аккордеон
Классы МПК: | G10D11/00 Аккордеоны, концертино и тп; клавиатура для них |
Патентообладатель(и): | Борисенко Эдуард Александрович[UA] |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-04-26 публикация патента:
10.01.1996 |
Изобретение относится к музыкальным язычковым инструментам, а именно к аккордеонам. Сущность изобретения: с целью расширения исполнительских возможностей, в аккордеоне, содержащем правый и левый полукорпусы с деками, меха, клавишные механизмы, гриф с основной клавиатурой и входные камеры с голосовыми планками, на правой клавиатуре, представляющей собой систему белых и черных клавиш, образующих основной мануал, дополнительно введена дублирующая клавиатура, содержащая систему укороченных белых и черных клавиш, представляющих собой дублирующий мануал, расположенный террасообразно относительно друг друга, причем звукоряд дублирующего мануала смещен на октаву в сторону низких тонов относительно основного мануала. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
АККОРДЕОН, содержащий связанные между собой посредством меха правый с белыми и черными основными клавишами и левый полукорпуса с деками, клавишные механизмы, гриф с клавиатурой и входные камеры с голосовыми планками, отличающийся тем, что он имеет расположенные на правом полукорпусе белые и черные дополнительные клавиши, установленные в поперечном направлении с возможностью образования относительно основных клавишей ступеней, при этом длина дополнительных клавишей меньше длины соответствующих основных клавишей.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к музыкальным язычковым инструментам, а именно к аккордеонам. Известен аккордеон, содержащий правый и левый полукорпуса с деками, мех, клавишные механизмы, гриф с клавиатурой и входные камеры с голосовыми планками. Правая клавиатура аккордеона состоит из белых и черных клавиш: ряд белых клавиш тонов и ряд черных полутонов. Техническим результатом изобретения является расширение исполнительских возможностей аккордеона. На фиг.1 изображен аккордеон, общий вид; на фиг. 2 часть правой клавиатуры аккордеона; на фиг.3 ложе дублирующего мануала. Аккордеон содержит первый 1 и левый 2 полукорпусы с деками (не показаны), мех 3, клавишные механизмы (не показаны), гриф 4 с основной клавиатурой 5 и входные камеры с голосовыми планками (не показаны). Правая клавиатура 5 полукорпуса 1 представляет собой систему белых и черных клавиш, которые образуют основной мануал. На грифе аккордеона дополнительно устанавливается дублирующая клавиатура 6, содержащая систему белых и черных клавиш, представляющих собой дублирующий мануал. Дублирующий мануал является копией с основного мануала с укороченными белыми и черными клавишами. Основной 5 и дублирующий 6 мануалы расположены относительно друг друга террасообразно (фиг.2). Террасообразность заложена в сути органно-фортепианной клавиатуры. Ряд белых клавиш тонов и ряд черных клавиш полутонов находятся в разных плоскостях. Сохранение этого принципа удачно вписывается в предлагаемую конструкцию двухмануального аккордеона и способствует сохранению приемов и навыков игры на традиционном аккордеоне. Дублирующий мануал 6 монтируется на ложе 7, которое крепится на грифе 4 над основным мануалом 5. Клавиши дублирующего мануала 6 монтируются на оси 8 (фиг. 3). Октавное смещение звукоряда осуществляется валиками 9. Количество валиков 12 меньше количества клавиш основного мануала 5. Валики 9 установлены на верхней 10 и нижней 11 шарнирных опорах. Валики 9 содержат верхний 12 и нижний 13 передаточные рычаги. Нижний рычаг 13 устанавливается под клавишей дублирующего мануала 6. Верхний рычаг 12 через отверстие 14 выходит под ложе 7 и устанавливается без люфта над основанием одноименной клавиши основного мануала 5. Под нижним рычагом 13 устанавливается пружина 15, удерживающая валик 9 с передаточными рычагами 12 и 13 в положении не нажатой клавиши дублирующего мануала 6. При нажатии клавиши дублирующего мануала 6 нижний рычаг 13 через валик 9 передает вращательное движение на верхний рычаг 12, который нажимает одноименную клавишу основного мануала 5. Двенадцать начальных клавиш дублирующего мануала 6 бутафория, т.е. они не принимают участия в звукоизвлечении. Аккорден с дублирующим мануалом октавного смещения звукоряда относительно основного мануала по отношению к традиционному аккордеону имеет следующие преимущества:охват звукоряда правой рукой на системе двух мануалов составляет более двух октав, что дает возможность исполнять аккорды в широком расположении и три голоса многоголосной полифонической факторы в партии правой руки;
значительно упрощаются скачки;
значительно расширяется репертуар исполняемых произведений, прежде всего за счет полифонической музыки и оригинальных произведений для баяна. Осваивать аккордеон с дублирующим мануалом октавного смещения звукоряда можно на любой стадии владения традиционным аккордеоном от среднего до профессионального уровня. Переход на двухмануальный аккордеон не сопряжен с какими-либо проблемами, снижающими исполнительский уровень владения традиционным аккордеоном. Некоторые уменьшения длины черных клавиш основного мануала служит толчком для коррекции техники игры правой руки. Движения пальцев правой руки должны быть не размашистыми, точными, четкими и рациональными. Использование дублирующего мануала является эпизодическим и полностью зависит от фактуры исполняемых произведений. Изобретение расширяет исполнительские возможности аккордеона.
Класс G10D11/00 Аккордеоны, концертино и тп; клавиатура для них