способ отсыпки отвала
Классы МПК: | E21C41/26 способы открытой разработки полезных ископаемых; системы разработок |
Автор(ы): | Кузнецов Н.Н., Щапов Ю.С., Леоненко А.Н., Кузнецова Т.В., Бочанов В.П., Брюзгин И.П. |
Патентообладатель(и): | Разрез "Черногорский" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-06-05 публикация патента:
10.01.1996 |
Изобретение относится к горной промышленности, в частности к открытым горным работам. Сущность изобретения: поперек опережающих насыпей 1, 8 начинают отсыпку заезда 13, и при формировании с его использованием смежной насыпи 18 наращивают по ширине существующие насыпи 1, 8, а после формирования нового съезда 21 - 22 между ними последний наращивают по длине на основании 2 отвала и с его использованием наращивают по высоте поперечный заезд 13 с подъемом в обратном направлении со смещением к торцу насыпи 1 и по мере создания заезда 23 наращивают по длине существующие насыпи 1, 8 с примыканием их торцов к заездам 23 и на основании 2 отвала по их высоте, а новую площадку формируют с превышением по высоте, затем с площадки последующей насыпи засыпают предыдущую насыпь и съезд 6 между ними. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
СПОСОБ ОТСЫПКИ ОТВАЛА, включающий транспортирование породы по съездам на рабочие площадки отвала, отсыпку на основание опережающих насыпей с формированием между ними съездов и отсыпку ярусов отвала с засыпкой ранее отсыпанных съездов, отличающийся тем, что, с целью улучшения экологической обстановки за счет ликвидации пожаров на отвале путем интенсификации формирования съездов при повышении безопасности работ на отвале, в торце насыпи и с примыканием к ней отсыпают заезд и формируют с него смежную насыпь и одновременно расширяют ранее отсыпанную насыпь на величину, определяемую из выражения,Шн= (hн-ho)


где Шн - величина расширения опережающей насыпи по нормальному к откосу сечению, м;
hн - высота опережающей насыпи, м;
h0 - высота обновленного откоса по нормальному к нему сечению, м;

после формирования съезда между насыпями его наращивают до основания отвала под уклоном, определяемым из выражения

где



причем по мере формирования заезда наращивают ранее отсыпаемую насыпь по ее длине с примыканием ее торца к заезду по его высоте, а рабочую площадку формируют с превышением высоты относительно ранее отсыпаемой площадки определчемым из выражения

где h1 - превышение уровня формируемой площадки над существующей, м;

после чего производят засыпку нижнего яруса отвала и съездов между насыпями.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Известен способ формирования отвала, включающий транспортирование породы по съездам на рабочие площадки и отсыпку ярусов отвала [1]Недостатком способа является необеспечение высокой интенсивности формирования и обновления откосов отвала, что не исключает возможности самовозгорания пород. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ отсыпки отвалов [2] включающий транспортирование породы по съездам на рабочие площадки отвала, отсыпку на основание опережающих насыпей с формированием между ними съездов и отсыпку ярусов отвала с засыпкой ранее отсыпанных съездов. Недостатками способа являются необеспечение высокой интенсивности формирования съездов с рабочих площадок отвала на его основание и отсыпки опережающих насыпей, а также необеспечение обновления поверхностей рабочих площадок и откосов, что не исключает в полной мере возможности возникновения пожаров и ухудшения экологической обстановки. Это обусловлено тем, что не обеспечивается расширение и удлинение отсыпанной насыпи и упор ее торца в контрфорс, а также засыпка породами ранее отсыпанных площадок;
не обеспечивается систематическое спрямление транспортной трассы по мере развития горных работ и соответственно оптимальное использование автосамосвалов;
не достигаются большие скорости маневрирования самосвалов на рабочих площадках и полная разгрузка самосвалов под откос и минимальные объем и сроки выполнения работ по перемещению пород бульдозерами в зоне пониженной устойчивости выпуклых в плане откосов в торцах насыпей. Целью изобретения является улучшение экологической обстановки за счет ликвидации пожаров на отвале путем интенсификации формирования съездов при повышении безопасности работ на отвале. Это достигается тем, что в способе отсыпки отвала, включающем транспортирование породы по съездам на рабочие площадки отвала, отсыпку на основание опережающих насыпей с формированием между ними съездов и отсыпку ярусов отвала с засыпкой ранее отсыпанных съездов, в торце насыпи и с примыканием к ней отсыпают заезд и формируют с него смежную насыпь и одновременно расширяют ранее отсыпанную насыпь на величину, определяемую из выражения
Шн=(hн-ho)ctg

hн высота опережающей насыпи, м;
ho высота обновленного откоса по нормальному к нему сечению, м;

lнi



lнi+1


lш и in1 соответственно длина горизонтальной проекции и уклон поперечного на площадке насыпи заезда, используемого для формирования смежной насыпи, м,
lтi+1, iтi+1 и lнi+1, iнi+1 соответственно попарно длина горизонтальной проекции и уклон формируемого по тальвегу продольного съезда и его наращиваемой на основании отвала части, м,
причем по мере формирования заезда наращивают ранее отсыпаемую насыпь по ее длине с примыканием ее торца к заезду по его высоте, а рабочую площадку формируют с превышением высоты относительно ранее отсыпанной площадки, определяемым из выражения
h1=


iп2 уклон наращиваемого по высоте поперечного заезда,
после чего производят засыпку нижнего яруса отвала и съездов между насыпями. На фиг.1 изображена схема формирования съездов и наращивания насыпей по длине и ширине; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 схема для вывода зависимости превышения формируемой рабочей площадки над ранее отсыпанной; на фиг. 4 схема формирования новых рабочих площадок; на фиг. 5 схема засыпки нижнего яруса отвала и съездов. Способ заключается в следующем. После отсыпки части отавла опережающими насыпями (ОН) 1 на основании 2 отвала с верхними площадками (П) 3 в направлении 4 к линии 5 фронта горных работ с формированием по тальвегу лога между ОН1 съезда (С)6 от его горизонтальной П7 (на уровне ПЗ) на основание 2 отвала и после формирования ОН8 второго яруса с П9 и С10 между ними с его горизонтальной П11 на П7 с формированием аналогичных ОН, П и С третьего и последующих ярусов в случае их наличия, на основании 2 отвала и на каждой П3 и 9 в направлениях 12 в торце каждой насыпи и с примыканием к ней отсыпают заезды 13 и 14 (верхние бровки которых на фиг. 1 показаны штриховыми линиями) до уровня их горизонтальных П15 и 16. Затем с заезда 13 и 14 путем транспортировки пород по трассе "абс" и по трассе "abmno" формируют ОН 17 и 18, (смежные ОН1 и 8) и одновременно расширяют каждую ранее отсыпанную насыпь 1 и 8 согласно схеме на фиг. 2 на величину, определяемую из выражения
Шн= (hн-ho)ctg

hн высота опережающей насыпи, м;
ho высота обновленного откоса по нормальному к нему сечению, м;


lнiea



lнi+1ed


lтi6 и iтi6 соответственно длина горизонтальной проекции и уклон продольного съезда 6 от П7 до основания 2 отвала, используемого для формирования смежной ОН17, м,
lшi13 и ini13 соответственно длина горизонтальной проекции и уклон поперечного на площадке 3 ОН1 заезда 13, используемого для формирования смежной насыпи 17, м,
lнi+1ed, iнi+1ed соответственно длина горизонтальной проекции и уклон наращиваемой на основании 2 отвала части "еd" продольного съезда 21 с П15 на основание 2 отвала, формируемого по тальвегу между ОН1 и 17, м,
lтi+1 21 и iтi+1 21 соответственно длина горизонтальной проекции и уклон формируемого по тальвегу продольного съезда 21, м,
Например, при lнiea= 20 м; iнiea=0; lтi6=100 м; iтi6=0,08; lш13=50 м; ini13=0,06; lтi+1 21=100 м; iтi+1 21=0,08; lнi+1ed и iнi+1edустанавливают по выражению (2): 0х20 + 100 х 0,08 + 50х0,06 100х0,08=lнi+1ed

h1=lш


lш длина горизонтальной проекции С23 или 24 от его начала на П15 или соответственно 16 до нижней бровки на П7 или П11, м;
hп2 превышение формируемой площадки над П15 или П16, м;
hп2=(lш-3)

3= (hп2+h)


iп2 уклон наращиваемого по высоте поперечного заезда 23 и 24,
Решив совместно (3), (4) и (5) получим
h1=


Например, при lш=50 м; iп1=0,06;

h1= 50


рабочую площадку формируют при наращивании звезда 23 над существующей П7 с превышением 6,03 м. В процессе формирования заездов С23 и 24 формируют на П19 и 20 заезды 25 и 26 с подъемом в направлении 12 и формируют П27, ОН28 с П29 на первом ярусе и соответствующие П и ОН на втором и последующих ярусах (не показаны) с превышением уровня П27 и 29 над П15 и 19, определяемым по принципу (3). После формирования в торце ОН18 с примыканием к ней заезда 25 формируют с него смежную насыпь 28 и одновременно расширяют ранее отсыпанную насыпь 19 на величину, определяемую по зависимости (1) в контурах между штриховой и штрихпунктирной линиями на протяжении участка "fg" (см. фиг. 1). Затем после формирования нового С30 между смежными ОН28 и 17, его наращивают до основания 2 отвала на участке "eg" под уклоном, определяемым по принципу (2) из выражения, в котором символы имеют соответствующие перечисленным С и заездам индексы
lнеd



lнеg


Аналогично по данному принципу определяют длину и уклон поперечного заезда каждого вышележащего яруса, причем возможно комбинирование трасс, например, доступ на П16 возможен: 1) по С6, 10 и заезду 14; 2) по С "еd", 21 и 22; 3) по С6, заезду 13 и С22. Аналогичным образом по длине фронта 5 формируют новые ОН, С между ними, поперечные заезды и новые П. После формирования заезда 23 снова наращивают по длине, на участке между штриховой и штрихпунктирной линиями, ранее отсыпаемую ОН8 с примыканием ее торца к заезду 23 по его высоте. Аналогично наращивают по длине ОН вышележащего яруса с примыканием ее торца к заезду 24. Затем на каждом ярусе формируют новую П31 и 32 и др. (фиг. 4) в пределах высоты нарощенного заезда 23, 24 и др. с превышением высоты относительно ранее осыпанных П7 и П11, определяемом из выражения (6). После формирования новых П смежных ОН, последующую ОН, например ОН 17, расширяют с засыпкой С21 между ними и наращиванием по высоте предыдущей ОН1 до уровня новой П последующей ОН 17 и формируют П33 и П34 (фиг. 5) с засыпкой П31 и 32 и тем самым производят засыпку нижнего яруса отвала и съездов между насыпями. Все вышеизложенные операции в ходе работ повторяют на каждом участке отвального поля вдоль фронта 5 горных работ, вмещающем описанные группы ОН и С с общим началом последних в своей для каждого участка точке "е", положение которой выбирают для каждого участка по мере подвигания горных работ, после чего операции повторяют. Преимущества разработанного способа перед прототипом заключаются в том, что его использование обеспечивает разгрузку самосвалов непосредственно под откос по всему периметру каждой ОН с упором откосов друг в друга и в контрфорс тело заезда 13, 23, ed, и др. что уменьшает время и затраты и повышает безопасность формирования ярусов и сокращает в целом сроки нахождения в контакте с воздушным бассейном поверхностей отвала, т.е. способствует профилактике и ликвидации пожаров и улучшению экологической обстановки;
систематическое обновление площадок ярусов;
постоянное спрямление транспортных трасс по мере отсыпки отвала, удешевляющее и интенсифицирующее отвалообразование, сокращающее сроки контакта горючих компонентов отвала с воздушным бассейном и уменьшающее тем самым возможности их самовозгорания;
наличие сети транспортных коммуникаций на отвалах, облегчающей доступ к пожароопасным участкам, что способствует тушению пожаров и улучшению экологической обстановки на отвалах.
Класс E21C41/26 способы открытой разработки полезных ископаемых; системы разработок