при этом каретки 2 выполнены в виде зубчатых колес, сцепленных с соответствующими рейками 6, а тяги 4 выполнены жесткими. Кроме того, рейки 6 установлены с возможностью изменения угла наклона к раме 1. Рейки соединены с направляющими 7 для перемещения штанги 3. Изменение угла наклона реек 6 к раме 1 осуществляется благодаря использованию шарнира 8 с фиксаторами (последние не показаны). Качели работают следующим образом. При качании опоры 5 тяги 4 осуществляют повороты колес 2 и происходит перемещение этих колес вдоль реек 6. При этом при повороте тяг против часовой стрелки (по рисунку) происходит подъем колес 2 по рейкам 6, при обратном повороте тяг 4 происходит обратное перемещение колес 2 вниз. Это создает асимметричную траекторию движения качающегося. При наклонном расположении реек 6, как это показано на фиг. 2, происходит не только спуск-подъем кареток, но и их горизонтальное перемещение с соответствующими изменениями траектория движения качающегося. При горизонтальном расположении реек 6 горизонтальные перемещения каретки возрастают, траектория движения становится симметричной. Новые качели существенно повышают занимательность и более эффективно тренируют вестибулярный аппарат качающихся за счет асимметричных траекторий движения при возможности регулировки параметров качания при простой переналадке качелей.Класс A63G9/04 с подвижными точками опоры
качели - патент 2048837 (27.11.1995) | |
качели - патент 2048836 (27.11.1995) | |
качели - патент 2048835 (27.11.1995) |