устройство для демонтажа обмоток электрических машин

Классы МПК:H02K5/02 кожухи или корпуса, отличающиеся по использованию материалов для них 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Берзин Евгений Карлович
Приоритеты:
подача заявки:
1989-09-11
публикация патента:

Использование: при ремонте электрических машин. Сущность изобретения: устройство содержит механизм центрирования, включающий цилиндрический корпус 3 с продольными пазами и размещенный внутри него стакан 4, и механизм вытяжения обмотки, включающий комплект захватов, один из концов которых расположен в пазах 7 корпуса, стержень с фиксирующей и рабочей частями и гидроцилиндр со штоком, имеющим возможность взаимодействия со стаканом. Устройство снабжено кольцевым упором 22, установленным на корпусе концентрично ему, продольные пазы корпуса выполнены с уступом в их заходной части, часть стакана, имеющая возможность взаимодействия со штоком, выполнена съемной, каждый захват на конце, расположенном в пазу, выполнен с двумя упорами, один 8 для предварительного извлечения захвата из обмотки, а другой 9 для окончательного извлечения захвата из обмотки. 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМОНТАЖА ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН, содержащее механизм центрирования, включающий цилиндрический корпус с продольными пазами и размещенный внутри него стакан, и механизм вытяжения обмотки, включающий комплект захватов, стержень с фиксирующей и рабочей частями и гидроцилиндр со штоком, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности, оно снабжено кольцевым упором, установленным на корпусе концентрично ему, продольные пазы корпуса выполнены с уступом в заходной их части, часть стакана, имеющая возможность взаимодействия со штоком, выполнена съемной, каждый захват на конце, расположенном в пазу, выполнен с двумя упорами, один - для предварительного извлечения захвата из обмотки, а другой для окончательного извлечения захвата из обмотки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике, в частности, к электромашиностроению и касается ремонта электрических машин.

Комплекс для демонтажа обмотки содержит вспомогательные устройства, обеспечивающие предварительную подготовку статора для извлечения обмотки и сдерживающие производительность за счет длительности процесса извлечения. Это происходит из-за последовательного выполнения операций в ходе подготовки. Выполнение операций по обрезке лобовых частей и нагреву обмотки может быть выполнено значительно производительнее на специальном оборудовании. Устройство удаления обмотки, включенное в эту последовательную технологическую цепочку, извлекает обмотку по частям, что увеличивает длительность процесса [1]

Более производительным является устройство для демонтажа обмоток [2] Это устройство включает механизм центрирования сердечника и механизм вытяжения обмоток. Механизм центрирования выполнен в виде цилиндрического корпуса с продольными пазами и размещенного внутри него стакана. Механизм вытяжения включает комплект захватов, установленных с возможностью поворота на стакане механизма центрирования и управляемых посредством стержня, установленного по оси цилиндрического корпуса механизма центрирования, а также вкладыш с центральным отверстием для установки на стержень и кольцевым фланцем для размещения на нем коронок зубцов. Однако это устройство требует при работе вспомогательных операций, увеличивающих длительность процесса извлечения обмотки.

Целью изобретения является повышение производительности.

Сущность устройства заключается в том, что оно снабжено кольцевым упором, установленным на корпусе концентрично ему, продольные пазы корпуса выполнены с уступом в их заходной части, часть стакана, имеющая возможность взаимодействия со штоком, выполнена съемной, каждый захват на конце, расположенном в пазу, выполнен с двумя упорами, один для предварительного извлечения захвата из обмотки, а другой для окончательного извлечения захвата из обмотки.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.2 поперечное сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 профилированный управляющий опорный стержень; на фиг.4 установка подвижного стакана в центрирующий цилиндр; на фиг. 5 укладка сердечника с обмоткой в подвижный стакан; на фиг.6 захват лобовых частей обмотки; на фиг.7 вытяжение обмотки из пазов сердечника; на фиг.8 извлечение захватов из обмотки после завершения процесса вытяжения обмотки из пазов сердечника; на фиг.9 установка подвижного стакана для извлечения остатков обмотки.

Устройство для демонтажа обмоток состоит из механизма центрирования, содержащего основание 1, включающее плиту 2 и цилиндрический корпус 3, установленный перпендикулярно плите 2. Внутри корпуса 3 размещен подвижный стакан 4, установленный дном внутрь корпуса. Механизм вытяжения обмотки устройства демонтажа обмоток включает установленный в пазах 5 стакана 4 комплект захватов 6, имеющих с одной стороны загнутый крюк. Захваты 6 обращены крюками к продольной оси корпуса 3, а их другой конец размещен в продольных пазах 7 корпуса 3. На выступающих за пределы корпуса 3 частях захватов 6 сверху и снизу установлены упоры 8 и 9 соответственно.

Заходная часть паза 7 корпуса 3 снабжена уступом 10. Внутри корпуса 3, по его продольной оси, установлен профилированный стержень 11, содержащий фиксирующую и рабочую части и закрепленный на плите 2 основания 1. Стержень 11 выполнен разъемным и содержит фиксирующую часть, включающую конус 12, входящий при работе во вкладыш 13, размещенный в расточке сердечника 14 статора и завершающийся кольцевым упором 15, рабочую часть, включающую цилиндрическую часть 16, доходящую до разъема 17 стержня 11, и закрепленную неподвижную часть 18 стержня 11, включающую цилиндрический участок 19 меньшего диаметра по сравнению с цилиндрической частью 16 съемной части стержня, кольцевой упор 20 и концевой участок 21, например, в виде конуса. Концентрично корпусу 3 установлен кольцевой упор 22 в виде цилиндра. Часть подвижного стакана 23, имеющая возможность взаимодействия со штоком гидроцилиндра, выполнена съемной. Подвижный стакан 4 снабжен средствами транспортировки, например рукоятками 24.

Демонтаж обмотки из пазов сердечника статора производится следующим образом. Подвижный стакан 4 (см.фиг.4) устанавливается в корпус 3 с упором на уступы 10 заходной части пазов 7. Под действием веса стакан 4 опускается внутрь корпуса 3, а захваты 6 поворачиваются, при этом крюки захватов 6 сходятся к продольной оси стакана 4.

Внутрь подвижного стакана (см.фиг.5) опускают сердечник 14 с обрезанными с одной стороны лобовыми частями обмотки, обращая его оставшимися лобовыми частями внутрь стакана. Перед закладкой в устройство сердечник 14 статора с обмоткой термообрабатывают, например, охлаждают в криогенной жидкости, после чего устанавливают со стороны сохранившихся лобовых частей в расточку сердечника 14 статора вкладыш 13, упирая его кольцевым упором 15 в коронки зубцов сердечника 14 статора. На наружную часть подвижного стакана 4 устанавливают съемный цилиндр 23, предназначенный для взаимодействия со штоком гидроцилиндра, и поворачивают стакан 4 вокруг вертикальной оси за рукоятки 24, сдвигая при этом захваты 6 с уступов 10 заходной части пазов 7 до совмещения захватов 6 с пазами 7 корпуса 3. При совмещении стакан 4 опускается внутрь корпуса 3, при этом крюки захватов 6 одной стороной опираются на конус 12 стержня 11, а заостренная часть крюка упирается в лобовую часть обмотки.

Вытяжение обмотки происходит при приложении усилия Р гидроцилиндра к съемному цилиндру 23, выступающему из корпуса 3. Под действием этого усилия подвижный стакан 4 будет осаживаться внутрь корпуса 3. На первом этапе этого движения крюки захватов 6, упираясь в конус 12 неподвижного стержня 11, будут поворачиваться, вдавливаясь заостренной частью в лобовые части обмотки (см. фиг. 6). Это будет продолжаться до наползания крюков на цилиндрическую часть 16 стержня 11, при этом закончатся поворот и вдавливание крюков захватов 6, после чего при дальнейшем движении стакана 4 происходит проскальзывание крюков захватов 6 по поверхности цилиндрической части 16 стержня 11.

Вытяжение обмотки из пазов начинается после упора стержня 11 кольцевым упором 15 во вкладыш 13. Происходит фиксация сердечника 14 статора упором в коронки зубцов. При дальнейшем движении стакана 4 будет происходить вытяжение обмотки за лобовые части, захваченные крюками захватов 6 (см.фиг.7).

Продвижение подвижного стакана 4 продолжается до извлечения обмотки из пазов сердечника 14. Одновременно с извлечением обмотки из пазов заканчивается цилиндрическая часть 16 съемной половины стержня 11. В этот момент (см. фиг.8) происходит взаимодействие верхнего упора 8 захвата 6 с кольцевым упором 22 корпуса и поворот захвата 6 с частичным извлечением его крюков из лобовой части обмотки. Величина хода конца крюка захвата 6 при его извлечении из лобовой части обмотки определяется разницей в размерах сопряженных цилиндрических частей 19 и 16, съемной и неподвижной частей стержня 11. После частичного извлечения конца крюка из обмотки реверсируется направление движения штока гидроцилиндра. После его отхода в исходное положение гидроцилиндр выключается. После снятия съемной части 23 стакана 4 снимают готовый сердечник статора. За рукоятки 24 извлекают из корпуса 3 подвижный стакан 4 с находящимися внутри него извлеченной обмоткой и съемной частью опорного стержня 11 и устанавливают стакан на горизонтальную плоскость (см.фиг.9), опирая его на изогнутую часть крюка захвата 6 и нижние упоры 9. При такой установке происходит сведение к продольной оси стакана 4 крюков захватов 6 и полное их извлечение из лобовой части обмотки.

Извлекают последовательно съемную часть опорного стержня 11 и извлеченную обмотку. Устанавливают съемную часть опорного стержня 11 на его неподвижную часть 18, после чего устанавливают в корпус 3 стакан 4, опирая его выступающими частями захватов 6 на упоры 9 заходной части пазов 7. Устройство готово к повторению цикла.

Сокращение времени цикла, обеспечивающее повышение производительности, достигается за счет отсутствия вспомогательных операций. При этом улучшаются условия труда за счет уменьшения веса перемещаемых деталей.

Класс H02K5/02 кожухи или корпуса, отличающиеся по использованию материалов для них 

технологическая машина, прежде всего ручная машина -  патент 2516443 (20.05.2014)
корпус статора электрической машины -  патент 2443046 (20.02.2012)
электродвигатель -  патент 2285996 (20.10.2006)
двигатель -  патент 2207689 (27.06.2003)
электрический гондольный привод для судна -  патент 2205129 (27.05.2003)
Наверх