устройство для фиксации створки

Классы МПК:E05F13/04 с помощью платформ, опускающихся под весом человека или транспортного средства 
E05B65/20 для дверей пассажирских транспортных средств и подобных дверей
E05B65/20 для дверей пассажирских транспортных средств и подобных дверей
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Еременко Анатолий Иванович (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1991-12-09
публикация патента:

Использование: в запирающих устройствах в промышленности, в строительстве, на транспорте, а также в быту для закрывания и открывания створок дверей и оконных рам. Сущность изобретения: устройство содержит установленный на раме 1 фиксирующий механизм 2 для взаимодействия с опорным элементом 3, закрепленным на створке 4, и привод 5 с ручкой. Фиксирующий механизм 2 выполнен в виде П-образного захвата, с одной стороны которого выполнено резьбовое отверстие 7 и установлен регулировочный винт 8, взаимодействующий с резьбовым отверстием 9, выполненным в опорном элементе 3, а с другой стороны захват имеет вилку 10, шарнирно соединенную с двуплечим рычагом привода 5, одно из плеч которого шарнирно посажено на ось 11 опорного элемента 12, а другое имеет глухое отверстие 13, в котором подпружинен пружиной 14 шток 15 с радиально установленным опорным винтом 16, взаимодействующим боковой поверхностью с продольным отверстием 17, выполненным в стенке привода 5, а своей головкой 18 с фигурным отверстием 19, выполненным в опорном элементе 12. Ручка 6 выполнена в виде съемного стержня с головкой 18, взаимодействующей с торцом 20 подпружиненного штока 15, при этом в головке стержня выполнены впадины для взаимодействия с ответными выступами 22, выполненными по торцу двуплечего рычага. Изобретение уменьшает габариты и массу устройства для фиксации створки, а также повышает его эксплутационную надежность. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ СТВОРКИ преимущественно вагонной двери, содержащее установленный на раме фиксирующий механизм, взаимодействующий с опорным элементом створки, и привод с ручкой, отличающееся тем, что привод выполнен в виде двуплечего рычага, фиксирующий механизм в виде П-образного захвата, с одной стороны которого выполнено резьбовое отверстие и установлен регулировочный винт, взаимодействующий с резьбовым отверстием, выполненным в опорном элементе створки, а с другой стороны имеется вилка, шарнирно соединенная с двуплечим рычагом привода, при этом одно плечо двуплечего рычага шарнирно установлено на оси опорного элемента рамы, а другое имеет глухое осевое отверстие с размещенным в нем подпружиненным штоком и радиально установленный опорный винт, взаимодействующий боковой поверхностью с продольным отверстием, выполненным в стенке рычага, а своей головкой с фигурным отверстием, выполненным в опорном элементе рамы, ручка привода выполнена в виде съемного стержня с головкой, взаимодействующей с торцом подпружиненного штока, а головка стержня имеет впадины для взаимодействия с ответными выступами, выполненными на торце двуплечего рычага.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к запирающим устройствам и может быть широко использовано как в промышленности, строительстве и на транспорте, так и в быту для закрывания и открывания створок дверей и оконных рам.

Известное устройство для закрывания и открывания двери (авт.св. N 878892, кл. Е 05 F 1/12, 1977), содержащее стержень, связанный с рамой, на конце которого закреплен ролик, взаимодействующий с направляющей, закрепленной на двери и механизм закрывания. Отличительной особенностью устройства является то, что оно имеет гибкую связь, закрепленную на двери одним концом, направляющая выполнена в виде криволинейного стержня, один конец которого отогнут под прямым углом и шарнирно связан с дверью, а второй конец связан с другим концом гибкой связи. К недостаткам известного устройства следует отнести сложность конструкции, большие габариты и сравнительно низкую надежность.

Частично указанные недостатки устранены в цилиндровом замке (авт.св. N 827738, кл. Е 05 В 55/14, 1979), содержащем корпус, пазовый кулачок, подпружиненную защелку, засов с пластинкой, кинематически связанной с кулачком и защелкой, цилиндровый механизм, ручку и соединительный элемент. Его отличительной особенностью является то, что соединительный элемент выполнен в виде втулки, жестко связанной с пазовым кулачком и имеющей на обоих торцах пазы. При помощи одного из пазов втулка контактирует с ручкой, а при помощи другого с цилиндровым механизмом. Однако такой замок чувствителен к ударным нагрузкам, которые могут привести к заклиниванию механизма.

Кроме того, известны замки и исполнительные механизмы, например, для двери автомобиля (авт.св. N 827739, кл. Е 05 В 65/20, 1979), запирающий механизм (авт. св. N 1211403, кл. Е 05 В 27/08, 1983), замок для двери транспортного средства (авт. св. N 1082924, кл. Е 05 В 65/20) и др. но всем им присущи общие недостатки, а именно сложность конструкции и низкая эксплуатационная надежность.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является устройство для фиксации раздвижной створки [1] содержащее ручку, шарнирно установленную на створке и имеющую фиксатор для взаимодействия с направляющей, размещенный на нижнем конце ручки, верхний конец которой связан с закрепленным на створке фиксирующим механизмом, и отличающее тем, что фиксирующий механизм имеет втулку с буртиком, закрепленную на створке, S-образную пружину и зажимное кольцо, размещенное на втулке. Однако и этому устройству присущи ранее указанные недостатки, а именно сложность конструкции и низкие эксплуатационные качества.

Целью изобретения является упрощение конструкции устройства для фиксации створки, уменьшение его габаритов и повышение эксплуатационной надежности.

Указанная цель в предлагаемом устройстве для фиксации створки, например, вагонной двери, содержащем установленный на раме фиксирующий механизм для взаимодействия с опорным элементом, закрепленным на створке, и привод с ручкой, достигается тем, что фиксирующий механизм выполнен в виде П-образного захвата, с одной стороны которого выполнено резьбовое отверстие и установлен регулировочный винт, взаимодействующий с резьбовым отверстием, выполненным в опорном элементе створки, а с другой стороны захват имеет вилку, шарнирно соединенную с двуплечим рычагом, одно из плечь которого шарнирно посажено на ось опорного элемента рамы, а другое имеет глухое осевое отверстие, в котором подпружинен шток с радиально установленным опорным винтом, взаимодействующим боковой поверхностью с продольным отверстием, выполненным в стенке рычага, а своей головкой с фигурным отверстием, выполненным в опорном элементе рамы. Ручка привода выполнена в виде съемного стержня с головкой, взаимодействующей с торцом подпружиненного штока, при этом в головке стержня выполнены впадины для взаимодействия с ответными выступами, выполненными по торцу двуплечего рычага.

Общим признаком предлагаемого технического решения и прототипа является наличие фиксирующего механизма для взаимодействия с опорным элементом створки и привода с ручкой.

Новым в предлагаемом устройстве является то, что

фиксирующий механизм выполнен в виде П-образного захвата, с одной стороны которого выполнено резьбовое отверстие и установлен регулировочный винт, взаимодействующий с резьбовым отверстием, выполненным в опорном элементе створки, а с другой стороны захват имеет вилку, шарнирно соединенную с двуплечим рычагом;

одно из плеч рычага шарнирно посажено на ось опорного элемента рамы, а другое имеет глухое осевое отверстие, в котором подпружинен шток с радиально установленным опорным винтом, взаимодействующим боковой поверхностью с продольным отверстием, выполненным в стенке рычага, а своей головкой с фигурным отверстием, выполненным в опорном элементе рамы;

ручка привода выполнена в виде съемного стержня с головкой, взаимодействующей с торцом, подпружиненного штока, при этом в головке стержня выполнены впадины для взаимодействия с ответными выступами, выполненными по торцу двуплечего рычага.

Наличие указанных отличительных признаков обуславливает соответствие предлагаемого устройства критерию "новизна", так как при анализе установлено, что ни в одном из аналогов эти признаки не обнаружены.

Совокупность новых признаков предлагаемого технического решения обеспечивает достижение положительного эффекта, а именно исключает недостатки, присущие прототипу, существенно (примерно в два раза) уменьшает габариты и массу устройства для фиксации створки, а также повышает его эксплуатационную надежность. Устройство конструктивно проще и технологичнее в изготовлении по сравнению с прототипом. Оно может быть изготовлено на универсальном оборудовании.

На фиг. 1 показано устройство для фиксации створки, например, вагонной двери (продольный разрез), общий вид; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 вид по стрелке Б на фиг. 1; на фиг. 4 вид по стрелке В на фиг. 1; на фиг. 5 устройство в открытом положении.

Устройство содержит установленный на раме 1 фиксирующий механизм 2 для взаимодействия с опорным элементом 3, закрепленным на створке 4, и привод 5 с ручкой 6.

Фиксирующий механизм 2 выполнен в виде П-образного захвата, с одной стороны которого выполнено резьбовое отверстие 7 и установлен регулировочный винт 8, взаимодействующий с резьбовым отверстием 9, выполненным в опорном элементе 3, а с другой стороны захват имеет вилку 10, шарнирно соединенную с двуплечим рычагом привода 5, одно из плеч которого шарнирно посажено на ось 11 опорного элемента 12, закрепленного на раме 1, а другое имеет глухое осевое отверстие 13, в котором подпружинен пружиной 14 шток 15 с радиально установленным опорным винтом 16, взаимодействующим боковой поверхностью с продольным отверстием 17, выполненным в стенке рычага привода 5, а своей головкой 18 с фигурным отверстием 19, выполненным в опорном элементе 12. Ручка 6 выполнена в виде съемного стержня с головкой, взаимодействующей с торцом 20 подпружиненного штока 15, при этом в головке стержня выполнены впадины 21 для взаимодействия с ответными выступами 22, выполненными по торцу двуплечего рычага. Ручка 6 может храниться отдельно от устройства.

Работает устройство следующим образом.

При необходимости открыть створку 4, например, вагонной двери берут ручку 6 и путем воздействия ее головки 19 на торец 20 подпружиненного штока 15, поджимают последний в осевом направлении отверстия 13 до упора. После чего поворачивают ручку 6 вверх (в направлении против часовой стрелки), при этом П-образный захват фиксирующего механизма 2 освобождает из зацепления опорный элемент 3 створки 4 (см. фиг. 5).

Для фиксации створки 4 на длительное время после приведения устройства в исходное положение регулировочный винт 8 завинчивают в резьбовое отверстие 9, выполненное в опорном элементе 3, что в совокупности с опорным винтом 16, взаимодействующим головкой 18 с фигурным отверстием 19, выполненным в опорном элементе 12 рамы 1, практически исключает возможность самопроизвольного срабатывания (расфиксации) устройства как при вибрационных нагрузках, так и при воздействии ударных нагрузок, что особо важно в случае использования устройства на транспортных средствах, например, при фиксации створок дверей грузовых вагонов.

Класс E05F13/04 с помощью платформ, опускающихся под весом человека или транспортного средства 

Класс E05B65/20 для дверей пассажирских транспортных средств и подобных дверей

блокировка замка автомобильной двери -  патент 2496958 (27.10.2013)
противопылевое и противоугонное устройство, автомобильные двери и автомобиль с противопылевым и противоугонным устройством -  патент 2471054 (27.12.2012)
запирающий механизм двери -  патент 2460669 (10.09.2012)
запирающее устройство для раздвижных дверей воздушных транспортных средств, в частности вертолетов -  патент 2413826 (10.03.2011)
автомобиль и дверной замок для двери автомобиля -  патент 2413825 (10.03.2011)
запирающее устройство двери -  патент 2382862 (27.02.2010)
световая сигнализация в устройстве наружной ручки двери автомобиля -  патент 2346832 (20.02.2009)
замок -  патент 2339781 (27.11.2008)
дополнительный замок дверей автомобиля с электроприводом -  патент 2265707 (10.12.2005)
запорно-прижимное устройство для двери транспортного средства -  патент 2265112 (27.11.2005)

Класс E05B65/20 для дверей пассажирских транспортных средств и подобных дверей

Наверх