двигатель внутреннего сгорания
Классы МПК: | F02B23/00 Прочие двигатели с камерами сгорания, имеющими особую форму или конструкцию для улучшения рабочего процесса |
Патентообладатель(и): | Ахметов Эмель Борисович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-06-18 публикация патента:
27.12.1995 |
Сущность изобретения: двигатель содержит по меньшей мере один цилиндр 1 с размещенным в нем поршнем 2, кинематически связанным с коленчатым валом, головку 3 цилиндра 1 с установленными в ней впускным и выпускным клапанами 4 и 5, камеру сгорания, выполненную в виде выемки 6 овальной формы в головке 3 под одним из клапанов 4 и 5 и сопрягаемой при положении поршня 2 в верхней мертвой точке (ВМТ) выемки 7 в его днище 8, завихрители заряда, выполненные в виде торцевых выступов 9, охватывающих выемку 6 на части ее периметра до стенки цилиндра 1, примыкающих к выемке 7 при положении поршня 2 в ВМТ и образующих тангенциально направленные каналы, расположенные неравномерно с увеличением их числа вблизи оси цилиндра 1, и источник воспламенения, установленный в выемке 6 в головке 3 напротив одного из каналов и вблизи него. 7 з. п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий по меньшей мере один цилиндр с размещенным в нем поршнем, кинематически связанным с коленчатым валом, головку цилиндра с установленными в ней впускным и выпускным клапанами, камеру сгорания, выполненную в виде выемки в головке под одним из клапанов и сопрягаемой при положении поршня в верхней мертвой точке выемки в его днище, завихрители заряда, выполненные в виде торцевых выступов, охватывающих одну из выемок камеры сгорания, примыкающих к другой выемке камеры сгорания при положении поршня в верхней мертвой точке и образующих тангенциально направленные каналы, и источник воспламенения, установленный в выемке в головке напротив одного из каналов и вблизи него, отличающийся тем, что выемка в головке выполнена овальной формы, торцевые выступы охватывают одну из выемок камеры сгорания на части ее периметра до стенки цилиндра, а каналы расположены неравномерно с увеличением их числа вблизи оси цилиндра. 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что торцевые выступы выполнены высотой, равной 0,1-0,15 радиуса кривошипа коленчатого вала. 3. Двигатель по пп.1 и 2, отличающийся тем, что торцевые выступы охватывают выемку в днище поршня и примыкают к выемке в головке при положении поршня в верхней мертвой точке. 4. Двигатель по пп.1-3, отличающийся тем, что источник воспламенения размещен на боковой поверхности выемки в головке со стороны стенки цилиндра. 5. Двигатель по пп.1-3, отличающийся тем, что источник воспламенения размещен на дне выемки в головке напротив выемки в днище поршня. 6. Двигатель по пп.1-5, отличающийся тем, что торцевые выступы со стороны камеры сгорания выполнены скругленными по радиусу. 7. Двигатель по пп.1, 2, 4-6, отличающийся тем, что на дне выемки в днище поршня выполнен уступ, частично перекрывающий каналы при положении поршня в верхней мертвой точке и скругленный по радиусу, сопрягаемому с радиусом скругления торцевых выступов. 8. Двигатель по пп.1-7, отличающийся тем, что выемка в головке и сопрягаемая выемка в днище поршня выполнены в форме тела вращения со смещением их оси относительно оси клапана в сторону удаления от оси цилиндра.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению и может быть использовано для четырехтактного двигателя внутреннего сгорания как с воспламенением от сжатия, так и с принудительным зажиганием. Известен двигатель внутреннего сгорания, содержащий по меньшей мере один цилиндр с размещенным в нем поршнем, кинематически связанным с коленчатым валом, головку цилиндра с установленными в ней впускным и выпускным клапанами, камеру сгорания, выполненную в виде выемки в головке под одним из клапанов и сопрягаемой при положении поршня в верхней мертвой точке выемки в его днище, завихрители заряда, выполненные в виде торцевых выступов, охватывающих одну из выемок камеры сгорания, примыкающих к другой выемке камеры сгорания при положении поршня в верхней мертвой точке (ВМТ) и образующих тангенциально направленные каналы, и источник воспламенения, установленный в выемке в головке напротив одного из каналов и вблизи него. Однако выполнение выступов в известном двигателе по всему периметру выемки на головке цилиндра ограничивает проходные сечения клапанов, что вызывает уменьшение наполнения цилиндра двигателя и ухудшает его очистку. Цель изобретения улучшение наполнения и очистки цилиндра двигателя. Цель достигается тем, что в двигателе внутреннего сгорания, содержащем по меньшей мере один цилиндр с размещенным в нем поршнем, кинематически связанным с коленчатым валом, головку цилиндра с установленными в ней впускным и выпускным клапанами, камеру сгорания, выполненную в виде выемки в головке под одним из клапанов и сопрягаемой при положении поршня в верхней мертвой точке выемки в его днище, завихрители заряда, выполненные в виде торцовых выступов, охватывающих одну из выемок камеры сгорания, примыкающих к другой выемке камеры сгорания при положении поршня в верхней мертвой точке и образующих тангенциально направленные каналы, и источник воспламенения, установленный в выемке в головке напротив одного из каналов и вблизи него, выемка в головке выполнена овальной формы, торцовые выступы охватывают одну из выемок камеры сгорания на части ее периметра до стенки цилиндра, а каналы расположены неравномерно с увеличением их числа вблизи оси цилиндра. При таком выполнении удается сохранить межцентровое расстояние между осями клапанов и проходные сечения клапанов. Кроме того, в этом случае уменьшается площадь торцовых выступов и потери тепла в стенки камеры сгорания. Для организации оптимизированного цикла, при котором активное тепловыделение заканчивается при температуре 15 5о угла поворота коленвала после верхней мертвой точки (при продолжительности выгорания основной массы топлива, составляющей приблизительно 30о поворота коленвала), необходимо иметь интенсивную макро- и микротурбулизацию заряда в камере сгорания за 10-15о поворота коленвала до верхней мертвой точки. Для достижения интенсивного истечения заряда в камеру сгорания за 10-15о поворота до верхней мертвой точки, объем в зоне вытеснения должен уменьшиться в 3-4 раза больше, чем в камере сгорания за 10-15о до ВМТ, что достигается при выполнении высоты выступов, равной 0,1-0,15 радиуса кривошипа коленвала. Для исключения воздействия торцовых выступов на процесс истечения заряда при впуске или выпуске торцовые выступы могут охватывать выемку в днище поршня и примыкают к выемке в головке при положении поршня в верхней мертвой точке. Для исключения повышенной теплопередачи на поршень в этом случае целесообразно днище поршня покрывать термостойким теплоизолирующим материалом (например, двуокисью циркония). Для достижения высокой экономичности и существенного снижения выбросов вредных веществ с отработавшими газами в атмосферу требуется достигнуть в двигателях внутреннего сгорания устойчивого воспламенения и быстрого сгорания сильно обедненной смеси. Для этого необходимо обеспечить не только повышение энергии источника воспламенения и увеличение длительности его воздействия на смесь, но и создания большого числа очагов начального воспламенения путем создания условий, обеспечивающих перемещение возможно большей части заряда между электродами свечи. Поэтому в предлагаемом двигателе с принудительным зажиганием источник воспламенения располагается на боковой поверхности выемки в головке цилиндра со стороны его стенки. Для организации эффективного смешивания топлива с воздухом на двигателе с воспламенением от сжатия форсунку целесообразно расположить на дне выемки в головке цилиндра напротив выемки в днище поршня. Кроме того, торцовые выступы со стороны камеры сгорания могут быть выполнены скругленными по радиусу, на дне выемки в днище поршня может быть выполнен уступ, частично перекрывающий каналы при положении поршня в верхней мертвой точке и скругленный по радиусу, сопрягаемому с радиусом скругления торцевых выступов, а выемка в головке и сопрягаемая выемка в днище поршня могут быть выполнены в форме тела вращения со смещением их оси относительно оси клапана в сторону удаления от оси цилиндра. На фиг. 1 представлен двигатель в поперечном разрезе с расположением выемки под выпускным клапаном; на фиг. 2 вид на головку цилиндра со стороны поршня; на фиг. 3 вид на поршень со стороны головки цилиндра; на фиг. 4 двигатель с выемкой под впускным клапаном с торцовыми выступами по периметру выемки на днище поршня, поперечный разрез; на фиг. 5 вид на днище поршня со стороны головки цилиндра. Предлагаемый двигатель содержит по меньшей мере один цилиндр 1 с размещенным в нем поршнем 2, кинематически связанным с коленчатым валом (не показан), головку 3 цилиндра 1 с установленными в ней впускным и выпускным клапанами 4 и 5, камеру сгорания, выполненную в виде выемки 6 овальной формы в головке 3 под одним из клапанов 4 и 5 и сопрягаемой при положении поршня 2 в ВМТ выемки 7 в его днище 8, и завихрители заряда, выполненные в виде торцевых выступов 9, охватывающих выемку 6 (фиг. 1) и выемку 7 (фиг. 4) на части ее периметра до стенки цилиндра 1, примыкающих соответственно к выемке 7 (фиг. 1) или выемке 6 (фиг. 4) при положении поршня 2 в ВМТ и образующих тангенциально направленные каналы 10, расположенные неравномерно с увеличением их числа вблизи оси цилиндра 1. Выемка 6 в головке 3 и сопрягаемая выемка 7 в днище 8 поршня 2 предпочтительно могут быть выполнены в форме тела вращения со смещением их оси относительно оси клапана 4 и 5 в сторону удаления от оси цилиндра 1. Торцовые выступы 9 выполнены высотой, равной 0,1-0,15 радиуса кривошипа коленчатого вала. При такой высоте выступов 9 заряд, интенсивно турбулизуясь, вытесняется в момент, когда сгорает его основная масса. Для двигателя с принудительным зажиганием источником воспламенения служит свеча 11 зажигания, которая предпочтительно размещена на боковой поверхности выемки 6 в головке 3 со стороны стенки цилиндра 1, что способствует уносу очага воспламенения по всей камере вытесняемым зарядом и быстрому сгоранию последнего. Для двигателя с воспламенением от сжатия в качестве источника воспламенения используется топливная форсунка 12, которая размещается на дне выемки 6 в головке 3 напротив выемки 7 в днище 8 поршня 2. За счет отражения струй топлива от днища 8 поршня 2 обеспечивается лучшее смесеобразование. Торцовые выступы 9 со стороны камеры сгорания выполнены скругленными по радиусу 13 для исключения перегрева кромок. При выполнении торцевых выступов 9 в головке 3 на дне выемки 7 в днище 8 поршня 2 выполнен уступ 14, частично перекрывающий каналы 10 при положении поршня 2 в ВМТ и скругленный по радиусу 15, сопрягаемому с радиусом 13 скругления торцевых выступов 9, что способствует отражению вытесняемого заряда в сторону источника воспламенения. Двигатель работает следующим образом. Во время такта сжатия при подходе поршня 2 к верхней мертвой точке торцовые выступы 9 отсекают рабочий заряд или воздух, находящийся в зоне вытеснения, от камеры сгорания. Так как движение поршня 2 продолжается, то рабочий заряд вытесняется в камеру сгорания через направляющие каналы 10. Поршень 2 плотно подходит к головке 3 цилиндра 1, зазор в зоне вытеснения должен быть минимальным. В камере возникает интенсивное вихревое движение заряда. Кроме того, за счет высоких скоростей истечения заряд в камере сгорания приобретает интенсивную мелкомасштабную турбулентность. Вихревое движение заряда и его интенсивная мелкомасштабная турбулентность обеспечивают качественное смесеобразование и высокоскоростное полное сгорание заряда. Большая скорость сгорания позволяет обеспечить бездетонационное сгорание заряда при высокой степени сжатия. Предлагаемая организация турбулизации заряда средствами внутри цилиндра улучшает его очистку и наполнение.Класс F02B23/00 Прочие двигатели с камерами сгорания, имеющими особую форму или конструкцию для улучшения рабочего процесса