рабочий орган двухцепного скребкового конвейера
Классы МПК: | B65G19/24 крепление перемещающих элементов к тяговому элементу |
Автор(ы): | Леусенко А.В., Бабенко Н.П., Репетенко М.В., Рабинович И.В., Перский В.Д., Литвак Г.А., Галкин В.И. |
Патентообладатель(и): | Харьковский машиностроительный завод "Свет шахтера" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-07-01 публикация патента:
27.11.1995 |
Использование: в шахтных скребковых конвейерах, предназначенных для добычи полезных ископаемых, преимущественно угля, из очистных забоев в угольной и сланцевой промышленности. Сущность изобретения: щеки вилки скребка, охватывающей горизонтальное звено цепи, выполнены с вертикально ориентированными цилиндрическими сквозными соосными отверстиями, в которые вставляется цилиндрический штифт с конусным концом и пружинящей втулкой, размещенной в проточке штифта. Пружинящая втулка выполнена из упругого материала в виде пустотелого цилиндра с продольным сквозным пазом. Диаметр штифта меньше наружного диаметра пружинящей втулки, а внутренний диаметр пружиняющей втулки больше диаметра проточки щтифта, но меньше диаметра штифта. 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
РАБОЧИЙ ОРГАН ДВУХЦЕПНОГО СКРЕБКОВОГО КОНВЕЙЕРА, включающий две круглозвенные цепи и расположенные между ними скребки, концы которых имеют форму вилок, образованных продольными пазами для горизонтальных звеньев цепей, и приспособления для крепления концов скребков к цепям, отличающийся тем, что обе стенки пазов, образующих вилки, выполнены плоскими, в щеках каждой из вилок выполнены вертикально ориентированные цилиндрические сквозные соосные отверстия, в которых установлен цилиндрический штифт с конусным концом, на средней части которого выполнена проточка, в которой установлена пружинящая втулка из упругого материала с продольным сквозным пазом, при этом длина каждой пружинящей втулки меньше ширины паза, образующего вилку, наружный диаметр пружинящей втулки больше диаметра цилиндрических отверстий в щеках вилки, а внутренний диаметр меньше диаметра штифта, но больше диаметра выполненной на штифте проточки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к непрерывному транспорту, в частности к забойным скребковым конвейерам, предназначенным для транспортирования угля из очистных забоев шахт. Известны рабочие органы двухцепного скребкового конвейера, включающие круглозвенные цепи и расположенные между ними скребки, концы которых выполнены в виде вилки, охватывающей звено цепи. Недостатком этих изобретений является то, что вилкообразные концы крепятся к скребку посредством болтовых соединений, что усложняет процессы изготовления, сборки и эксплуатации подобных рабочих органов. Предложена конструкция, исключающая болтовое соединение, однако она не обеспечивает достаточной надежности соединения цепи тягового органа со скребком. Ближайшим аналогом (прототипом) предложенного изобретения, является рабочий орган двухцепного скребкового конвейера, включающий круглозвенные цепи и безболтовые скребки, концы которых выполнены в виде вилки, охватывающей горизонтальное звено цепи. Причем одна из щек вилки выполнена удлиненной с выступом на конце, с внутренней поверхностью которого взаимодействует цепь, а верхние поверхности вилки имеют выемки для цепи. Недостатком известной конструкции является то, что фиксация горизонтального звена цепи и вилкообразной части скребка осуществляется удлиненным загнутым выступом на конце одной из щек вилки. Такая фиксация не является достаточно надежной и не исключает выхода цепи из скребка вследствие неодинакового натяжения левой и правой цепей тягового органа, обусловленного неизбежным искривлением трассы конвейера. Наличие удлиненного выступа в определенной мере усложняет технологию изготовления скребка и процесс сборки тягового органа. Значительные динамические нагрузки, возникающие в рабочем органе, вызывают поломку удлиненного выступа (поскольку его габариты имеют существенные ограничения из-за конструктивных особенностей), что приводит в конечном итоге рабочий орган к аварийному состоянию. Целью изобретения является повышение надежности долговечности конвейера, улучшение условий эксплуатации, упрощение технологии монтажа и демонтажа рабочего органа. Цель достигается тем, что щеки вилок скребка выполнены плоскими без выступов и снабжены вертикально ориентированными цилиндрическими сквозными соосными отверстиями. Сопоставительный анализ предложенного технического решения с прототипом показывает, что общим функциональным признаком является наличие вилкообразных щек в скребке. Предложенный рабочий орган двухцепного скребкового конвейера отличается от прототипа тем, что щеки вилки скребка выполнены плоскими, без выступов, с отверстиями, в которые вставляется фиксирующий элемент. Таким образом пpедложенный рабочий орган соответствует критерию изобретения "Новизна". Факт необнаружения отличительных признаков в предшествующей технике служит основанием для вывода о соответствии заявляемого устройства критерию "Существенные отличия". Крепление скребка к цепи осуществляется посредством штифта с пружинящей втулкой. Причем штифт выполнен с проточкой посредине, в которой размещена пружинящая вставка, выполненная из упругого материала, например из тонколистовой пружинной стали, и имеет форму пустотелого цилиндра с продольным разрезом (зазором) (фиг.6 позиция 8), за счет которого при растяжении пружинящей втулки в период забивания штифта через отверстия вилки скребка обеспечивается фиксация штифта, а следовательно, и надежное закрепление скребка. При этом диаметр отверстия вилки скребка меньше наружного диаметра пружинящей втулки, диаметр штифта меньше наружного диаметра пружинящей втулки, а внутренний диаметр пружинящей втулки больше диаметра проточки штифта, но меньше диаметра штифта. На фиг. 1 изображен предложенный рабочий орган в сопряжении с верхней направляющей решетчатого става конвейера, вид сбоку; на фиг. 2 то же, в сопряжении с приводной звездочкой конвейера, вид в плане; на фиг. 3 вилки, вид с торца; на фиг. 4 штифт с пружинящей втулкой; на фиг. 5 штифт; на фиг. 6 пружинящая втулка; на фиг. 7 разрез А-А на фиг. 6. Рабочий орган двухцепного скребкового конвейера содержит две круглозвенные цепи с расположенными между ними скребками. Концы скребков 1 выполнены в виде вилки 2, охватывающей горизонтальное звено цепи 3; фиксация скребка осуществляется посредством штифта 4 с пружинящей втулкой 5, согнутой из пружинной стали. Особенность штифта 4 с пружинящей втулкой 5 заключается в том, что в сборе штифт 4 забивается в пружинящую втулку 5, которая не может выйти из проточки 6 штифта 4, так как наружный диаметр пружинящей втулки 5 больше диаметра штифта 4 и превышает диаметр отверстия 7 в вилке 2. Внутренний диаметр пружинящей втулки 5 меньше диаметра штифта 4, но больше диаметра проточки 6. Для облегчения забивания штифта 4 в пружинящую втулку 5 конец штифта выполнен коническим. Концы скребков выполнены с горизонтальными пазами (в виде вилки), в которые при монтаже заводятся горизонтальные звенья цепей. Монтаж рабочего органа производится при ослабленной цепи следующим образом: в паз скребка заводится горизонтальное звено цепи 3 вместе с пружинящей втулкой 5, ось которой расположена вертикально; затем совмещают ось отверстия пружинящей втулки 5 с осью отверстия 7 в вилке скребка и забивают в отверстие 7 и пружинящую втулку 5 штифт 4 до попадания пружинящей втулки 5 в проточку 6 штифта 4. Для демонтажа необходимо ослабить скребковую цепь, вывести конец скребка из направляющей рештака и выбить из пружинящей втулки 5 штифт 4. Изобретение обеспечивает технико-экономический эффект. Использование предложенного рабочего органа в забойных скребковых конвейерах типа СП87ПМ, СП202М и др. вместо ныне существующего повышает надежность конвейера за счет ликвидации более чем пятидесяти (50) аварийных мест (соединительных звеньев); снижает затраты на изготовление и обслуживание конвейеров в шахтах (обтяжка болтовых соединений); уменьшает трудоемкость изготовления рабочего органа на предприятии-изготовителе за счет исключения необходимости изготовления соединительных звеньев; получают экономию металла за счет упразднения соединительных звеньев, болтов, гаек, тормозных вставок и пр.Класс B65G19/24 крепление перемещающих элементов к тяговому элементу